4 мин.

Футбол и кризис - оценка года противостояния.

Разразившийся в середине 2008 года мировой финансовый кризис оказал заметное влияние и на футбольную индустрию. За то время, которое он продолжается, коммерческая составляющая в горячо любимой нами игре с мячом заметно трансформировалась и преобразилась. Оценивая эти изменения, что, на мой взгляд, важно в первую очередь. Первое: Финансовые показатели клубов и показатели внутреннего трансферного рынка теперь напрямую стали связаны с положением дел в государстве, в котором клуб выступает. А также ценовые эквиваленты на игроков в сложившейся ситуации не позволяют даже состоятельным клубам сорить деньгами направо и налево. Примером соотношения дел в государстве и футбольном клубе может служить ситуация с контрактом Андрея Аршавина в лондонском «Арсенале»: – С апреля 2011 года в Англии увеличиваются налоги до 50 процентов. Все мы помним ваши слова о том, что нужно смотреть в контракт, когда его подписываешь. Как вы ощущаете себя с финансовой точки зрения, будете ли вы требовать увеличения контракта? – Мои проблемы не были связаны с налогами. У меня были и сейчас еще остаются некоторые проблемы, которые, надеюсь, я решу в течение ближайших двух недель. Премьер-министр Великобритании уже заявил, что такая мера, скорее всего, будет принята. Я думаю, что для английского футбола это будет не очень хорошо. Футболисты стремятся туда, где лучше. Соответственно, они будут выбирать другие лиги, например, испанскую, и со временем примера сможет обогнать английский чемпионат (блог «Выигранный воздух»). Говоря о ценах на игроков, то в первом кризисном году мы не могли видеть масштабных компаний покупок игроков у подавляющего большинства ведущих европейских клубов (разве что, мадридский «Реал» преуспел). В этом плане примечательно высказывание Арсена Венгера перед финалом ЛЧ в Риме. Венгер утверждал, что сейчас наилучшие условия не для серьезных покупок, а для привлечения своих воспитанников к основному составу. Также тренер «канониров» заявил, что вложение серьезных сумм в игроков на «сегодня» весьма рискованное мероприятие, поскольку в случае провала будет крайне трудно выплатить неустойки по контракту. И, поэтому, одно из наилучших вложений средств сейчас – не масштабные трансферные кампании, а собственная инфраструктура: база, стадион. Второе: частные компании и корпорации, спонсирующие клубы, теперь не могут даже при долгосрочных контрактах гарантировать им хотя бы относительную финансовую стабильность. Крупнейший в истории мирового футбола контракт в области титульного спонсорства, заключенный американской страховой компанией AIG и «Манчестер Юнайтед» (американцы платят за несколько квадратных сантиметров на футболках «МЮ» $28,2 млн в год) сейчас под угрозой. Акции компании упали в несколько раз, а саму AIG от разорения спасли в итоге лишь американские власти – посредством ее национализации. В прошлом году британское правительство аналогичным способом сохранило банк Northern Rock, благодаря чему спонсор «Ньюкасла» сумел-таки исполнить свои обязательства перед клубом. А вот «Вест Хэм» денег от титульного спонсора уже не получит. XL, третий по величине британский туроператор (его 3-летний контракт с лондонским клубом оценивался в $15 млн), разорился в начале нынешней осени, и «молоткам» пришлось заклеить эти две буквы на своих футболках номерами. Третье: ценность поступления средств от продажи прав на телетрансляции матчей возросла вдвое. Яркий пример – ситуация, которая в этом году сложилась в Аргентине. Финансовый кризис в аргентинском футболе привел к переносу открытия очередного сезона, который должен был стартовать 14 августа. В сложившейся ситуации многие эксперты обвиняют неэффективных топ-менеджеров AFA, руководители которой предложили частной компании TSC почти в три раза (до 187 млн долларов) увеличить плату за трансляцию матчей, с чем руководство канала не согласилось. Правительство Аргентины спасло национальный футбол от кризиса, согласившись выделить 130 миллионов долларов в год. Именно эта сумма будет заплачена Ассоциации футбола Аргентины (AFA) за право трансляции матчей на государственном телеканале. Однако, существует и альтернативная точка зрения. Журнал «Forbes» утверждает, что глобальный экономический кризис не отразился на финансовом состоянии европейского футбола. Средняя стоимость каждой из 25 ведущих команд в настоящий момент составляет $597 миллионов, что на 8% больше, чем год назад. Средний показатель их доходов в сезоне 2007-2008 равнялся $42 миллионам - на 20% больше прибыли предыдущего сезона. При этом пять ведущих клубов стоят не менее $1 миллиарда каждый. В списке Forbes количественно преобладают английские команды. Они занимают 10 позиций, немецкие - пять, итальянские - четыре, испанские - три, французские - две. Одно место досталось шотландскому "Селтику". Способность европейского футбола не только выжить, но и увеличить прибыли наперекор кризису журнал объясняет долгосрочными контрактами на рекламу, трансляцию матчей и спонсорство. Эти контракты заключены на срок до 2014 года, не подлежат ревизии и поэтому неподвластны влиянию финансовых потрясений в мире. "Европейский футбол по-прежнему в цене. Спрос со стороны вещательных компаний и спонсоров продолжает возрастать", - отметил в обзоре эксперт Роберт Джей Тиллисс.