4 мин.

Вопрос на засыпку

q

27 июня незадолго до конца первого тайма в матче чемпионата мира по футболу на выбывание между Англией и Германией английский полузащитник Фрэнк Лэмпард нанёс удар в створ ворот, после которого мяч попал в перекладину и отскочил на землю, явно за линию ворот. Вратарь Мануэль Нойер схватил мяч и вернул его в игру. Ни главный, ни боковой судья, которые ещё не успели приблизиться к воротам и не могли хорошо видеть ситуацию, не объявили гол, и игра продолжилась.

После матча Нойер так объяснил свои действия: «Я старался не реагировать на судью и просто сосредоточился на том, что происходило. Я понял, что мяч оказался за линией, и, по-моему, из-за того, что я так быстро продолжил игру, судья поверил, что мяч не пересёк линию ворот».

Проще говоря – Нойер сжульничал, а потом ещё и похвастался этим.

Согласно любым нравственным нормам, Нойер поступил плохо. Но означает ли то, что Нойер играл в футбол, что единственным правилом нравственности является «победить любой ценой»?

В футболе это действительно кажется главной этической нормой. Самым известным из подобных случаев был гол Диего Марадоны на чемпионате мира 1986 г. в Аргентине в матче против Англии, который он впоследствии описывал как забитый «немного головой Марадоны и немного рукой бога». Просмотр записи не оставил сомнений в том, что гол был забит рукой Марадоны. Двадцать лет спустя в интервью «Би-Би-Си» он признался, что умышленно вёл себя так, будто это был гол, чтобы обмануть судью.

Нечто похожее произошло в ноябре прошлого года в игре между Францией и Ирландией, которая решала, какая из двух стран отправится на чемпионат мира. Французский бомбардир Тьерри Анри воспользовался рукой, чтобы подправить мяч и сделать передачу товарищу по команде, который забил решающий гол. Когда после матча его спросили о данном инциденте, Анри сказал: «Буду честен – я сыграл рукой. Но я не судья. Я так сыграл, судья допустил это. Этот вопрос нужно задать ему».

В самом деле? Разве человек невиновен только потому, что ему удаётся жульничать безнаказанно? Игроки не должны быть освобождены от нравственной критики за свои действия на поле, а равно и за жульничество вне поля: например, за приём стимуляторов.

В спорте сегодня высокая конкуренция, на ставку поставлены огромные деньги, но это не означает, что быть честным невозможно. В крикете, если отбивающий (игрок с битой) ударяет по мячу, а один из полевых игроков его поймает, отбивающий выбывает. Иногда, когда мяч пойман, судья не может быть уверен, коснулся ли мяч края биты. Но игрок с битой обычно это знает и, по традиции, он должен «уйти», т.е. покинуть площадку, если знает, что выбыл.

Некоторые до сих пор так делают. Австралийский отбивающий Эдам Гилкрайст «ушёл» во время полуфинала чемпионата мира по крикету 2003 г. в матче против Шри-Ланки, хотя судья уже показал, что он остаётся в игре. Его решение удивило некоторых его товарищей по команде, но вызвало аплодисменты многих болельщиков крикета.

Мой поиск в Интернете дал лишь один ярко выраженный пример действия футболиста, аналогичного «уходу» игрока с битой в крикете. В 1996 г. бомбардир «Ливерпуля» Робби Фаулер получил право на 11-метровый удар за грубую игру против него вратаря «Арсенала». Он сказал судье, что никакой грубой игры не было, но судья настаивал на выполнении 11-метрового удара. Фаулер пробил, но так, чтобы вратарь поймал мяч.

Почему так мало примеров подобного поведения среди профессиональных футболистов? Быть может, культура слепой приверженности возобладала над нравственными ценностями. Болельщики, похоже, не против, если игроки их команды успешно жульничают: они возражают, только если жульничает противник. Такое отношение безнравственно. (Хотя надо признать, что многие французские болельщики, вплоть до президента Николя Саркози, выражали своё сочувствие Ирландии за игру Анри рукой.)

Да, можно в некоторой степени решить данную проблему с помощью современных технологий или видеоповторов для просмотра спорных судейских решений. Но, хотя это и снизит возможности для жульничества, оно не исчезнет, и суть не в этом. Нельзя прощать умышленное жульничество в спорте. В некотором смысле, это гораздо хуже, чем жульничать в личной жизни. Когда то, что вы делаете, на многочисленных видеоповторах и во множестве телепередач увидят миллионы людей, особенно важно делать то, что правильно.

Как бы прореагировали футбольные фанаты, если бы Нойер остановил игру и сказал судье о том, что гол был? Учитывая редкость подобного поведения в футболе, первоначальной реакцией, безусловно, было бы удивление. Некоторые немецкие футбольные болельщики расстроились бы. Но миру в целом (и всем справедливым немецким болельщикам) пришлось бы признать, что он поступил правильно.

Нойер упустил редкую возможность совершить благородный поступок на глазах у миллионов людей. Он мог бы подать хороший нравственный пример людям всего мира, смотревшим тот матч, в том числе многим миллионам тех, кто молод и восприимчив. Кто знает, как бы изменил такой пример жизни тех, кто его видел. Нойер мог стать героем, встав на защиту справедливости. Вместо этого он оказался очередным очень искусным в жульничестве футболистом.

перевод Танечки Грибоедовой, project-syndicate.org