9 мин.

Тото и Марко

Сложно сегодня говорить о чем бы то ни было футбольном кроме Лиги чемпионов. «Бавария», по сути, лишила всех такой возможности на несколько ближайших дней. То, что случилось ушедшей ночью в Мюнхене, вполне возможно, важнее и значимее всех остальных событий. Разгром «Барселоны» - что-то настолько всеобъемлющее, абсолютно планетарного масштаба событие, волнующее всех вообще. Лишившее сна одних от выплескивающейся радости, других – от горя, а третьих – от неожиданности, столь однозначной и безоговорочной, что в это до сих пор сложно поверить. Но футбол все-таки живет не одной Лигой чемпионов, что, безусловно, радует, как бы ни хотелось обратного болельщикам «Баварии».

Мне хочется поговорить о двух людях, одинаково далеких на данном этапе своей карьеры от притягательного блеска плей-офф Лиги чемпионов. Почему-то именно сейчас и именно о них вместе, а не о ком-то одном. Мне вообще кажется, что они похожи, что у них есть общая черта, которой пронизаны футбольные карьеры. Карьера одного потихоньку клонится к закату, чего так, черт возьми, не хочется, а у другого – только-только набирает обороты. Тем более пример первого, того, что уже стал живой легендой Серии А, доказывает, что в 25 все только начинается, а может начаться даже чуть позже.

Тото

Фото: italiansoccerleagues.com

Вся его футбольная жизнь – один большой пример того, что случиться может все, что угодно и когда угодно. Нужно только верить в себя и пахать без остановки, стараясь вырвать у судьбы столь необходимый шанс. Вряд ли многие вспомнят, как он появился и когда конкретно. Антонио Ди Натале просто стал штамповать голы с прилежностью пулемета в том возрасте, когда многие уже начинают задумываться о будущем, поджидающем их где-то за углом внефутбольной жизни, ну или внеигровой.

Он, мне кажется, даже не пример, скорее – символ. Символ того, что можно добиться фантастических успехов, не обладая высоким содержанием странного, во многом эфемерного наполнения футбольного тела – таланта. Это тот самый случай, когда трудолюбие и работоспособность компенсирует недостаток божественного.

Он ведь не талант, причем совершенно не талант. Рабочий во всех смыслах парень, пахарь. Все, что он умеет - выстрадано годами тренировок. Никакой запредельной воздушности, когда на тебя сверху или откуда-то еще сходит что-то такое, что позволяет творить шедевры. Ничего фантастического, ничего такого, что нельзя понять или описать словами.

Все просто, как апельсин - почистил и съел. Так он и играет.

Но феномен Ди Натале в этом и состоит, у него простые вещи получаются, будто бы необычные. Такие штуки, которые удаются ему, почему-то выглядят роскошно, не всегда, но много чаще, чем у остальных.

Победный гол в ворота «Кьево»

Победный гол в ворота «Лацио»

Секрета здесь, конечно, никакого нет. Все так же понятно и логично, как действия Тото на поле. Он просто все делает правильно, ничего лишнего, только ровно то, что нужно в данный момент. А голы меж тем выходят не только красавцами, они еще и победы приносят (два последних – шесть очков). Такая вот красота эффективности.

Футбол по Ди Натале – учебник. На его примере можно учить мальчишек, снимая Тото отдельной камерой, там все будет важно, все в копилочку. То как движется по полю, как открывается, как делает рывок в свободную зону, ловит мяч или подходит к нему, как кладет корпус и бьет, правой, левой – не имеет значения. Без неуместного в его случае пижонства, без всей этой нарочитой красоты, так обожаемой болельщиками. Только то, что нужно и именно так, как это нужно делать.

Уникальный игрок.

Понятно, что Тото – это еще и опыт, может быть даже в большей степени опыт, надежно приправленный той самой работоспособностью. Самое же интересное в том, что такая игра подвластна практически каждому, если учишься и пашешь, как проклятый. Не самый приятный расклад для молодых ребят, которым наверняка хочется, чтобы все как-то само собой делалось, с полпинка. Но вот можно и так, причем так еще и надежнее, чем развеселая езда на собственном таланте, если он, кончено, есть.

Говоря проще, мало родиться звездой, ей нужно еще стать, причем не стать – куда проще, вероятность того, что обстоятельства поломают намного выше. Потенциал – штука обманчивая, неоднозначная. Попробуй его реализуй, когда все вокруг орут о твоей гениальности, еще и в юном возрасте, а все получается будто бы само собой. К такому легко привыкнуть, снизить обороты и все потерять, проснувшись похмельным утром где-то в Лондоне, так и не попав в ночной клуб.

А стать звездой, не имея к тому особенных задатков, сложнее, но тоже возможно, вполне себе. И это надежнее, гораздо. Потому что пахать необходимо безостановочно, чаще всего не видя  впереди солнечного просвета надежды. Но если уж увидел, если уж сумел пробиться – не отпустишь, еще и наслаждаться процессом будешь, прекрасно помня, какими муками все это досталось.

Впрочем, талантливых мы как-то охотнее любим. Ими проще восторгаться, их проще клеймить. А когда перед тобой человек, которым ты и сам вполне мог бы стать – тяжело такого воспринимать, смотришь-то, по сути, не на другого человека, а в зеркало. Поэтому талантливых мы восхваляем или унижаем почем зря, а к футбольным работягам относимся с каким-то легким то ли осуждением, то ли сочувствием или даже снисхождением.

А ими нужно восторгаться, такими как Тото Ди Натале. Они этого достойны даже больше, чем те, что рубятся год за годом посреди золотых трофейных куч, как те же «Бавария» с «Барсой» ушедшей ночью. Там где начинается «Барселона», ну или теперь «Бавария», футбол заканчивается, там уже что-то принципиально иное.

Футбол он, к примеру, на «Фриули» или на Сардинии, где-то там, где штампует голы неказистый красавец Тото Ди Натале.     

Марко

Фото: resport.it

Про Сардинию вспомнилось неслучайно, именно оттуда клуб второго футбольного малыша (они даже одного роста, разница – какой-то жалкий сантиметр, в пользу Тото). Как только появился на волнах нынешнего сезона Серии А Марко Сау – сразу захотелось его с кем-нибудь сравнить.

Это какое-то странное чувство, посещающее, как мне кажется, практически каждого футбольного зрителя. Только-только приметил кого-то новенького – нужно сравнить. На кого похож, каким должен стать, как его воспринимать? Почему-то не получается воспринимать оригинал, по крайней мере вначале, по крайней мере у меня. Не получается и хоть ты тресни.

Попервости я запараллелил Сау с Пиппо Индзаги. Есть у Марко та же черточка в игре – умеет поймать офсайд или прийти в точку случайного рикошета. Но все это поверхностное, сейчас подобное сравнение даже кажется странным. А еще более странным кажется, что не сумел распознать схожести между Сау и Ди Натале.

Они жутко похожи и внешне, и по манере игры. Оба коренастые, резкие, умные (причем в случае Сау это реально поражает, он тонко понимает игру, чувствует ее пульс). Разница только в возрасте, в десять лет с копейками, в остальном похожи просто поразительно.

Марко пять лет проездил по арендам пока все ж таки не получил свой шанс на уровне Серии А. Нужно было видеть эту встречу в перерыве матча «Наполи» - «Кальяри», весьма знакового для Сау. То как они непринужденно болтали, точно старые друзья – след общей школы. Лоренцо Инсинье и Марко Сау играли вместе два года назад и непросто играли, а бомбили голами в составе «Фоджи», приглашенные Зденеком Земаном. Без этого сумасшедшего старика их карьеры не обошлись, и слава Богу, что не обошлись.

И вот они веселятся в перерыве, а затем выходят на замену и забивают, друг за другом. С одной лишь разницей, Инсинье положил сумасшедший победный гол, на последних секундах, через рикошет. Гол в его стиле, что-то настолько безумное, что может быть рождено только страстным неаполитанским сердцем.

Но сейчас речь не о нем, речь о Сау. Марко вышел на замену, причем в такой игре, где хрен выйдешь толково на эту проклятую замену. Это еще один важнейший момент – ему абсолютно все равно, выходить в старте или на замену, получается чаще всего одинаково эффективно. Дико редкое качество.

Команда проигрывает, на выезде, причем очевидному фавориту, а он выходит и забивает через три минуты, роскошно забивает, просто чудесно. Да что я говорю, вот как это выглядит:

Это была его игра, его время. Марко изумительно действовал, в каждом эпизоде, ничего лишнего, все по месту. Чувствовал, что нужно придержать мяч в центре, чтобы партнеры выскребли себя из штрафной, чтобы передохнули – придерживал. Когда была возможность обострить – обострял. Сам на ровном месте подставился под фол неподалеку от линии штрафной и сам же взялся его исполнять – не исполнил, бывает. Забил бы, и «Кальяри» увез бы с «Сан-Паоло» три очка. Эти бы дотерпели, потому что могут и бьются, так как не бьются многие и многие другие, имея куда большие возможности.

Как его до сих пор не купили – не понимаю. Почему зимой тот же «Интер» не потратился? Такая возможность, причем игрок-то свой, итальянец. Готов и со скамейки помочь и если доверят – из первых рядов основы. Если летом не увезут в какой-нибудь серьезный клуб – немыслимая несправедливость будет.

Впрочем, Сау и в «Кальяри» попылит так, как не у всякого получится и до сборной, о которой по-детски мечтает, доберется. Такой Игрочище растет, именно Игрочище. Как вы без него живете? Не понимаю, просто не понимаю.

Сам не знаю, зачем написал этот текст… Как-то хочется о них рассказать, лишний раз повосхищаться, да просто руками всплеснуть – какие же, мать их, красавцы! Один практически легенда, без загонов, без пафосного поноса, просто футболист. Другой – только растет, но обязательно состоится, как большой футболист. Им бы росточка чуть побольше, да таланта пару чего-нибудь (не знаю, чем талант меряется), вот чуть больше на пару порций этого таланта – мир бы перевернули.

Но они и так красавцы, Тото и Марко.

Имеет ли значение, где там эта «Бавария» с ее возлюбленной «Барселоной», когда есть такие ребята?..   

Другие тексты блога: 

Обзор 33 тура Серии А (Radio Edit)

Лучшая ошибка Массимо Моратти

Мифы и иллюзии Стефана Эль-Шаарави

По краю пропасти из последних сил  

Красно-синий остров невезения