Павел Новичихин: «Мы играем для болельщиков, а их хочется радовать, как можно чаще»
На данный момент команда, возрожденная только прошлым летом, в первом сезоне в профессиональном футболе занимает достойное шестое место, имея все шансы за весну улучшить свое турнирное положение. Одним из творцов такого промежуточного результата стал представитель тренерского штаба нашего клуба Павел Новичихин.
С чего началась Ваша тренерская карьера в «Ладе»?
Началось все с того, что в 2008 Игорь Леонидович стал главным тренером и позвал меня в команду, где я помогал ему в тренировочном процессе. Затем в 2009 был назначен вторым тренером. Сезон тогда был очень своеобразным. Не располагая большими финансовыми возможностями – задержки по зарплате достигали срока в семь месяцев, мы достаточно успешно выступили, хотя и начало было сумасшедшее: и даже 0:5 от Кирова было, и много других памятных матчей. В том же году исполнял также обязанности администратора команды. Иногда так получалось, что на выезда мы и вовсе ездили без доктора. Я и уколы ребятам делал, и администратора замещал – был, что называется, три в одном. Вроде бы все было неплохо, но никто не ожидал тогда, что 2010 год будет таким определяющим в судьбе команды.
Чем занялись после расформирования команды?
Когда я еще тренировал «Ладу-2», познакомился с мини-футболом. У нас в городе была такая команда «Сбербанк». Попросили ее потренировать. Получилось так, что в мини-футболе у меня неплохо получалось: там и ребята в команде были хорошие. Мы три раза выигрывали летнюю Сбербанкиаду – международное соревнование, в котором участвовали команды из Казахстана и Украины. Два раза мы играли в Сочи, а один титул взяли в Алуште в Крыму. Волей неволей начал заниматься в то время мини-футболом, как раз когда не было профессиональной команды, это пригодилось. Также затем тренировал команду «Тольятти-Каучук» - тоже достаточно удачно – выходили на финальные турниры в России и в Турции.
Кто летом Вас первым позвал в команду?
Когда вообще возникла тема возрождения команды, у Игоря Леонидовича и вопросов не было ко мне. На 90% я знал, что буду работать в команде. Был готов работать практически в любом качестве, благо опыт у меня такой по 2009 году был. Для меня команда «Лада» - это не пустой звук. Это мое детство – для меня это все. С пяти лет я занимался в футбольной школе при команде «Торпедо», поэтому у меня не было и мысли о том, что я не буду работать в новой команде.
Кто был Вашим первым тренером?
Сначала я занимался с 1973 годом, где тренером был Евгений Григорьевич Ерофеев, а уже в следующем году занимался с 74 годом, с которым работал тренер - Лепешев Александр Алексеевич – мы у него были первый набор. В принципе, я ему многим обязан, но, скажем так, он не первым привил мне любовь к футболу, так как и старший брат, и отец играли в футбол, постоянно брали меня с собой – примеров было много. Во дворе гонял мяч с ребятами, которые были постарше меня. Футбол в голове уже с рождения. Так произошло, что, хотя мой брат обладал хорошей скоростью, действуя на позиции нападающего, в большой футбол пробиться удалось только мне. Лепешев был тогда молодым еще тренером, помимо меня у него были и другие ребята, которые играли в премьер-лиге. Это Семин Олег, выступавший в «Крыльях» и в «Анжи». Михаил Котылев, который сейчас тренером в «Академии» работает – он тоже играл и в первой, и во второй лиге. Виталий Водопьянов, наш вратарь, в первой лиге в «Чите» играл. Эдуард Вебер тоже во второй лиге выступал. Было много народу, который захватил приличный отрезок футбольной жизни. Всю карьеру мне с клубами не совсем везло, а вот людей встречал много хороших. До сих пор с ребятами, с которыми выступал, встречаемся, как старые добрые друзья.
Летом Вы обзванивали игроков?
Все вместе это делали. После 2009 года ребята разъехались по разным городам. Когда мы звонили, некоторые перезванивали и спрашивали: «А что, правда, команда снова образовывается?». Слух разошелся очень быстро. Ни от кого не слышали слова «нет». Все поддерживали идею, были готовы играть и были оптимистично по этому поводу настроены. Все понимали, что когда играешь в родном городе, на тебя смотрят родные и друзья, что намного приятнее и ответственнее.
Когда были занятия футболом лучше: раньше или сейчас?
Сейчас, может быть, они и лучше, оттого что начали делать искусственные поля. Однако в футбол изначально играли на траве, и поколение здоровее было, и компьютеров не было. Летом - футбол, зимой – хоккей. Дети были очень развиты во всем. Сейчас «благодаря» компьютеру лишний раз на улицу никто не выйдет. Вот у нас было так: в 10 часов утра мы уже играли в турнир два на два, и было тогда порядка пяти-шести команд. И так было весь день, иногда заменяли футбол различными дворовыми играми. А синтетические поля, которые стелят, они вспомогательные. Оно должно быть на базе любой команды, но, например, если идет дождь, чтобы не портить траву, выходишь на синтетику. Потренировался одну тренировку и все – дальше ты занимаешься на земле. Вот у нас тренер такой был – Вадим Григорьевич Хаджиев. У него было такое выражение. Говорит: «Если правильно детей тренировать – по правильной методике, найти в них изюминку, то футболисты будут расти, как грибочки. Но сказал, одна есть беда, на искусственном поле грибы не растут». Он был человеком в возрасте, но говорил, по-моему, верно. Сейчас даже дети лучше станут чемпионами мира виртуально, чем пойдут чеканить мяч и играть в футбол во дворе.
Ваш сын сейчас занимается футболом?
Да, занимается в СДЮСШОР «Лада» 1998 года рождения. Сейчас у них тренер Александр Бабанов. Анатольевич в 2004 году мне сказал: «А ты попробуй быть тренером». Вот я и попробовал. Тогда еще НТЦ тренировал 87-88 года рождения. Тогда мы заняли третье место, обыграв «Академию» с Рыжовым в составе на «Спутнике» 3:2 и в «Академии» 0:0 сыграли. Другие тренера подходили, хвалили, говорили молодец, что обыграли их наконец-то. И вдобавок Кубок области взяли. Именно в те года решил для себя, надо ли мне это вообще. Ведь тренировать нелегко – особенно детей.
Повышать тренерскую категорию планируете?
Категорию С получил, будучи без команды. Дмитрий Сергеевич Герасимов с Сергеем Борисовичем Кирдяпкиным опять-таки помогли, поспособствовали в этом. Сейчас тем более с лета необходимо тренеру во втором дивизионе иметь категорию В. В январе начал обучение, а в декабре сдаю экзамен. Когда понимаешь, что это не только для тебя нужно, но и для клуба – осознаешь значимость этой учебы, которая дает очень многое. Что-то анализируешь и рассматриваешь под другим углом.
Что можете вспомнить за время выступлений в «Светотехнике» в 1993 году, где провели 14 матчей и забили один гол?
В Саранске получил первый жизненный опыт, хотя регион там был своеобразный. Если из жизни вспоминать, то я там впервые встретил комендантский час. Нигде такого еще не было, а здесь это практиковали, так как город криминальный был. Что касается футбола, то притирались в команде очень долго. Практически на каждой тренировке были стычки между местными и приезжими. Характер нужно было проявлять. Я был там ни один с Тольятти. Кроме меня были Игорь Леонидович и Сергей Русин. Запомнился первый гол, который забил головой. Счет стал 6:1, а выиграли в итоге у «Миасса» 7:1.
Что осталось у Вас в памяти за время выступлений в «Содовике»?
Очень хорошим был 1997 год, потому что география была обширная: в зоне с нами даже выступало петербургское «Динамо». «Тобольск» был, Щелково, Тверь – зона, раскиданная по всей стране. Это сейчас второй дивизион поделили на пять зон – раньше было всего три. Играл там на позиции крайнего защитника, забил два мяча. Один из них «Мордовии», на тот момент «Светотехнике». В 1998 году у меня родился сын. Может быть, где-то не до футбола было, или к себе отношение немного поменял. В итоге из команды меня убрали. Главный тренер сказал, что я не соответствовал уровню второй лиги, хотя, когда играл на Республику, ребята удивлялись, почему меня убрали из «Содовика». Уровень чемпионата региона был хорошим. Играя на позиции опорного полузащитника, я забил 12 мячей. А вместо меня в Стерлитамак взяли нападающего, который оформил за «Каучук» всего лишь 2 гола.
Был еще один интересный случай. С заявки «Содовика» меня еще не убрали и попросили поучаствовать в игре с «Амкаром». Хотя, как Вы сами знаете, у нас договорных матчей в стране не бывает, тем не менее, возникла очень интересная ситуация. Но я отнесся к ней неоднозначно. Пришел домой и говорю жене: «Завтра мы опять играем во второй лиге». До матча тренер мне сказал, что буду играть на позиции центрального полузащитника, а на предматчевой установке меня поставили на край защиты. Проиграли тогда 2:0, и остался большой осадок. Получился довольно-таки странноватый матч. Тем не менее, в Стерлитамаке я завел семью, поэтому этот город стоит на втором месте после Тольятти.
Зимой пригласили всех тех, кого хотели?
Молодежью укомплектовались неплохо, и Игорь Леонидович отмечал то, что практически сработали на «отлично». А если судить по усилению старшими ребятами, то если раньше март-апрель были началом сезона, сейчас – это середина чемпионата. Все люди на контрактах: кого-то приглашать очень тяжело. Благодаря подписанию молодых ребят мы создали здоровую конкуренцию в команде. Ведь даже регламент нынче требует наличие на поле одного юного игрока, а это значит, что и на скамейке должен находиться молодой футболист, в экстренном случае готовый выйти на замену.
Весной Вы просматривали воспитанника «Академии» - центрального защитника Владислава Овсянникова. В конечном счете, он перешел в «Сконто». Почему не подписали игрока?
Здесь сработал такой фактор: поставить молодого в оборону – это неоправданный риск. Поэтому мы искали людей на позиции в полузащиту и нападение. Даже кандидатуру Рамиля Зябирова мы больше рассматриваем, как крайнего нападающего. Потому что для второй лиги ему не хватает «мощей» - его могут продавить. Хотя на сборах в Турции с костромским «Спартаком» он выдал достаточно неплохой матч. Но также не стоит забывать, что молодежи свойственна нестабильность: никто не знает, как он сыграет в следующей игре. Все-таки если наш молодой человек вдруг ошибается впереди, то за его спиной еще есть четверо «доблестных» защитников, которые могут за ним что-то исправить.
Как думаете, шестимесячный перерыв пойдет на пользу команде?
Пока учился, все задавали этот вопрос. Многие знакомые тренера не до конца понимали, как подготовить футболистов на протяжении полугода, чтобы сыграть оставшиеся 8-10 матчей и затем за полтора месяца успеть скомплектовать команду к новому сезону.
«Лада-Тольятти» не сдаст позиций? Поднимется еще выше?
Футбол – игра такая непредсказуемая. Разговариваем с ребятами – все готовы, все ждут этого начала. Я уверен, что ребята будут отдаваться на сто процентов и даже больше. Это в наших интересах, в интересах клуба - мы играем для болельщиков, а их хочется радовать, как можно чаще.