7 мин.

О лимите на легионеров

Предлагаю немного отвлечься от очков, коэффициентов и прочего. Тем более, что тема прямым образом касается нашего клубного футбола.

В 2005 году на заседании исполкома РФС было принято решение утвердить лимит на количество иностранных легионеров, выступающих в российской премьер-лиге. Это означало, что в сезонах 2006 и 2007 годов на поле имеют право появляться одновременно семь иностранных игроков, в 2008 и 2009 годах - шесть, в 2010 году - пять. После обращения клубов премьер-лиги в РФС с ходатайством не ужесточать лимит на 2010 год, Исполком РФС пошел клубам на встречу, и в 2010 году лимит на легионеров будет действовать по схеме 6 иностранцев + 5 россиян.

Также предлагается изменить трактовку термина «легионер». Чтобы под статус «легионера» попадали футболисты, имеющие российское гражданство, но не имеющие возможности выступать за сборную России. Например, Ковальчук и Жевнов тогда будут считаться легионерами. Это очень спорный вопрос, он вообще не может быть положительно решен, поскольку тогда будет прямое нарушение прав человека согласно Конституции РФ и трудового законодательства. И новая трактовка, если будет введена, права гражданина прямым образом нарушает.

Мутко и РФС подходят к вопросу с точки зрения сборной. Приоритет своей политики они отводят именно национально команде. Но, скажите мне, а много у нас появилось молодых дарований с 2006 года, вызванных введением лимита? Да никого. Пример Дзагоева здесь не катит, поскольку такие, как Дзагоев, при любом лимите раскроются и заявят о себе.

Надо понимать, что на лавке в клубах сидят далеко не Аршавины и Жирковы, а футболисты куда ниже классом. И клубы вынуждены ослаблять свои составы, дабы вписаться в лимит. Появление Джанаева вместо Плетикосы в «Спартаке» - это самое настоящее ослабление состава, потому что сейчас держать иностранного вратаря в команде «слишком большая роскошь». Ну и, скажите мне, кто от этой перестановки выиграл? Сборная, «Спартак», футбол в стране в целом? Да никто не выиграл. А вот «Спартак» явно проиграл. Это как частный пример.

Лимит на легионеров – дело полезное. Но любой закон полезен только тогда, когда имеет почву для реализации, когда жизненно необходим в данный момент. Одним из довдодов в пользу лимита, помимо прочих, указывали то, что клубы должны заниматься своими школами, вкладывать в нее деньги, выращивать собственных воспитанников, улучшать инфраструктуру, что, ествестенно, пойдет только на пользу всему нашему футболу. Но ввели лимит тогда, когда клубы еще не начали все это делать. То есть получилось нечто подобное ультиматуму. Мы закон ввели – а теперь вы сами как хотите. По-людски, по-людски, а не по-российски, нужно было сначала создать все условия для принятия лимита, и только потом уже его вводить. Вот пусть сначала клубы вырастят собственную талантливую молодежь, а потом уже введем ограничения на иностранцев.

Сделали все наоборот.

И, понятное дело, что клубы выступают против. Потому что в клубах, тем более в таких, где русские игроки довольно среднего уровня, понимают, что этот лимит ничего кроме ослабления всего клубного футбола в стране не принесет. Зато это не мешает одной гос монополии скупать игроков сборной России, оставляя остальные клубы ни с чем.

Я не понимаю, честное слово, ну неужели РФС во главе с Мутко не могут допереть, что на данном этапе нету достаточного количества высококлассных российских футболистов, способных на равных конкурировать с иностранцами, а значит такое ограничение может только губительно сказаться на всем клубном футболе? Неужели не ясно, что если из-за лимита ставить условного Баженова вместо условного Веллитона – это прямая дорога обратно в девяностые? Где был только один клуб с лучшим подбором российских футболистов, а остальные по этому параметру ему явно уступали. Только тогда это был «Спартак», а сегодня это «Зенит».

Надо было дать клубам время, чтобы они успели вырастить молодежь, чтобы скорректировали свои планы по развитию клуба и команды. Мол, вот вам 10 лет, делайте, что хотите, но через 10 лет будет введен лимит на легионеров. Вот такой ход я бы понял. У клубов было бы время. Ну а как поступили в нашем случае – прямое свидетельство российского раздолбайства: сначала сделать, а потом думать. Помимо всего, очевидно, что лимит на легионеров себя не оправдал, и ничего положительного в российский футбол не внес, из этого закона можно выделить только отрицательные моменты. Вот как мне видится ситуация:

1. Взрыв на внутреннем трансферном рынке. Введение лимита взвинтило цены на российских футболистов. Теперь между клубами идет «гонка вооружений», где российский футболист высокого класса на вес золота. Когда спроса дофига, а предложения нифига – товар становится дефицитным, а значит стоимость его растет. Теперь любой бездарь, более менее умеющий стабильно попадать по мячу, стоит несколько миллионов. Это плюс нашему футболу? Только тем, кто имеет деньги с продаж/переходов футболистов.

2. Лимит реально ослабляет наш клубный футбол. Посмотрите на клубы, которые ходят на грани этого лимита. Каждый раз приходится что-то выдумывать, искать место под лишнего русского, чтобы дать возможность на другой позиции сыграть более сильному легионеру. Например, если болельщики «Спартака» нарисуют вам оптимальный состав команды, то вы увидите, что этот состав не вписывается в лимит. Т.е. такие кубы как «Спартак» просто не в состоянии сегодня играть в оптимальном составе. И в целом эти ограничения губительны для всего клубного футбола, и дальше, если до этого дойдет, будет только хуже.

3. Скажите мне, какой нынче стимул для прогресса у юных футболистов? Ну, вот можно было бы сказать, что человек прогрессирует, доказывает тренеру, что он способен на большее, чтобы получить место в составе. А нафига теперь, спрашивается, юным раздолбаям вкалывать и грызть землю, если они прекрасно понимают, что им отводится приоритет, что у них появиться на поле шансов куда больше, чем у иностранца, играющего на той же позиции в команде.

4. Ситуация с Адвокатом показала, что могут быть ошибки в связи с этим лимитом. Ошибся человек, не углядел, что выпускает лишнего иностранца. Ну что тут поделаешь? Я считаю, что введение лимита – лишний геморрой для тренерского штаба. Ведь проблема не только в том, чтобы не ошибиться при заменах – Бог с ним – помощники подскажут или еще кто. В конце концов неуклюжесть Дика так и осталась единичным случаем. Вопрос в другом. Вы представляете себе как строится тренировочный процесс, как отрабатываются схемы? Представьте себе, сколько лишней головной боли теперь добавляется тренерскому штабу. Получает травму условный Жирков, который играет вингера, а на его место из вингеров в запасе только иностранец. Что делать: или проводить двойную замену или выпускать русского, но с другими функциями, а значит, не желая этого, перестраивать тактическую схему, рисунок игры? И вот теперь тренерские штабы наших клубов должны бороться с этой чехардой. Неужели вот вся эта белиберда способна положительно сказаться на футболе в стране?

А еще клубы обратились в РФС с ходатайством по поводу седьмого легионера. Чтобы на поле мог находиться седьмой легионер, который, цитирую: «не имеет российского гражданства, но провел 75 процентов матчей за последние два года в сборной своей страны». Это уже, действительно, не смешно. Представьте себе, как условный Рамос будет высчитывать, сколько у кого в процентах матчей за сборную, и может ли условный Шемберас заменить условного Рахимича? Это издевательство над тренерами.

Лимит на легионеров именно в таком виде, в каком нам его преподнесли, – явление губительное. Особенно для клубов. И сборная ничего не выиграет от этого. По крайней мере, в ближайшие годы.

Как бы сделал я.

Сначала ввел в курс дела клубы, что в будущем планируется введение лимита на легионеров. Дескать, вот вам 10-12 лет, имейте в виду… И за эти отведенные 10-12 лет клубы должны были бы пересмотреть свою политику в пользу развития собственной школы: вкладывать туда еще большие деньги, работать с тренерским персоналом. Улучшать инфраструктуру. Направить своих скаутов не по Бразилии и Восточной Европе, а по всем уголкам РФ, чтобы искали, отслеживали и находили талантливую русскую молодежь. Вот такой подход был бы правильным. И тогда, через 10-12 лет, никаких претензий к РФС и лимиту быть не должно. Да и потом, нужно понимать, что когда у нас начнут массово появляться таланты, то никакие лимиты не нужны будут. Поскольку российские футболисты будут играть в основе, а не легионеры.

Выхода из уже сложившейся ситуации два. Либо повысить лимит, скажем, до 7 иностранцев, что было бы, на мой взгляд, оптимально, либо изменить понятие термина «легионер», чтобы, скажем, футболисты, стабильно выступающие за свои национальные сборные (имеющие в активе 15-20 матчей за свою сборную), не попадали под лимит.

Единственный плюс в этом лимите, и то с натяжкой, я могу выделить то обстоятельство, что теперь клубы не скупают посредственных иностранцев целыми пачками, как это когда-то было. Но это только с натяжкой, поскольку в сегодняшних реалиях клубы от такой политики все равно отказались бы.

А каково ваше отношение к лимиту? Мнения, предложения?

автор: Сталкер

Вы можете следить за обновлениями в этом блоге. Для этого нажмите на кнопку "добавить в ленту" наверху страницы.