По канонам «Милана»-94: как меняется сборная России при Фабио Капелло. Часть вторая
Источник: InoProSport
Накануне матча сборной России с командой Португалии, InoProSport предлагает своим читателям материал самого известного тактического эксперта Майкла Кокса о внедрении идей Фабио Капелло в нашу команду.
Ограничение атакующей манеры, свойственной команде, было эдакой фишкой игры россиян в матче с Бразилией. Автор забитого мяча Виктор Файзулин, в «Зените» играющий на фланге, действовал строго в центре полузащиты вместе с временным капитаном Романом Широковым, идеально вписывающимся в российскую команду Капелло. Хавбек, в первое время вынужденно игравший в «Зените» на позиции центрбэка, затем взял на себя роль полузащитника-бомбардира по типу Фрэнка Лэмпарда, воплощающего принцип Капелло: осторожная игра, а затем резкий выпад.
Фланговые игроки активно опекали Марсело и Дани Алвеша. Владимир Быстров помогал Александру Анюкову (еще одна зенитовская связка) на правом краю, а Александр Кокорин, в «Динамо» играющий нападающего, с удовольствием оборонялся слева. В целом, форма российской дружины была восхитительна, и на гол бразильцы наиграли лишь спустя 89 минут (благодаря Фреду).
Капелло довольно интересно оправдывался после игры: «Вот единственное, что меня расстроило, – после того, как на поле выбежал болельщик, мои футболисты потеряли концентрацию. В матчах с Бразилией концентрацию терять нельзя».
А что у нас с атакой? Да, стандарты сыграли важную роль, но наиболее любопытна в команде Капелло позиция центрфорварда. Александр Кержаков дублировал свое выступление на Евро-2012, сочетавшее отличное движение и грамотное взаимодействие с ужасной реализацией. Вновь его активные смещения на край, в особенности налево, вынуждали защитников оставлять позицию и открывали зоны для прорывов партнеров. Вместе с Файзулиным Александр разыграл лучшую комбинацию россиян по ходу встречи, однако Виктор пробил в сетку лишь с внешней стороны. Его гол получился куда более скомканным.
На самом деле, Кержаков – не типичный для Капелло нападающий. В Англии он предпочитал Эмиля Хески Джермейну Дефо, а в «Роме» делал ставку на неуклюжего Марко Дельвеккио, когда блистал Винченцо Монтелла. 176-сантиметровый Кержаков – не тот «столб», предпочитаемый Капелло.
Однако здесь можно упустить основную суть выбора дона Фабио. Капелло ставил Хески и Дельвеккио в состав ввиду их разносторонности, их умения зацепиться за мяч и позволить сыграть партнерам. Кержаков делает то же самое, но другим способом. Он скорее действует в роли «фальшивой девятки», нежели наконечника, но его функции практически те же: отвлечение центральных защитников, открывающее свободу для хавбеков.
Капелло и ранее прибегал к подобной тактике. В «Роме» он иногда ставил в атаку дуэт Антонио Кассано и Франческо Тотти, а на первых порах работы в сборной Англии в его схеме 4-1-4-1 наконечником был Уэйн Руни. В сезоне 1993-94, который Капелло во главе «Милана» завершил выдающейся победой над «Барселоной», в центре нападения он использовал вингера Даниэле Массаро.
Тот поединок стал кульминацией сезона, в котором «россонери» завоевали скудетто, забив лишь 36 мячей в 34 матчах. Пропущено было лишь 15 голов. Нечто подобное Капелло выстраивает и в России: в отборочном турнире были одержаны победы со счетом 2-0, 4-0, 1-0 и 1-0. Россия – единственная в европейской отборочной зоне команда, не пропускавшая в свои ворота. И лишь Голландия, помимо россиян, имеет стопроцентный результат по набранным очкам.
Оборонительная и контратакующая российская команда с необычным центрфорвардом, как ни странно, идеально подходит Капелло.
да и сборной России тоже.