В российском чемпионате соперничество выше, чем в Англии?
Ранее мы говорили об обособлении малого количества клубов от остальных в национальных чемпионатах и ухода в отрыв от преследователей на несколько, а в некоторых случаях и десятки, очков. Иногда отрыв становился таким большим, что было жалко бронзового призера, а также тех кто закончил борьбу в середине таблицы. Не говоря уже о нижней части таблицы. В некоторых лигах разрыв между лидером и аутсайдером достигает таких размеров, что со временем теряется смысл смотреть большинство матчей этого чемпионата, так как даже обывателю с улицы становится понятным, что на ринге находятся борцы разных весовых категорий.
Да, может быть, на самой вершине турнирной таблицы идет ожесточенная борьба. Две команды, а может быть и сразу три, идут плечом к плечу до самой финишной черты, где итоговый отрыв друг от друга измеряется одним или двумя очками. Но ведь не это же главное в проведении чемпионата. Кроме этих двух-трех высококлассных команд есть еще десяток и больше клубов в розыгрыше, и каждый играет с другой по два раза за сезон.
Турнир, прежде всего интересен тем, чем больше команд участвуют в распределении очков и чем больше команд способны отобрать очки у соперников. Согласитесь, если два явных аутсайдера уже к 10-му туру будут отставать от основного пелотона на порядок, то возникает вопрос: а нужны ли были эти два места в этой лиге? Зачем эти два аутсайдера нужны, кроме того как поставлять дежурные очки соперникам? Никакого толка – есть они в лиге или нет.
В мире много разных футбольных лиг. Для себя мы неосознанно выбираем две или три, а то и пять, лиг для просмотра или в качестве предмета постоянного обсуждения. Лично я, из всех лиг выбираю (за последние десять лет) российскую премьер-лигу, английскую премьер-лигу, испанскую примеру и Бундеслигу. Немецкий чемпионат смотрю постольку поскольку, но в основном из-за бескомпромиссности борьбы. Или мне кажется? Да и невозможно думаю, уделить равное внимание каждой лиге. Другие, вполне возможно, исключительно или вдобавок вышеуказанным интересуются итальянским, французским и голландским футболами. Каждый вправе называть определенную лигу лучшей, интересной и интригующей. Тут как говорится, на вкус и цвет…
Однако можно ли в цифрах измерить уровень соперничества каждой лиги? Думаю, да. Одним из показателей уровня соперничества может быть разница собираемости очков между лидером и аутсайдером. Чем меньше этот разрыв, тем больше соперничествоа; и наоборот – чем больше разрыв, тем меньше соперничество и конкуренция в лиге.
Формула расчета проста, как три копейки: сначала высчитываем процент собираемости очков лидером и аутсайдером, затем из показателя лидера вычитаем процент собираемости очков аутсайдером. К примеру, в прошедшем сезоне российской премьер-лиги чемпион ЦСКА набрал 64 очков из 90 возможных (собираемость составляет 71,1%), в то время как аутсайдер «Алания» - 19 из 90 (21,1%). Разница в 50% как раз и будет показателем нашего Индекса соперничества.

Объяснение сути индекса: теоретически самый несостязательный чемпионат имел бы показатель в 100%, то есть лидер выиграл, а аутсайдер проиграл все свои матчи (100% против 0%). И наоборот, теоретически чемпионат с самым высокой конкуренцией имел бы индекс равной 0% - когда все матчи сезона закончились вничью и у всех одинаковое количество очков с одинаковой собираемостью в 50% (50% - 50% = 0%). На практике же Индекс состязательности большинства национальных чемпионатов варьируется в диапазоне между 30% и 60%.
Давайте посмотрим, с каким Индексом соперничества проходили чемпионаты СССР:

В сезоне 1961 года чемпионат проводился в два этапа. Сначала провели предварительный этап с 22 командами в двух подгруппах, откуда в следующий финальный этап вышли по пять лучших команд. В играх за 1-10 места разрыв между лидером (киевским «Динамо», 70%) и аутсайдером («Пахтакором», 45,6%)) составил 15 очков. Индекс составил 24,4%. Это как бы говорит о высоком уровне соперничества среди десяти команд.
А из нормальных, то есть проведенных в один этап, чемпионатов, в пример можно привести сезон 1971 года, когда лидер киевское «Динамо» набрало 67,8% очков, а аутсайдер «Шахтер» - 37,8%. Очень трудно назвать команду аутсайдером (последнее 16-е место), который умудрился выиграть треть (10 из 30) своих матчей и отстал от занявшего 7-е место «Торпедо» всего лишь на четыре очка! Вот таким бескомпромиссным оказался 71-й год.
А теперь давайте рассмотрим ситуацию с новейшей российской премьер-лигой. Средний индекс состязательности за все время проведения РПЛ составляет 50,06%. Иными словами чемпионы в среднем набирали 71,3% очков, а аутсайдеры довольствовались 21,24%. Самая большая собираемость принадлежит «Спартаку», который в двухэтапном чемпионате 1992 года набрал 80,95% очков. А из одноэтапных сезонов в 1999 году тот же «Спартак» чуть было не дотянул до своего двухэтапного рекорда – 80,0%.
Среди аутсайдеров максимальный показатель принадлежит «Ладе» из 1994 года – 31,1% (6 побед, 10 ничьих и 14 поражений), а минимальный «Тюмени» 1998 года выпуска - 8,9% (2 победы, 2 ничьи и 26 поражений).
Несмотря на такой неприлично низкий показатель собираемости, сезон 1998 так и не смог произвести на свет самый большой разрыв между лидером и аутсайдером. Так как лидер «Спартак» в тот год набрал всего лишь 65,5% очков, то разрыв в итоге составил 56,7%. Это даже не второй результат, и даже не третий. На третьем месте среди самых несостязательных находится сезон 2009 года, когда чемпион «Рубин» оторвался от аутсайдера «Химки» на 58,9% (70% против 11,1%). На втором месте сезон 1995, когда «Динамо-Газовик» отстал от чемпиона «Спартака» на 62,2% (16,7% против 78,9%). Ну а самым неоднородным и неравным стал сезон 2000 года, где индекс дошел до отметки 64,44% (77,78% у «Спартака» против 13,33% у «Уралана»).

Какой же российский сезон было намного интереснее смотреть с точки зрения присутствия борьбы в большинстве матчей? Наша таблица указывает на сезон 2003 года. В том сезоне чемпион ЦСКА набрал 65,6% очков, а вылетевший с премьер-лиги новороссийский «Черноморец» - 26,7%. Таким образом, Индекс состязательности того сезона показал самый низкий показатель за всю недолгую, но насыщенную, историю российского футбола – 38,9%. Действительно в том сезоне среднее отставание команды от впереди стоящей составил 2,33 очка.
Давайте на время перенесемся на Туманный Альбион с его долгой футбольной историей. Его история такая богатая и долгая, что здесь уместнее говорить в разрезе десятилетий, нежели о годовых показателях Индекса соперничества. Изучая нижеследующую диаграмму можно увидеть, что послевоенные чемпионаты с каждым разом становятся менее состязательными и неравными, в то время как в период до Второй мировой войны шансы клубов уравнивались и соперничество в высшей лиге росло практически с каждым десятилетием.

В довоенные годы Индекс падал до умопомрачительных 19,0%. Так в сезоне 1937/38 при 22 командах разрыв между чемпионом «Арсеналом» и аутсайдером «Вест Бромвичем» составил 16 очков (52 против 36). Представляете, отставание команды от впереди идущей (скажем, например, седьмое место от шестого) в среднем составило 0,76% очков. Самый большой отрыв равнялся 3 очкам – настолько очков отстал «Чарльтон» (4-е место) от бронзового призера «Престона». И это стал максимальным отрывом. Эх, увидеть бы разок своими глазами такой турнир!
В послевоенные годы бескомпромиссностью отличились два сезона – 1974/75 и 1976/77, когда показатель Индекса составил одинаковые 28,6%. Наименее состязательные сезоны выдались сравнительно недавно.
В период с 1900 по 1992 (год, когда создалась премьер-лига) лишь 11 раз Индекс соперничества превзошел цифру 50%, то есть менее состязательных сезонов было меньше. За эти 92 года Индекс варьировался в диапазоне между 35% и 45%, что говорит о более или менее ровной силе и мощи клубов.
После образования английской премьер-лиги, картина приняла совсем другой вид. В 11 из предыдущих 13 сезонов Индекс не опускался ниже 50%. Топ-5 возглавляет сезон 2007/08 с 66,7%, за ним следует сезон 2005/06 с 66,6%, а на третьем месте - сезон 2011/12 с 56,2%. Если вглядеться в таблицу недавно завершенного сезона 2012/13 можно увидеть, что отставание между местами в среднем составило 3,04%. Ну, куда годится, когда серебряный призер (Мансити) отстал от чемпиона (МЮ) на 11 очков, а обладатель 8-го места от впереди идущего 7-го места – на 12 очков? Первая пятерка большую часть сезона жила своей жизнью, а остальные 17 клубов – своей. А вылетевшие «Куинз Парк» и «Рединг» просто обозначили свое присутствие, раздавая очки налево и направо.
Причиной обострения неравенства многие могут назвать несоразмерные средства, которые тратятся клубами на покупку футболистов и усиления их таким образом. Отчасти, это правильно. Но и не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в премьер-лигу зачастую залетают чересчур слабые клубы. Так, к примеру, в сезоне 2007/08 аутсайдер «Дерби» вылетел с АПЛ с позорным показателем в один выигрыш за 38 матчей, а в сезоне 2005/06 и 2002/03 «Сандерленд» одержал всего лишь три и четыре победы соответственно.
Закончим наш анализ национальных лиг в отдельности, и попытаемся сравнить российскую и английскую лигу с другими чемпионатами. Заметьте. Что речь идет о высших лигах соответствующих стран.
Как видно из нижеследующей таблицы, три лиги, которые многими признаются лучшими и самыми интересными, на самом деле находятся в нижней части по уровню соперничества. В Германии клуб «Гройтер Фюрт» был явно лишним в прошедшем сезоне, одержав, внимание, «ноль» количество побед дома. Представляете, сыграть 17 матчей на своем поле и порадовать своих болельщиков всего лишь четырьмя ничьими! Сократили бы Бундеслигу на 2 команды (с 18 до 16), тогда соперничество увеличилось бы на целых 10 базисных пунктов (с 69% до 59%).

Вместе с показателями Индекса соперничества я привел отдельной графой количество клубов, которые выступают в соответствующих лигах. Удивляет чемпионат Бразилии, который с 20 командами на борту показывает третий результат в нашем чарте самых состязательных лиг.
Забавляет национальный молдавский дивизион, который умудряется даже с меньшим количеством клубов в лиге показать второй худший результат. Представляете, там в лиге 12 команд, и по итогам прошедшего сезона два аутсайдера «Сперанца» и «Нистру» (11-е и 12-е место в таблице) набрали 19 и 12 очков соответственно. Даже если сложить эти очки двух клубов, то этого не хватит, чтобы догнать обладателя… 10-го места «Олимпию» с 35 очками.
Пусть эта статья никоим образом не вводит вас в заблуждение насчет привлекательности и самобытности каждого из национальных чемпионатов по футболу. Единственной целью данного анализа было изучение динамики изменения качественного состава каждой из лиг, прикинуть на будущее дальнейшее развитие и, если необходимо, представить определенные факты сторонникам уменьшения количества клубов в лигах.
А в Германии это скорее Бавария оторвалась, а в остальной таблице там очень высокая конкуренция была...
А в Англии это КПР с Редингом мертвые были...
Это раз потому существуют реперные точки, это зоны вылета и зоны еврокубков, зона чемпионства, именно они являются центрами притяжения, так что возможно стоило оценивать конкурентность именно по плотности команд именно в этих зонах. Как это сделать? Надо идти от обратного, посчитать количество команд которые ничего не решают в чемпионате, то есть которые обеспечили себе не вылет и которые страшно далеки от призовых мест. Это конечно сложно сделать.
Возможно измерить конкуренцию в чемпе подсчитывание команд находящимися друг от друга на расстоянии 0 очков, 1 очка, 3, 4, 5 итд итп.
Но еще раз повторюсь данный показатель тем и хорош что просто рассчитывается. но все таки он больше показывает степень рациональности количества команд в чемпионате. Вот наш чемпионат имеет показатель 50 а АПЛ 56, но это не наговорит что наш чемп конкурентнее он скорее говорит что наличие 16 команд в РПЛ более обоснованно чем наличие 20 команд в АПЛ (создай АПЛ с 18 командами и у них значения индекса будет выше чем у нас). А УПЛ с его убогими 75% явный указатель на раздутость количества команд у соседей, а ведь надо учитывать что Шахтер играл треть чемпа полуторным составом. То есть данный индикатор можно использовать для оценки нормального количества команд в чемпе, когда не будет пропасти, для Украины он например будет 12 вместо 16, а для Бразилии 24 вместо 20, тогда индикаторы у всех будут примерно равны.
В данной таблице из первой десятки серьезные турниры лишь два серьезных турнира - Бразилия и Франция.
Интересно было бы посмотреть на такую статистику, но брать в расчет только команды борющиеся за чемпионство. Возьмем в пример Италию 10-15 лет назад, когда часто случалось, что перед последним туром одинаковые шансы на успех были сразу у трех команд. Или прошлогоднюю развязку в АПЛ.