Что такое футбольный клуб?
Футбольная команда — это 11 игроков стартового состава, запас, дубль, школа. Футбольный клуб же — это целая организация. Тут вам и президент, и тренер, и стадион с базой, и болельщики и многое-многое другое. Давайте поразмышляем над самим понятием «футбольный клуб», рассмотрев его с разных сторон

О МЕНЕДЖЕРАХ, БОССАХ И ВЕЛИЧИИ КЛУБА
В современном футболе именно менеджеры и боссы играют решающие роли. Боссы — это те, кто выделяет деньги, менеджеры — те, кто деньги расходует. Иногда рационально, иногда — нет. Деньги — главное в футболе, это уже ни для кого не секрет. Чем больше у клуба денег — тем более амбициозные задачи он ставит. Искусство менеджера прежде всего в том, чтобы уметь рационально распоряжаться деньгами.
За пример грамотного менеджера можно взять Евгения Гинера, сумевшего блестяще распорядиться теми небольшими деньгами, которые были у ЦСКА: были куплены перспективные бразильцы, ставшие ныне настоящими звездами. Сейчас ЦСКА — это марка, брэнд. И уже «Внешторгбанк» (ВТБ) сам был заинтересован в том, чтобы стать спонсором ЦСКА. Ведь ЦСКА создал себе имя. Вот это имя очень часто становится причиной вклада денег в тот или иной клуб.
Футболки топ-клуба являются отличным «рекламным щитом». Ведь на эти 11 щитов смотрят сотни миллионов людей во всем мире каждую неделю. Разместим надпись «Петя Иванов» на футболках Реала — о безвестном парнишке из провинциального городка через пару дней узнает весь мир. Ведь к великим клубам — великое внимание. Как бы плохо не играл тот же «Манчестер Юнайтед» — он не пропадет никогда. Это клуб с великим прошлым, за него болеют во всем мире, он уже сделал себе рекламу. И стать спонсором «дьяволов», клуба с мировым именем, — мечта любого бизнесмена. «Я спонсор "Манчестер Юнайтед», -согласитесь, звучит гордо.
Примером не великой команды с большими финансами может послужить «Челси». Тут и так все ясно: деньги Абрамовича, что называется, «рулят». И без денег Абрамовича «Челси» вновь станет тем, кем был до его прихода, поверьте. Но! Сейчас создается брэнд «Челси», хотя он еще не создан окончательно. Дело в том, что величие — это не деньги; это, прежде всего, история, завоеванные титулы, великие игроки. Разве не велик клуб, который выигрывает Кубок европейских чемпионов и чемпионат страны после того, как в авиакатастрофе гибнет вся команда, фактически возрождаясь заново? Это пример из истории «Манчестер Юнайтед». «Челси» станет великим, когда завоюет еще 3-4 титула чемпиона Англии плюс парочку еврокубков.
Цели, которые преследуют люди, становящиеся спонсорами команд, их боссами, — самые разные. Федорычев в свое время купил «Динамо», потому что ему понадобилась поддержка чиновников, которые за клуб болеют. Возможно, Абрамовичу захотелось потешить собственное самолюбие. Король Испании курирует мадридский «Реал» и даже один раз спас команду: у команды были просто гигантские долги. Лишь гарантийное письмо за подписью короля Испании спасло «сливочных» от банкротства.
Спонсирование команд с негромкими именами — скорее реклама, чем дополнительный престиж. Люди, занимающиеся спонсированием и футбольным функционерством, конечно же, должны разбираться в футболе. Босс не должен вмешиваться в дела чисто футбольные, если он не специалист. Не случайно спортивными директорами «Реала» и «Валенсии» являются бывшие игроки этих команд: Предраг Миятович и Амедео Карбони. И эти люди уже сделали очень многое, купив таких игроков, как, например, Ван Нистелрой или Хоакин. Руководить клубом должны лишь профессионалы, люди футбольные. И, увы, пока это поняли не все, особенно в России.

ИГРОКИ И КОМАНДА
Великие победы и игроки, которые эти победы одерживали, определяют величие клуба. Титулы добывают игроки. Высококлассные игроки. Понятно, что чем сильнее футболист индивидуально, тем дороже он стоит.
Но прелесть футбола в том, что это командная игра. И процесс адаптации даже очень сильного игрока в новом клубе может затягиваться. Это не значит, что считавшийся великим игрок слагает с себя корону. Просто адаптация — процесс житейский. И футболу как таковому отводится тут не первая роль.
Создание футбольной команды — вещь невероятно трудная, требующая прежде всего времени. Искусственные команды, пусть и из очень сильных игроков, в начале будут терпеть неудачи — и это нормально. «Челси» в первый после прихода Абрамовича сезон занял в чемпионате Англии второе место; костяку нынешней «Барсы» понадобился год, чтобы сыграться, прежде чем «Барселона» стала чемпионом Испании.
Победы приходят только к сыгранным командам. И иначе как грамотной трансферную политику нынешнего ЦСКА или "Барселоны" назвать нельзя: для сыгранного клуба достаточно 3-4 приобретения за трансферное окно. И то, в основном, чтобы усилить конкуренцию. Многие восхищаются этой политикой, именуя ее «точечной селекцией». Это не точечная селекция. Просто новичкам легче вписываться в уже стабильный коллектив, вот и все.
Высокий класс игрока — это большая часть успеха. Но важно еще учесть, подойдет ли футболист клубу стилистически. Печальный пример в свое время не думавшего об этом «Интера» — весьма показательный.

СТАДИОН И БОЛЕЛЬЩИКИ
Первоначально футбол возник как игра, в ее начальном понимании, развлечение для играющих и удовольствие для зрителей. Со временем у людей стали появляться любимые футбольные клубы: человек с этим клубом срастался душой и даже часто вкладывал деньги в развитие клуба, становясь акционером. Любовь к клубу передавалась детям, внукам; возникали традиции семейного похода на футбол. Традиции боления закладывались с самых ранних времен.
Сегодня англичане считаются лучшими и самыми преданными фанатами — история развития футбола в Англии наиболее давняя. По результатом опроса среди женатых болельщиков-англичан (2005 год) более 85% респондентов признались, что готовы скорее расстаться с женой, чем перестать ходить на стадион и болеть за любимую команду, как бы плохо она не играла.
Сегодня многие критикуют российское фан-движение, говоря, что культуры боления у нас нет. Это отчасти так: культура боления у нас стала закладываться в последние лет 5. И Россия обязательно станет страной отменного «supporting»; должно пройти еще лет 10-15. И очень здорово, что появилось фанатство — круг болельщиков, посещающих все домашние и часть выездных матчей.
Именно на долю фанатов приходится supporting: песни, скандирования, кричалки, заряды и баннеры. Увы, во многих провинциальных городах такого support-а нет. Лишь в России существует совершенно, на мой взгляд, отвратительный феномен — дудение в дудки.
В Англии большинство болельщиков, как это ни странно, болеют по принципу территориальной близости — за команду, стадион которой ближе к дому. Зачастую, это команда района, где проживает болельщик. Уэйн Руни, например, родился в так называемом «синем квартале» Ливерпуля, в семье ярых фанов «Эвертона», унаследовав любовь к этой команде от своих родителей, а затем став игроком «Эвертона».
Удивительно, но в России до сих пор практически отсутствует понятие домашнего стадиона. Раньше, как известно, был один центральный городской стадион. И сейчас, кстати, в России не построено ни одного нового футбольного стадиона; эксплуатируются старые. «Локомотив» — исключение. А ведь стадионы великих клубов неразрывно связаны с этими клубами.
«Бавария» ассоцируется с «Альянц-Ареной», «Реал» — с «Сантьяго Бернабеу», «Барселона» — с «Ноу Камп».
«Олд Траффорд», домашний стадион «Манчестера», и вовсе пережил драматическую судьбу: он был разрушен в годы Второй мировой и после войны отстроен заново. Это поистине легендарные стадионы. Мы же редко говорим: «Поют фанаты Ливерпуля». Мы говорим: «Поет «Энфилд».
В России пока с клубом прочно ассоциируется лишь крупные команды, вроде «Зенита», «Рубина», «Анжи». А ведь клуб без собственного стадиона — сапожник без сапог. И здорово, что боссы наших клубов уже занимаются постройкой собственных стадионов — неотъемлемой частью самого понятия «футбольный клуб».

Итак, как мы с вами видим, футбольный клуб — это гигантская организация. Каждый, кто в ней участвует, преследует свои цели: спонсор — сделать рекламу, игрок — выиграть новые титулы, болельщик — переживать и получать удовольствие. Но главное, футбольный клуб — это часть мира футбола, игры, призванной ныне объединять людей. Что ж, великим играм — великие миссии.

1) Фан-движение в России возникло не 5 лет назад, а гораздо раньше. Массово - где-то в начале 90ых. Просто темпы развития не настолько интенсивные, как хотелось бы.
2) Что значит "отсутствие домашнего стадиона"? Для Москвы - может быть. Но для провинции - точно нет. Просто у нас, к сожалению, нет сейчас сильных провинциальных клубов, как нет и пристойных арен.
3) С чем больше всего не согласен, так это с причислением Анжи к большим клубам, а еще с тем, что Анжи прочно ассоциируется со своим стадионом. Ну какой большой клуб, помилуйте? Обычный российский нувориш-однодневка, вроде Жемчужины или Асморала. Ни истории, ни традиций, тренируются даже не у себя, а в Кратово. Стадион есть, но он абсолютно новый, "не намоленный" так сказать, не пропитанный атмосферой.
Все имхо)
Они могут по разным причинам прекратить финансировать клуб и всё.Я не бабло считаю,а смотрю на фундамент.
Кстати дорогой Баварии могут идти все желающие,они сами так свой клуб построили ,без шальных бабок папиков и дойки гос.бюджета.
Клубы типа Челси и ЦСКА кем будут без своих хозяев?