За сколько лет окупится «Арена Спартак»
Проект строительства "Арены Спартак" является коммерческим (что не отменяет того перечня важных социальных функций, которые ему предстоит выполнять) и реализуется за счет средств частного инвестора, поэтому просто необходимо иметь представление о целесообразности его реализации, или, проще говоря, о том, какова его экономическая эффективность.
В качестве ключевого показателя экономической эффективности мы уже не раз принимали срок окупаемости проекта (поскольку по NPV и IRR в данной отрасли сделать далеко идущих выводов не получается)
Как известно, реализация данного проекта обошлась в $500 млн. Для получения представления о доходах стадиона нам предстоит смоделировать все денежные потоки, аналогично тому, как это было проделано применительно к Juventus Stadium и "Донбасс-Арене"
По-прежнему основным доходом для стадиона являются денежные поступления от реализации билетов. Для начала посчитаем число сыгранных на арене матчей за год. Принимая во внимание тот факт, что в Чемпионате России принимают участие 16 команд (по системе игра дома – игра на выезде), в рамках данного турнира стадион примет 15 игр + 2 игры в Кубка России, а также как минимум один матч с участием сборной команды страны и 4 игры в рамках международных соревнований (Лига чемпионов и/или Лига Европы). В общей сложности получаем 22 игры.
Средняя матчевая численность аудитории, которая посещает домашние игры «Спартака» во всех турнирах сезона 2012-2013, составляет 23888 зрителя (по данным РФПЛ и УЕФА). С учетом вместимости Олимпийского стадиона «Лужники», который арендует клуб, заполняемость арены на каждом домашнем матче находится на уровне 28%. Как же оценить посещаемость новой арены, отличающейся по вместимости от прежней? Нет сомнений, что новый стадион привлекает дополнительную аудиторию, благоприятно влияет на посещаемость.
Чтобы спрогнозировать уровень увеличения посещаемости, обратимся к примеру близкой к нам по менталитету соседней Украины, где в 2009 году открылась «Донбасс Арена», на которой проводит свои домашние игры донецкий «Шахтер». Согласно отчету, опубликованному на официальном сайте команды, в год переезда «Шахтера» со старенького «Олимпийского» стадиона на «Донбасс Арену» средняя посещаемость команды выросла с 18573 до 37694 зрителей, т.е. более чем в два раза.Если предположить, что посещаемость домашних игр «Спартака» вырастет аналогично посещаемости «Шахтера» в два раза, то полученная цифра превысит вместимость стадиона.
Согласно европейским стандартам, ценовая политика футбольного клуба считается сбалансированной, если средняя заполняемость стадиона не ниже 80%. С учетом вышеизложенных обстоятельств, целесообразно принять к рассмотрению реалистичный вариант и считать среднюю заполняемость «Стадиона Спартак» равной 90% от вместимости, т.е. 38700 зрителей за матч.
Как известно, доход клуба от продажи билетов состоит из продажи абонементов на сезон на все матчи, разовых билетов и билетов на места повышенной комфортности. Общий доход от реализации билетов смоделирован (с учетом коэффициентов и средних цен) и представлен в сводной таблице.
Итак, сезонная выручка клуба от реализации билетов составит:
17820*6000+22*(15280*800+5600*5000)=991 848 000 руб
Прочие доходы можно рассчитать следующим образом. По генеральному плану проекта предусмотрено строительство с целью последующей сдачи в аренду 11576 кв.м коммерческих площадей. Исключим из этого числа площадь магазина по продажи клубной атрибутики (площадь подобных магазинов сегодня варьируется от 100 до 1000 кв.м, поэтому для ровного счета примем ее равной 576 кв.м). Арендные ставки на офисные площади класса «А» в Москве сегодня варьируются от $650 до 1200. (без учета эксплуатации, которую осуществляют специализированные компании и НДС). С учетом того, что помещения будут сдаваться в состоянии shell&core (состояние, готовое к чистовой отделке) и географического расположения объекта (северо-запад Москвы, Волоколамское шоссе), условимся, что базовая ставка аренды равна $650. В общей сложности годовой доход от реализации коммерческих площадей составит:
11000*650*30 руб=214 500 000 руб
Другой источник дохода – это парковка. Единственное, что пока известно о ней, это вместимость – 7500 машиномест. Поскольку очень трудно судить о ее заполняемости во внеигровые дни, можно посчитать доход в дни матчей (зато примем ее заполняемость за 100% и будем рассчитывать, что при неполной загрузке парковки в дни матчей недостающий доход будет приносится в будние дни, поскольку люди приезжают не только на футбол, но и в офис и торговый центр)
7500*22 матча*2 часа*100 руб = 33 000 000 руб
Благодаря тому, что вместимость « Арены Спартак» практически совпадает с вместимостью Juventus Stadium, доходы от проведения одного концерта вполне можно сопоставить (разве что количество проводимых годовых мероприятий уменьшим до двух)
214 000*2*40 руб = 17 120 000 руб
Помимо этого в спортивном комплексе имеется запасное поле, которое можно сдавать в почасовую аренду (цены указаны путем сравнительного анализа с Малой Ареной стадиона «Локомотив»)
150 дней*22000 руб/час*6 часов = 19 800 000 руб
Клубный музей – это не только важная репутационная составляющая для футбольного клуба, но и источник дохода. За год подобные заведения посещают не менее 50 000 человек, а средняя стоимость билета (взрослый 500 рублей, дети и пенсионеры имеют льготы) – 200 рублей.
50 000*200 руб = 10 000 000 руб
Реализация рекламных прав, как мы уже говорили выше, приносит клубу $6млн в год, т.е. около 180 000 000 руб. Эта сумма поступает только от финансовой группы «Открытие». Также необходимо добавить доход от рекламы на стадионных площадях (согласно экспертным оценкам, около $10 млн)
В таблице ниже приведены все данные в обобщенном виде (а также расчет процента каждой составляющей в общей доле выручки.) Не следует забывать про операционные расходы (согласно общепринятой практике, 15% от доходов) и про налог на прибыль организаций (20%).
Таким образом, чистый доход составил 1017,4 млн руб . Теперь рассмотрим непосредственно окупаемость инвестиционного проекта (учтем ежегодную индексацию в 10%)
Строительство спортивного комплекса обошлось в $500 млн. или около 15 млрд. руб. Как видим, окупить эти инвестиции по нашим расчетам получится приблизительно за 9,5 лет.
Крайне важно обратить внимание на то, что при расчетах налоговая нагрузка учитывалась только в части налога на прибыль. Принимая во внимание социальную значимость проекта, однозначно можно говорить о том, что по налогам возможно будет получить существенные льготы.Например, согласно Федеральному закону об организации и проведении в РФ Чемпионата мира по футболу в 2018 году, ряд льгот предоставляется инвесторам, финансирующим строительство объектов чемпионата:
а) товары для реконструкции и строительства объектов чемпионата освобождаются от ввозного НДС (ст. 150 НК РФ);
б) доходы организаций, финансирующих строительство и реконструкцию объектов чемпионата, или непосредственно ведущих такие работы, освобождаются от налога на прибыль (ст. 251 НК РФ). Имеются в виду доходы, связанные с проведением чемпионата.
в) имущество, используемое в связи с организацией и проведением чемпионата, освобождается от налога на имущество (ст. 373 НК РФ).
г) земельные участки, на которых размещаются (включая период строительства и реконструкции) объекты чемпионата, освобождаются от земельного налога (ст. 395 НК РФ).
Очевидно, что строительство стадиона - далеко не самое выгодное вложение средств, однако, нашей стране крайне необходимо развитие спортивной инфраструктуры. Остается надеятся, что проведение крупных международных соревновании позволит решить большое число проблем, повысить доходы бюджета, а также привлечь внимание молодежи и всего российского общества к спорту, которое так ему необходимо.
И расходы выше будут, и доходы куда ниже. Я вот смотрю, "билеты" по вашей оценки будут 23 млн евро приносить команде. Посмотрим бенчмарки, откроем Делойтт за 11-12. Милан - 34 млн, Юве 32 млн(сейчас будет ~40 млн), Дортмунд - 31 млн, Интер - 23 млн, Наполи - 24 млн, Марсель 18 млн, Лион - 18 млн, Рома - 15 млн. Вряд ли будет Спартак зарабатывать на билетах вровень с Интером/Наполи и больше ведущих французских клубов.
Но дело безусловно полезное и лучше вложиться в стадион, чем просто спускать деньги на нематериальные активы(игроки) и опер деятельность(зарплаты).
Но все равно интересно, спасибо
Если всерьез заниматься клубом, то стадион необходим - все эти прыжки с Динамо на Лужник и на Локомотив с Торпедо - позавчерашний день. Клуб без стадиона - это московское изобретение середины прошлого века.
Экономно выбирать стройматериалы, тщательно отбирать строительных подрядчиков, чтобы не переплатить, продавать рекламу, продавать билеты - от всего этого не стоит оказываться. Особенно на фоне разговоров, что "российский футбол неумолимо стремится к самоокупаемости".
Но такого бизнес-проекта, как "стадион" или "клубный стадион" не существует. Есть PR-проекты и разговоры о том, что на самом деле это не PR-проекты