6 мин.

«Жизнь Пи». История

«Канадец приехал во французскую Индию в поисках истории?

Я знаю индийца во французской Канаде,

который может поведать просто невероятную историю»

Мамаджи

 

Фильм «Жизнь Пи» я не очень хотел смотреть. Мне название не понравилось. Как-то зашёл к соседу, тот обмолвился, что скачал этот фильм. Дай, думаю, посмотрю, раз уже скачанный есть. Я понятия не имел, о чём там.

Общее впечатление такое. В фильме очень красивый, как это говорится, визуальный ряд. Яркие краски, прекрасные виды. Животные, люди, растения, дома, океан, небо, штиль, шторм. Много эмоций - улыбки, слёзы, крик, шёпот. Я не очень разбираюсь в современных технологиях, но мне не всегда понятно, когда там живое животное, а когда нарисованное, где настоящий океан, где компьютерный. Фильм очень качественно с технической точки зрения снят, как кажется мне, профану в технике и технологиях, но придирчивому и капризному зрителю. Знаете, какой фильм мне хочется посмотреть сразу после такого фильма, как "Жизнь Пи"? Фильм, в котором бы рассказали, как это всё снимали.

А вообще мне этот фильм не должен был особо понравиться.

Я вообще очень не люблю саму Индию в целом, и индийский кинематограф в частности. Вообще их культура не нравится. Хотя там, конечно, не одна цельная культура, а сложный сплав, очень интересный и необычный. Это хорошо показано в фильме «Миллионер из трущоб», который мне очень в своё время понравился. И в фильме «Жизнь Пи» тоже показывается, как велика и как тесна, как красива и как ужасна, как богата и как бедна Индия.

Первые мурашки пробегают у меня (даже при повторном просмотре) ещё в самом начале, когда маленький мальчик становится легендой всей школы, проявив завидную волю при всей своей внешней (да и внутренней) мягкости, обнаружив несгибаемый стержень характера, который впоследствии позволил ему пройти невероятные испытания.

Вообще вся история (а я бы назвал фильм не «Жизнь Пи», а «История Пи») связана с верой. С верой в Бога, с неисповедимостью его путей. Я сам человек верующий, сколько себя помню, не сомневавшийся в существовании Бога. Я не очень люблю обсуждать веру и религию, потому что это всегда очень личное, поэтому только скажу, что мне очень понравились две фразы, которые в этом фильме сказал отец своему сыну: «Верить во всё сразу, что тебе будет предложено – всё равно, что вообще ни во что не верить» и «уж лучше бы тебе верить в то, с чем я не согласен, чем принимать всё подряд вслепую».

Мне очень понравились родители, показанные в этом фильме. Красивые сильные люди. Мужественный отец, женственная мать. Посмотрите вокруг – как это сейчас редко встречается.

Индийские танцы… я ненавижу их. Мне не нравятся ни движения, ни музыка, ни их песни. Но какой всё-таки чудесный язык индийского танца. Каждое движение что-нибудь означает. В танце можно признаться в любви, объявить войну, передать зашифрованное сообщение в Центр… Это очень всё интересно. Наверно, движения всех танцев мира имеют какой-то свой перевод, но индийский язык танца, кажется, самый богатый и точный. Я долго думал, что это всё просто «дрыг-прыг», как ёмко именовала подобные культурные явления моя бабушка (кстати, учитель русского языка и литературы с 50-летним стажем), пока не прочитал книгу Ивана Антоновича Ефремова «Лезвие бритвы». Это, кстати, довольно интересная книга, но ещё более интересной я считаю личность самого Ивана Антоновича, рекомендую всем его творчество и отдельно его биографию тем, кто считает, что жизнь удалась, и они много чего добились.

Индия – это примерно четвёртая часть хронометража картины. Индия это предыстория. Дальше индийский мальчик, названный в честь французского бассейна, плывёт в Канаду на японском судне. Я думаю, тем, кто ещё не смотрел этот фильм остальное читать не стоит. Скажу только, что дальше начинается история, в которую можно верить или не верить, но лучше попытаться представить себя в ней - а что бы я сделал, что бы я решил, что бы я смог? Подумать о том, насколько ничтожны мы перед могуществом Бога или, если кто в Бога не верит, перед окружающим миром, в котором всегда есть кто-то, кто сильнее тебя, а если появляется кто-то самый сильный, он никак не может противостоять стихии, судьбе, случаю.

После первых тридцати минут действие переходит на океан и дальше история мне чем-то напоминает «Старик и море», только если бы старику было 15 лет, а с 500-килограммовым марлином он остался наедине в огромном аквариуме.

 

СПОЙЛЕР

Я спросил на работе у своей помощницы, 23-летней девчонки, после того, как мы посмотрели этот фильм: «А ты бы что сделала, если бы ты была в лодке в открытом море, а за бортом в воде тигр, который не может в неё подняться и смотрит тебе в глаза? Смогла бы ударить его топором по голове?» Она сказала: «Нет». Я не стал спорить. Не стал говорить об инстинкте самосохраниения, о страхе, об отчаянии… Потому что когда я спрашивал, я сам не знал, что бы я сделал. Есть ситуации, по которым можешь принять решение только когда в них попадёшь. Ударил бы ты по воротам на месте Ди Канио, рискнув здоровьем своего противника? Признался бы ты в игре рукой на месте Анри, пожертвовав мечтой целой нации, или похоронил бы мечту другой? Ты можешь гордиться или стыдиться за свой поступок остаток жизни, а можешь забыть о нём на следующий день, но чтобы принять окончательное решение у тебя один миг.

Есть и ещё вопросы. Спустился бы ты в тонущую шлюпку вычерпывать воду, если бы знал, что под брезентом в ней прячутся гиена и тигр? Подумал бы ты о том, что раз Бог помог тебе спастись, позволив считать, что ты в шлюпке один с раненой зеброй, то он поможет тебе выжить и с хищниками?

Стал бы ты проклинать кита, выпрыгнувшего прямо перед тобой из глубины океана сквозь тучу светящихся медуз, из-за которого ты потерял свои запасы воды и еды или поблагодарил бы Бога за то, что он дал тебе увидеть такое чудо?

И последний вопрос фильма – какую из двух историй выберешь ты? У меня нет ответа. Какая разница? Почему для нас должна быть более естественна и реальна история, где люди убивают и пожирают друг друга, как дикие звери? Почему мы продолжаем сомневаться в том, что случаются чудеса? И почему, если мы верим в то, что чудеса случаются, мы продолжаем их считать чудесами? Почему жестокость, коварство, предательство для нас – привычные и обычные вещи, не вызывающие удивления, а честность, сострадание и благородство – явления, выходящие из ряда вон?

Давайте не думать о том, какая история более вероятна, давайте будем стараться делать невероятные на первый взгляд вещи, чтобы их было как можно больше, и чтоб мы перестали считать их чудесами. И тогда мы увидим ещё больше новых чудес: ведь чудеса никогда не закончатся в этом мире, потому что чудо сама наша жизнь, весь наш мир.