8 мин.

Барселона - Бавария. Песнь льда и пламени

Мы живем в последние времена! Дни долгого сине-гранатового лета уже на исходе. И горе тем молодым милордам-болельщикам, кто не видел суровой и беспощадной зимы. Зловещая "женщина в красном" уже близко! Она таинственна и коварна, как асшайская ведьма, жестока и педантична, словно немецкий вивисектор времен Второй Мировой, и лукава, как Саломея.

Такими словами начал бы свой рассказ о позавчерашней встрече Джордж Мартин. Если бы, конечно, любил футбол. Прошедшая игра, действительно, стала "песней". Только для Баварии она звучала бодрым немецким маршем, а для Барселоны - скорбными воплями.

Однако случившийся разгром – это не футбольный «фанфик» для «Игры престолов» и даже не философская притча о тленности бытия. Просто, если бы Барселона одержала победу – миллионы людей по всему миру вмиг стали бы безработными, а законы Ньютона, как и догмы банальной логики, вдруг оказались неверными.

Лишь в низкопробных футбольных симуляторах можно «завалить» подготовку к сезону и вытащить матч «на скилле». В реальности же, все куда как сложнее. Даже самые незначительные нюансы в тренировочном процессе могут нарушить незримый, командный баланс,  а бесконечная тренерская чехарда обязательно поставит крест на стараниях самых великих из футболистов.

Подобно тому, как бушующий пламень постоянно жаждет сухих дров, барселонский тотальный футбол требует перманентной  самоотдачи и запредельных физических кондиций, которые, в свою очередь, зиждутся на грамотно устроенном тренировочном процессе и скрупулезном соблюдении микроциклов.

Выбор Вилановы в качестве приемника Гвардиолы был неслучаен. Верный соратник и духовный наследник Пепа сумел бы учесть эти нюансы и избежать резких перепадов игре, которыми, как правило, сопровождается каждая тренерская отставка. Но в планы простых смертных вмешалась болезнь.

То, что Барселона, мягко говоря, не в порядке стало ясно еще в середине сезона. В былые времена каталонцы забивали своего соперника серией резких, мощных ударов, не дававших противнику и шанса на то, чтобы поднять голову и прийти в себя. Но ни Реал, ни Милан, ни ПСЖ, ни Бавария не казались "прижатыми к канату" и сломленными. Каждый из этих клубов, в той или иной степени, сыграл в свой футбол. Просто «красная машина» выгодно отличалась от остальных фирменным стальным характером и наиболее поставленной игровой моделью.

Так куда же девалась залихватская легкость и неистовое движение Барселоны? Куда исчез тотальный футбол? Не иначе, как затерялся в мрачных чащобах "баварского Винтерфелла".

А, вместе с ним, ушли в небытие и два главных козыря «блауграны»: постоянные перемещения и агрессивный высокий прессинг.

При игре в перманентном, позиционном нападении очень важно, чтобы футболисты группы атаки постоянно менялись местами и предлагали себя. Игра без мяча – это базис, ключевая составляющая на пути к успеху. В матче с ПСЖ Иньеста по-прежнему виртуозно финтил, а Хави демонстрировал стопроцентную точность в передачах. Но скажите, кому нужна эта точность, если партнеры по нападению не открываются под пас и перемещаются по газону со скоростью хромой черепахи?

Другой отличительно чертой «гвардиоловской» Барселоны был высокий и агрессивный прессинг на половине поля соперника, применявшийся сразу после потери мяча. Именно он не позволял противникам «поднять головы», сыграть в свой футбол и наладить эффективную контригру.

Ни того, ни другого у Барселоны не было. От фирменного сине-гранатового футбола остался лишь один незыблемый атрибут: неизменный контроль в середине, выродившийся впоследствии в унылый поперечный перекат без продвижения вперед. Так можно ли на основе этого утверждать, что эпоха непобедимой Барсы закончилась?

Рассуждать о «смерти» той или иной великой команды принято в двух ситуациях: либо в том случае, если игровая модель клуба устаревает, покрываясь толстым слоем пыли, либо – когда «устаревают» сами ее исполнители.

Барселонские 4-3-3 по-прежнему популярны. Извечные каталонские добродетели: контроль мяча, комбинационный футбол и опору на местных воспитанников, как и раньше, ставят другим в пример. Использование «ложной девятки» и игра без центрфорварда находятся в тренде, а сборная Испании, созданная «по образу и подобию», все еще царствует на мировом футбольном олимпе.

Средний возраст игроков Барселоны в матче против Баварии составил 26 лет. А единственным игроком, перешагнувшим тридцатилетний рубеж, стал Хави. Но и его уже сейчас может сменить Фабрегас, а, в перспективе, Алькантара.

Существует, конечно, и третья, косвенная причина, по которой некогда «великие» футбольные коллективы уходят в забвение. Периодически в футболе, как и в других областях человеческой деятельности, случаются революции. Так было в 50ых, когда сборная Бразилии во главе с Пеле и Гарринча покоряла футбольный свет. Так было и в 70ых с Ринусом Михелсом и его оранжевой дружиной. Является ли нынешняя Бавария – новым футбольным революционером, а Юпп Хайнкес – современным Михелсом – вопрос спорный. Однако у каждой монеты, как известно, есть не только аверс. Реверс же ситуации заключается в том, что, только имея сильного антагониста за спиной, Барселона  сможет развиваться и не «закостенеть» в своей псевдо неуязвимости.

Вспомните классический сюжет любого голливудского фильма. Вначале всегда есть герой, который крушит всех и вся. Но тут появляется новая сила. Антипод, «главный злодей», зачастую, даже превосходящий героя в своем могуществе. Это – классика драматургии. Без конфликта – нет и драмы. Без Мориарти не было бы Шерлока Холмса, а без Джокера – не было бы и Бэтмена. Потому что только конфликт и конкуренция наполняют смыслом само существование героя, тогда как монополизм неизбежно ведет к деградации. Без конфликта главный герой вскорости потолстеет и отправится в лондонские ночные клубы, а зрители – заскучают и покинут кинотеатр. Преимущество же футбола перед любой драмой заключается в том, что здесь нет невидимой режиссерской руки, которая бы навязывала зрителям свою волю. Каждый болельщик сам вправе «выбрать сторону» и определить, кто из двух действующих героев олицетворяет собой «добро», а кто – «зло».

На самом деле, позавчерашний разгром – это лучшее, что могло случиться с современным футболом в целом, и с Барселоной в частности.

Ведь только в теории умные учатся на чужих ошибках. На практике же, именно личный опыт и личные неудачи подталкивают человека к развитию и совершенствованию. А итоговые 4:0 не позволят сослаться на невезение, как в случае с Челси, или неблагосклонность арбитра. Только такой унизительный «щелчок по носу» может дать многократным победителям всего и вся столь необходимую им «дополнительную мотивацию». Только такой оглушительный провал, только сильный антагонист  может вдохнуть в Барсу жизнь и раскрасить европейский футбол новыми, яркими цветами.

Почему этим антагонистом не может стать Реал?  Дело в том, что на «сливочных» давит тяжкий бэкграунд от «классико». Мадридисты слишком зациклены на победе над «заклятым противником» и готовы добыть ее любой ценой. А Моуринью, хоть и именует себя "особенным", строит игру команды от соперника, предпочитая играть в «реактивный» футбол. В отдельном взятом поединке его команда может сломить любого.

Но, для того, чтобы превзойти Барселону, мало победы в одном матче или даже турнире. Необходимо явить миру новую, альтернативную философию, сформулировать идею.

За тот временной промежуток, который сейчас величают «эрой блауграны», Барселону обыгрывали многие. Делал это не только Реал, но и казанский Рубин. Слышали ли вы где-нибудь, чтобы кто-то хотел играть «как Реал» или «как Рубин»? А «как Барселона» хотят играть все, в том числе сам Бердыев. Кроме того, Реалу посчастливилось быть в одном чемпионате с Барсой. А, это значит, что кто-то из них обречен на то, чтобы быть вторым в Ла-Лиге, в то время, как законодатель мод просто обязан быть первым всегда и везде.

Но мы отвлеклись, а «зима уже близко». В отличие от пламенной Барсы, Бавария, кажется, олицетворяет собой ледяное спокойствие тевтонского ордена. Традиционным каталонским ценностям она противопоставляет свои, традиционно немецкие: хладнокровие и дисциплину, энергичный силовой футбол с постоянным давлением и акцентом на фланги, практически идеальную «геометрию атак», господство на втором этаже и игровую аритмию.

Если же не касаться футбольного почерка, у Баварии и Барселоны гораздо больше общего. Баварию часто упрекают в «машинальности». Но разве не отлаженным механизмом является каталонская тики-така? И, если Барселона – это элегантный кабриолет, то Бавария – мускулиный спорткар.

Оба клуба доминируют в своих чемпионатах. При этом, как и испанцы, Бавария всегда играет «от себя», никогда не меняя традиционные  4-5-1. К слову, эта игровая модель постепенно становится самой популярной в европейском футболе и, в частности, в РФПЛ.

Как и испанцы, мюнхенцы обладают выстроенной клубной системой, способной завлечь любую звезду и любого тренера. Но, как и «южане», Бавария предпочитает брать игроков «на вырост» (Гетце), либо тех, кто не успел «засветиться» и обрасти баснословной ценой (Данте, Густаво).

Как и испанская Ла Масия, немецкая академия работает на полную мощность, а оба клуба предпочитают делать ставку не на легионеров, а на местных футболистов (испанцев и немцев). И недавный трансфер Гетце – яркий тому пример.

Наконец, у Баварии, как и у Барселоны, есть свой идейный вдохновитель, способный сформулировать и донести миру ту самую философию – Франц Беккенбауэр. Теперь оба клуба объединяет еще и фигура Гвардиолы.

К слову, многие справедливо недоумевают, зачем и без того «победоносной» Баварии Пеп? Но в этом, казалось бы, абсурдном переходе, есть своя логика. Юпп Хайнкес уже не молод и, вероятно, хочет завершить свою карьеру на мажорной ноте. Поэтому замену ему следует искать уже сейчас. Многие полагают, что роль тренера состоит в том, чтобы построить команду с нуля, либо «модернизировать» уже имеющуюся.

Но тренерское искусство заключается также и в том, чтобы, ничего не разрушить в уже существующей, отлаженной системе и вовремя унять свой «реформаторский зуд».

Именно такой, уникальный опыт имеет Гвардиола, во многом сохранивший и приумноживший «творческое наследие» Райкарда. И кто как не он способен продолжить эту победоносную немецкую эстафету?

Впрочем, зима уже наступила. Но за ней неизбежно вернется и лето.