Немецкие фанаты глазами англичанина
В этой статье мы познакомимся с немецкими футбольными фанатами и увидим их развитие начаная с 1980 и по конец 21 века. В этом нам поможет англичанин. А значит, он правдиво оценит немецкое умение болеть футболом. И так, начнём: "Мое первое знакомство с немецкими футбольными фанатами произошло в 1980 году, когда я в составе Королевских ВВС проходил службу в Северной Германии. В одно воскресное утро я, в компании со своим товарищем, стоял в центре города Билефельд, наблюдая за одним очень интересным эпизодом – как человек, забравшийся на телефонную будку, осыпал руганью проходивших мимо пешеходов. Комичность ситуации заключалась в том, что этот тип был одет в форму солдата африканского корпуса Роммеля, был в защитных очках, плотно прилегающих к его глазам, и в танкистском шлеме.
Вдруг, как гром среди ясного неба, послышались выкрики футбольных фанатов, и, обернувшись, мы увидели приближающуюся группу неряшливо одетых молодых людей, которые, как позже выяснилось, оказались болельщиками местной «Арминии». Хорошо отдавая себе отчет в том, что мы англичане и находимся за границей, мы отошли в сторону уступив им дорогу. Они были очень молоды и выглядели, как типичные немцы: все с торчащими усами и в джинсовых куртках с нашивками. После того, как эта процессия нас миновала, мы посмотрели друг на друга и засмеялись. Но не от чувства облегчения, нет. Сравнив это с тем, что нам приходилось видеть дома, мы решили, что внешний вид немцев был достаточно комичен. И, конечно же, никакой угрозы они не представляли.
Однако их появление напомнило нам о том, что и мы тоже – болельщики, которые не были на футболе уже несколько недель. Поэтому мы решили проследовать за ними, чтобы посмотреть заодно и на местный стадион. Оказавшись на месте и наблюдая за фанатами, расположившимися на верхних ярусах своего сектора, мы поняли, что они представляют собой достаточно немногочисленную группировку. В ее составе к тому же было большое количество рядовых, проходящих службу в армейских подразделениях, базировавшихся в этом регионе. И они выбрали этот клуб потому, что точно так же, как и мы, очень любили футбол. Это первое посещение стадиона стало для нас впоследствии привычным и, надо сказать, очень приятным занятием. Интересно, что немецкие фанаты принимали нас тепло и не делали секрета из того, что считают нас немного сумасшедшими.
Спустя семь лет мне снова довелось побывать в Германии. Но на этот раз я столкнулся уже с совершенно иной атмосферой. Хотя хулиганство пришло в Германию намного позже Англии, оно успело охватить весь немецкий футбол. Хулиганское движение достигло такого подъема, что, когда сборная Англии направилась в 1987 году в Дюссельдорф, все были готовы к неминуемому столкновению двух противоборствующих футбольных лагерей. Все британские служащие, работавшие в то время в Германии, были строго предупреждены о последствиях, если они примут участие в разного рода беспорядках, и каждый наш шаг тщательно отслеживался местными властями. На самом деле инциденты ограничились немногочисленными стычками, включая одну, имевшую место на выходе со стадиона. Но в преддверии чемпионата Европы 1988 года в Германии английские фанаты поняли, что местные хулиганы могут там стать причиной больших проблем.
Главенствующую роль на том чемпионате играла местная полиция. С самого начала она предупредила, что не потерпит ни одной хулиганской выходки, и сохранила верность своему слову, быстро и эффективно реагируя на любую угрозу. В результате дело ограничилось простой словесной перебранкой, несмотря на все усилия противостоящих группировок. Единственным исключением стали массовые беспорядки в Гамбурге, которые возникли после поражения германской команды от сборной Голландии и, по общему мнению, стали одним из наиболее жестоких инцидентов за всю историю футбольной Европы.
Для немецких хулиганов чемпионат Европы 1988 года стал большим успехом. Не только потому, что они доказали всем, что больше не являются мальчиками для битья у себя дома, но и потому, что продемонстрировали способность дать бой любому противнику, даже англичанам. Подтверждение этому пришло несколькими неделями позже, когда полиция обнародовала цифры о количестве арестованных во время чемпионата. Из более чем 1200 задержанных болельщиков две трети оказались немцами. И хотя сборная Германии так и не стала чемпионом Европы, зато теперь немецких хулиганов знали все.
Говоря языком цифр, наиболее крупные хулиганские группировки Германии можно сравнить с их английскими оппонентами. Такие клубы, как «Гамбург», «Динамо» (Берлин), «Шальке-04», без всяких проблем могут собрать толпу из 400-500 хулиганов и даже больше, если речь идет о матчах высокого уровня. Как ни странно, то же самое можно сказать и о ряде клубов из низших дивизионов, таких, например, как «Оффенбах», «Мангейм», «Лейпциг» и «Динамо» (Дрезден). Причем нельзя не отметить и потрясающую организованность таких групп. Говорят, что в одном из эпизодов видели, как лидер подобной группировки раздавал своим товарищам по оружию и нарукавные повязки, чтобы те могли отличить друг друга во время драки!
Однако справедливости ради стоит отметить, что в последние годы полиция достаточно успешно борется с хулиганами. А в ходе подготовки к Евро-2000, ею была проведена успешная операция по предотвращению выезда немецких хулиганов в Бельгию и Голландию, хотя это и вызвало определенную долю критики в адрес полиции. Тогда, вторя своим английским коллегам, многие борцы за гражданские свободы в Германии были возмущенны введением запрета на свободное передвижение граждан, у которых и в мыслях не было совершать что-либо противозаконное. Однако такая практика оказалась довольно эффективной. А после событий чемпионата мира 1998 года во Франции и ужасного инцидента, когда немецкие хулиганы чуть ли не до смерти забили железными прутьями французского полицейского Даниэля Нивеля, этот результат был расценен как крупный успех."
В этой статье мы познакомились с немецкими футбольными хулиганами глазами англичанина. Если учесть, что сам британец признал, что в Германии умеют болеть, то это действительно так. Но мы посмотрели на развитие немецкого боления лишь за 20 последних лет 21 века. Продолжение следует.