«Барселона» и «Реал»: битва за Землю
Руководство мадридского «Реала» первым задумалось о рекламе футбола в глобальном масштабе и первым же реализовало смелую идею. Знаменитая «галактикос», собранная Флорентино Пересом на «Сантьяго Бернабеу» с десяток лет назад, взорвала мировую общественность и вспоминается с особым трепетом по сей день. Прозорливый президент начал скупать мировых звезд пачками, не заботясь о количестве нулей в стоимости их трансферов. Луиш Фигу, Майкл Оуэн, Зинедин Зидан, Роналдо, Дэвид Бекхэм — эти ребята присоединились к и без того грозной мадридской братии в лице Рауля, Гути, Йерро, Касильяса, создав абсолютно немыслимый по тем временам состав. Перес в начале нового тысячелетия сделал то, до чего арабские шейхи (владельцы «Манчестер Сити» и «ПСЖ») дошли только сейчас. Футболки звездных реаловцев раскупались с бешеной скоростью, армия поклонников «сливочных» росла в геометрической прогрессии, а трибуны «Сантьяго Бернабеу» ломились от желающих лицезреть лучших футболистов современности.
«Барселона» не пошла по мадридскому пути: вместо того чтобы скупать звезд, она вырастила своих, одарив их еще и уникальным подходом к футболу. Отличная работа академии «Ла Масия», помноженная на тренерский талант Кройфа и Гвардиолы, дала феноменальный результат. Первый показал, как много забивать, а второй научил не пропускать — на этом багаже команда способна выступать на высочайшем уровне при любом главном тренере, знающем структуру клуба. Эта система, именуемая в быту «тики-такой», сочетает в себе высочайшую результативность, эстетику и возможность проявления индивидуальных способностей. Команда много держит мяч, много пасует, много забивает, имеет прекрасный подбор исполнителей — что еще надо, чтобы наслаждаться футболом?
Президент «Барселоны» Сандро Росель как-то сказал: «Барселона — это не бизнес». Наглая ложь, ведь уже тогда он покорял азиатский рынок, причем делал это с особой педантичностью. Например, заключил партнерский контракт с китайской интернет-фирмой Tencent с общей аудиторией более 1,5 миллиарда пользователей. Есть соглашение по содействию и с компанией Intersports, принадлежащей городскому совета Пекина. Китайский людской ресурс не идет ни в какое сравнение с европейским. Здесь-то Росель и нашел незанятую, но невероятно прибыльную нишу.
В «Реале» нынешнем системность просматривается гораздо менее отчетливо, но это никак не мешает двигаться в том же, восточном, направлении. Яркая иллюстрация — решение убрать с герба крест, дабы повысить популярность клуба среди мусульманских болельщиков.
Старания испанских грандов не прошли даром: на церемонии вручения «Золотого мяча» 2012 года была оглашена символическая сборная мира, сплошь состоящая из игроков Ла лиги (по пять игроков из «Барселоны» и «Реала» и один представитель «Атлетико»). Делать компрометирующие выводы, пожалуй, рано, но задуматься о столь точном дележе мест под солнцем все же стоит. Испанская федерация футбола уже доказала свое участие в разделе пирога, приняв решение провести финал Суперкубка Испании-2013/14 в Китае. И тут-то Мадрид и Барселона (очевидные участники этого поединка) показали зубы, выказав недовольство своим неучастием в подобных решениях и неправильном дележе доходов. Заинтересованных сторон здесь много, и это неудивительно, учитывая масштабность проектов. В то же время преданные болельщики АПЛ и Бундеслиги резонно спросили: «Как же так вышло, что в финале Лиги чемпионов оказались «Челси» и «Бавария», но никак не «Реал» и «Барселона»? Но их никто не услышал, ведь в это время овациями встречали главного двигателя «сине-гранатового» движения в массы Лионеля Месси, горячо любимого президентом ФИФА Зеппом Блаттером.
Аргентинский вундеркинд — символ спортивного мужества. Месси просто хотел играть в футбол, и остановить его не смогли ни дефицит роста, ни новая страна, ни косые взгляды ровесников. Покладистый нрав, неконфликтность, отсутствие активной светской жизни — эти качества наряду с идеальными характеристиками для преобразования «тики-таки» в феноменальную результативность сделали из парня великолепный медиабренд, который просто невозможно ненавидеть. Бесконечные нарезки голов Лионеля плавают по YouTube, рекорд Герда Мюллера канул в лету, и тут, как нельзя кстати, он получил еще и четвертый «Золотой мяч». Теперь это безобидное творение рук каталонских мастеров лицезреют миллиарды китайцев, индийцев, арабов, и уверенно заявляют: «Вот оно — совершенство», отстегивая в кошелек «Барселоны» все большие суммы за трансляции и атрибутику. Из Месси сделали Миссию европейского мира, который несет просвещение на футбольно безграмотные просторы Востока. Четыре «Золотых мяча» — весомый аргумент в любом споре, но истинные гурманы разочаровались в ФИФА еще в 2010-м, когда Уэсли Снайдера, выдавшего шикарный сезон и обвешанного медалями абсолютно всех турниров, оставили за пределами тройки лучших. Но все это дела дней минувших, а сейчас аргентинский феномен бодро семенит ногами по незадачливым умам представителей восточной футбольной культуры.
У «Реала» тоже есть свой «двигатель», но не такой яркий и совсем не форматный, — Икер Касильяс. Вратарское искусство по эстетике значительно уступает бомбардирскому, но это не мешает Икеру быть непревзойденным капитаном, мистером fair-play, символом «Реала» и сборной Испании. Поклонники его таланта и человеческих качеств испытывают гораздо более сильные чувства, чем просто признание, но ведь вратарские футболки продаются в миллион раз хуже, чем майки полевых игроков… Место Касильяса могли занять Серхио Рамос и Криштиану Роналду, но первому мешает излишняя эмоциональность, а второму — природная красота, вызывающая слишком много зависти. Лишь втроем эти ребята могут составить конкуренцию Месси по медиаэффективности.
В борьбе за любовь масс Росель переиграл Переса. Теперь сине-гранатовая армия болельщиков слишком многочисленна, чтобы неожиданно раствориться в сливочных цветах. Даже рушение незыблемых традиций не будет иметь никакого значения, ведь идолопоклонничество близится к своему пику. «Барселона» неспешно берет свое: вместо благотворительной UNICEF на футболки перекочевал некоммерческий бренд Qatar Foundation, а вскоре его заменит уже прямая реклама Qatar Airways, которая пополнит бюджет клуба невероятной суммой, действительный размер которой широкая общественность узнает еще очень и очень нескоро, а лучше бы не узнала совсем.