ПереБоринили. Италия в финале молодежного Евро
Италия перестраивается и проводит худший тайм на турнире, Голландия доминирует, но не реализует преимущество, а Майку ван дер Хорну хватает четырех минут, чтобы отправить свою сборную домой, а Италию – в финал
Секунды между полуфиналом и финалом. Ван дер Хорн проигрывает касание Борини
Италия изменилась, можно по-разному к этому относиться, даже отрицать, но это так. Мы увидели две сборные Девиса Манджи. Одна играла на групповом этапе, извиваясь тактической схемой, действуя на скоростных, порой просто молниеносных атаках, умело фантазируя и забирая у соперника мяч. Другая – компактная гильотина, спрятанная на своей половине, перестроенная и прагматичная.
Первая бежала, воображая себя неуязвимой, не замечая ошибок, компенсируя промахи в обороне атакой. Вторая вставала колом на своей половине, заливала свободные зоны ядом и душила, душила, душила…
В полуфинальном варианте ей нужен был один стоящий шанс, в групповом можно было выбирать из целого ряда возможностей, найдя наиболее верную или же просто удачную.
Это были две разные команды, которые объединила одна деталь – победа. Они обе добились в итоге того, чего хотели, того, зачем приехали на Евро.
Прежде чем перейти непосредственно к главному полуфиналу, а возможно и вовсе главному матчу турнира, поскольку игра с Испанией, да еще в финале, это как игра в «русскую рулетку», когда ты должен не один раз приложить к виску бесстрастное дуло пистолета, а несколько. Щелчок, второй, третий, считая не сколько прошло попыток, а сколько осталось, и только потом, если мозги все еще в черепушке, а не на стене – передаешь шанс на смерть сопернику. Это ведь Испания, выиграть можно, но только если очень-очень повезет, а везение умножится на идеальный футбол. Впрочем, финал послезавтра, сейчас не о нем.
Так вот, предметный разговор о полуфинале слегка прибережем, есть важный момент в предисловии, чтобы четко уловить всю разницу в построении игры Адзуррини, то как яркий вариант первых трех матчей сменился грозовыми тучами последней, той что первая на вылет. Это одновременно и важно, и интересно, и любопытно.
Как играли (групповой этап)
Все информационные источники врут, что Манджа использует схему 4-4-2, это совершенно не так, причем странно воспринимать подобный взгляд от итальянцев, любящих до беспамятства и въедливо, даже страстно разбирающих тактику. Особенно удивительно все это на фоне игры «Торино» в ушедшем сезоне, команда Джампьеро Вентуры использовала ровно эту же расстановку, везде прописанную 4-2-4. Наверное, это мелочь, с другой стороны в футболе мелочей не бывает, важно все. С толку может сбивать достаточно широкий спектр действий крайних игроков атаки (вингеров), но в заблуждение все же вводить не должен.
Тактическая идея данной схемы исходит из пустоты в центре, между парами опорников и форвардов. Треквартиста такой расстановкой не предусмотрен, что не делает ее проще, если есть соответствующее наполнение. Вместо конкретного игрока команда аккумулирует общие ресурсы, создавая коллективного треквартисту, что даже интереснее, хотя это, конечно, вопрос вкуса.
Как это работало
Суть в том, что зона в центре при атаках используется разными игроками. Туда может смещаться с фланга вингер, уводя с собой мяч и внимание соперников. При этом игрок противоположного крыла выдвигается в линию атаки, либо меняясь позициями с ближним нападающим, либо присоединяясь крайним (один из форвардом занимает позицию в центре, другой уходит ближе к флангу). Схема перестраивается в крайне атакующий вариант 4-2-1-3, насыщая возможностями развитие атаки и запутывая оборону оппонента.
Такой же вариант образуется и без диагонального смещения в центр вингера, в этом случае в глубину отходит один из форвардов, заполняя все туже зону перед штрафной, а вингеры выдвигаются на первую линию к центральному нападающему.
При позиционной атаке в свободную зону и вовсе может подняться один из двух опорников, чаще, естественно, Верратти, превращая схему в безумные 4-1-1-4. Но это все-таки позиционное нападение, поэтому всерьез обращать внимание на данную расстановку не стоит.
Такая схема позволяла Италии быстро выходить из обороны и иметь достаточное количество вариантов развития атак. К тому же способа выхода было два: через насыщенные и заряженные на атаку фланги или же через длиннющие диагонали из опорной зоны (снова вспоминаем о Верратти). Оба варианта быстры и вполне применимы, и оба активно использовались итальянцами в матчах группового турнира.
Стоит так же отметить Лоренцо Инсинье. Коренастый неаполитанец стал лидером этой команды, именно от него зависит в большинстве атак последний или предпоследний пас, его скоростная работа создает напряжение в обороне соперника в любой точке, куда приходит Лоренцо. Возможно, именно ради Инсинье Манджа не стал искать варианты для заполнения зоны треквартисты, оставив ее свободной, чем создал необходимое пространство для творчества своей главной звезды.
Побочные эффекты
Проблема у данной схемы одна – пространство перед собственной штрафной. Нагрузка на двух центральных полузащитников выпадает громадная и от того, как они справятся, зависит работоспособность всей схемы.
Талантом Марко Верратти можно укрыть весь земной шар, сейчас он особенно огромен, поскольку Марко все еще поразительно молод и умеет на данный момент в разы меньше, чем в гипотетическом будущем (в сравнении не с кем-то, а с самим собой в перспективе).
Один из главных минусов игры молодого хава – оборона, и позиционная, и при быстрых атаках соперника. Без помощи толкового чистильщика опорная зона превращается в проходной двор. Тем удивительнее, что Манджа привез на турнир лишь одного такого игрока (Марроне).
Собственно, решение именно этой проблемы главный тренер Адзуррини был вынужден искать после травмы Марроне в стартовом матче. И от решения этой задачи зависел ответ всего турнирного уравнения.
Как играли (полуфинал)
Ориентируясь на проблемы в центре поля, Манджа перестроил игру, соорудив три линии обороны и отыграв первый тайм по 4-3-3. Флоренци, отвечавший за правый фланг, на постоянной основе опускался к центральным хавам, образуя трио Верратти – Росси – Флоренци, причем самым центральным был именно Фаусто Росси, что говорит об оборонительных возможностях Верратти лучше тысячи слов.
Пока Алессандро трудился в центре, фланговая работа разделялась между Донати, проведшим свой лучший матч на турнире, и Борини, выполнившим немыслимый объем работы и сохранившим свежесть для решающего момента игры.
Другое крыло схемы Манджи – Инсинье – поднимался к нападающим, образуя верхнюю тройку в той самой 4-3-3. Когда становилось совсем тяжело – Инсинье и Борини опускались и вовсе на края полузащиты, превращая схему в закупоренную со всех сторон 4-5-1, точно подводная лодка, готовящаяся к погружению.
Во втором тайме голландцы снизили обороты, заиграли осторожнее, что позволило Флоренци играть ближе к флангу и много выше, чем в первой половине, а вся команда выстроилась в более привычную расстановку.
Как это работало
Плохо, а местами не работало вообще. Италия слишком глубоко сидела на своей половине, потеряв фирменное движение в передней линии и выход из обороны. По сути, в первом тайме Адзуррини сумели быстро преодолеть центр поля лишь раз, создав свой самый опасный момент за 45 минут.
Помощь Флоренци в центре поля создала необходимую плотность, не смотря на которую итальянцы привезли себе два опаснейших штрафных, которые вполне могли разрушить всю игру. А Инсинье, играя стабильно на уровне форвардов, а вернее форварда, поскольку Иммобиле чаще всего оказывался единственным нападающим на поле, в то время как Борини пахал то на фланге, то в центре. Так вот, Лоренцо потерял возможность для маневра, принимая мяч под прессингом и вынужденный обыгрывать минимум одного соперника, чтобы получить пространство для развития атаки. Потерь за один тайм лидер итальянцев совершил раз в пять больше, чем за первые полтора матча на турнире.
С другой стороны, Адзуррини добились главного, сохранив ворота непораженными и держа в уме возможную ошибку соперника. К тому же во втором тайме давление голландцев заметно ослабло и проблемы Италии стали менее очевидными.
Игра
Манджа не стал выдумывать велосипед и выпустил практически тех же игроков, что и в стартовом матче турнира. Исключений было два: Реджини сменил на левом фланге обороны Бираги (впрочем, Реджини проводил уже вторую игру подряд), а Росси занял проблемную позицию второго центрального хава (судя по всему, Манджа другого варианта попросту не видел).
Не смотря на помощь Флоренци в центре поля, Адзуррини привезли себе убойный штрафной уже на четвертой минуте. Махер пробил практически идеально - не хватило каких-то сантиметров. Штанга звучно отозвалась в сердцах тренерского штаба итальянцев, отведя мяч в сторону.
Италия плотно села на свою половину, то ли не стремясь изначально отбирать мяч у соперника, то ли не имея возможности. Голландия неплохо давила, причем в разных точках, вспыхивавших болезненно-красным раздражением. То и дело норовил провалиться на своем фланге Реджини, проигрывавший мини-дуэль Вейнальдуму. Вообще говоря, именно с левого фланга обороны итальянцев пришли самые опасные подачи-прострелы, и выбор главного тренера на эту позицию казался, мягко говоря, неочевидным.
Все, что получалось впереди – попытки Иммобиле цепляться за любые мячи. Чиро был в первом тайме очень хорош, учитывая всю сложность ситуации, и отработал просто-таки вдохновенно. Пожалуй, именно Иммобиле и фантастически спокойный Барди выглядели лучшими, придавая команде необходимую уверенность в своих силах и, в случае форварда «Дженоа», хоть как-то отодвигая игру от своих ворот.
Ближе к концу получаса игры Италия впервые сумела выцарапать мяч, заработала стандарт неподалеку от штрафной оранжевых и провела первую в матче быструю атаку. Из обороны выбрались скорее случайно, нежели продуманно, но все же довели мяч до Инсинье, бросившего в прорыв Иммобиле. Защитник сумел ухудшить позицию форварду и удар Чиро фатальным не стал, но сигнал к более осторожным действиям Голландия получила.
Концовка тайма взорвалась сразу серией моментов, разогнав игру до практически предельных нервов. Инсинье вдоволь поиздевался над Стротманом, пробив из-за пределов штрафной – мимо и не слишком сильно. Голландцы ответили дуплетом: удар с дальней дистанции потащил Барди, а добивание накрыли защитники (пройди мяч в створ – Франческо точно бы не помог).
Трудяга Борини выскочил в похожем на прорыв Иммобиле стиле, его так же отодвинули с опасной позиции и Фабио выстрелил в боковую сетку. Ответ оранжевых получился вновь опаснее: Верратти в который раз проспал позицию, партнеры бросились на подстраховку, но без фола обойтись не смогли. Тайм заканчивался ровно тем же, чем начался - идентичный штрафной. Бил вновь Махер – мяч ударился в рекламный щит, Италия выдохнула, а время тайма истекло.
Назвать первую половину провалом, относительно игры Адзуррини, мешает только отсутствие пропущенных мячей. Голландия была лучше, по сути, во всех компонентах игры, не сумев реализовать превосходство. Тем удивительнее было то, что случилось во втором тайме.
Оранжевые снизили давление, заиграли медленнее и невнятнее, разменяв активную игру на длинные забросы. Италия почувствовала себя увереннее, Флоренци и Инсинье вновь вернулись к привычным позициям, получая все больше свободы (в первую очередь это касается Лоренцо). Схема перезагрузилась, восстановив базовые настройки группового этапа, а игра развернулась, хоть и не слишком очевидно, в сторону подопечных Манджи.
Отпахавший в атаке чуть больше часа Иммобиле был разменян на свежего Габбьядини. Маноло практически сразу сконструировал на пару с Инсинье резкий прорыв через центральную зону, наглядно продемонстрировавший, что осторожный футбол оранжевых во втором тайме – не лучшее решение. Впрочем, голландцы едва не ответили голом – жуткий обрез Росси в центре поля едва не превратился в настоящий кошмар, но оборона не дрогнула.
Игра окончательно завязла в тягучем темпе, команды откровенно опасались рисковать, придерживая атаки и подолгу контролируя мяч. Велика вероятность все происходящее так бы и скатилось в дополнительное время, добравшись до серии пенальти, но у голландцев получил травму защитник Стефан де Врей, вместо которого появился Майк ван дер Хорн, наделенный символичным 13-ым номером.
В одной из неспешных атак Инсинье чуть ли не пешком добрался до угла штрафной площади, уткнувшись в соперника и выдав низом не самую опасную диагональную передачу. Ван дер Хорн, проведший на поле к этому моменту 4 (!) минуты, должен был оказаться на мяче первым, но из-за спины 13-ого номера выскочил Борини, успевший обработать передачу и развернуться лицом к воротам за два касания. Мяч воткнулся в дальний угол без шансов для вратаря, а все, чем может себя утешить ван дер Хорн – посмотреть решающий момент игры ему удалось из первых рядов.
В медленной, практически остановившейся игре голландцы умудрились потерять шансы буквально на ровном месте, провалив второй тайм, отдав инициативу и сделав из фамилии одного из своих защитников синоним катастрофы.
Исправлять ситуацию был брошен со скамейки Лерой Фер, забивший победный гол немцам в стартовом матче, и имевший практически идентичный момент в данной игре. Фер выиграл позицию при фланговой подаче, но направил мяч по центру прямиком в Барди. Навал на последних секундах свелся к неудачному удару из сложной позиции, да и Барди вновь успел в нужную точку, контролируя ситуацию.
Финальный свисток превратил спокойного до отрешенности Манджу в мальчишку, бросившегося на поле с повисшим на шее Инсинье. Радость Адзуррини разлилась по израильскому газону, растворив в себе убитых горем и ван дер Хорном голландцев.
Главная задача выполнена, Италия добрались до финала, где их ждет безоговорочно лучшая команда турнира. Но финальные кадры, расплескивающие безудержное счастье, недвусмысленно намекали, что Испания – последняя вещь на планете, волновавшая итальянцев ушедшим вечером.
Фото: AP Photo/Ariel Schali
Италия – Голландия 1:0 (0:0)
Гол: Борини, 79
Италия: Барди - Дж. Донати, Бьянкетти, Кальдирола, Реджини - Верратти, Ф. Росси (Крими, 90+2) - Флоренци, Инсинье (Сансоне, 85), Иммобиле (Габбьядини, 63), Борини
Голландия: Зут - Мартинс Инди, де Врей (ван дер Хорн, 75), ван Рейн, Блинд (Фер, 84) - Махер, Стротман, ван Гинкел - Вейналдум, Джон (Депай, 69), Л. де Йонг
Предупреждения: Борини (5), Верратти (16), Габбьядини (83), Блинд (83), Мартинс Инди (90), Дж. Донати (90), Сансоне (90+5)
http://www.sports.ru/football/150299178.html
Думается, слова Гуллита ненамного будут отличаться!
Собственно говоря, активная фланговая игра – это просто один из элементов выхода из обороны. На групповом этапе так и выходили чаще всего, ну или через длинные передачи из центральной зоны (вертикальные на форвардов или диагональные на вингеров, то есть на все те же фланги).
Сама же игра Италии не во флангах, это ведь просто способ перейти к атакующим действиям, к той самой игре. И вот этого не было (в первом тайме вообще, во втором лишь частично).
Есть один крайне показательный момент, наглядно демонстрирующий все проблемы Адзуррини в полуфинале. Если обратил внимание, в первом тайме Инсинье регулярно терял мячи, раз за разом. Это нормально, поскольку он игрок обострения, всегда рискует, благодаря чему вскрывает соперника и создает опасности, ну и потери – побочный эффект.
Но в матчах с Англией и Израилем Лоренцо совершал потери в зоне неподалеку от угла штрафной, откуда мог идти дальше по флангу, смещаться в центр или же искать форвардов в штрафной, короче действовать. А в полуфинале потери у десятки валились, едва он успевал перейти центр поля. То есть фланговые игроки получали передачи не на чужой половине, а на своей, находясь при этом под прессингом и вынужденные искать обыгрыша или рисковать уже в центре поля.
Италия была вдавлена в свою половину и не могла из-под этого прессинга выбраться, лишившись своего главного козыря – резких атак, наполненных смещениями, взаимодействием, сменой мест и самое главное - скоростью. Всего этого не было, поскольку бежать было некуда, все перекрыто.
Во второй половине голландцы по какой-то причине (может устали, может в свои силы не верили, может по указанию тренера) снизили давление, откатились на свою половину и дали Италии необходимое пространство. Тот же Инсинье начал регулярно получать мяч не на своей половине, а на чужой, как следствие многое стало получаться. Голландия сама отдала игру, хоть и не без ошибки балбеса под 13 номером.
Кстати, заметь, голевую передачу Инсинье отдавал из той самой зоны – угол штрафной площади, куда его в первом тайме и на пушечный выстрел не подпускали.
На мой взгляд, единственный плюс в игре Адзуррини, спасший для них матч, помимо везения, на которое скидку делать не хочется, поскольку это самое просто объяснение, не объясняющее ничего… так вот, единственный плюс в игре, особенно в первом тайме – команда не свалилась в свою штрафную, защитники выдержали давление и не сели на шею Барди. Если бы не выдержали и опустились – Голландия раздавила бы.
Собственно, примерно так все это Манджа и описывал: были проблемы, многое не получалось, но терпели, боролись и во втором тайме получили немного свободы, которой и сумели воспользоваться…
А вот центр провалился по полной, Махер съел Верратти, а Росси вообще потерял позицию. Но спасибо нужно сказать Кальдироле и Бьянкетти.
На флангах проблем было меньше, чем в центре, это правда, но во многом потому что там защищаться проще, меньше пространства, меньше вариантов… тот же Вейналдум регулярно делал из Реджини идиота, да и подачи оттуда шли опасные, одна до сих пор в памяти сидит – резаная на ближний угол вратарской, без касаний едва не нырнувшая в дальний угол. То, что не пропустили в первом тайме – дело случая.
Испанцы, кстати, прекрасно фланги расшатали, отдавая Италии мяч и заставляя разыгрывать, поднимаясь из низкой защиты. Затем коллективно его отбирали и просто уничтожили реактивными проходами. Хотя там и без этого проблем хватало…
Но футбол тем и прекрасен, что спорить можно бесконечно, так и не выяснив, кто прав, кто виноват)