Отцы и дети
«Судья не продажная?! Я извиняюсь!..» – примерно такого тона упорно продолжает придерживаться проштрафившаяся сторона. Случай грозит сделаться хрестоматийным. Глава, видите ли, может быть горячей, но не может быть некомпетентной – разве что истину эта самая глава не назначает. Вот так, отстаивая честь бороды, теряют лицо. «Нас засуживают, потому что боятся» – пластинка знакомая и заезженная. Что до боязни, то падкое на всяческие фобии общество отреагировало всплеском антикавказских, откровенно шовинистических настроений. Суть их тоже хорошо известна: дети гор, спускаясь на равнины, ведут себя развязно, задирают местных, пристают к девушкам – и да, сеют преступность.
И это тоже глупо отрицать. Однако, стоило бы принять во внимание, что у нынешних развязных гостей был искушенный наставник – такой же развязный гость – русский шабашник. Да, его умелыми рабочими руками поднималось народное хозяйство Страны Советов во всех ее уголках. Но пополняли ряды подобных работяг выпускники отнюдь не Оксфордов – вчерашние пэтэушники. Со всеми вытекающими. Например, со своеобразными эстетическими представлениями: на заработанные длинные рубли работяга мог позволить себе выход – джинсы Montana, белые туфли, «О’Жён» или «Шипр». Еще в этих кругах нормой было украшать транспортные средства копеечными монетами, чертиками из капельниц, фотографиями красоток и прочей лабудой – сейчас то, что из этого выросло, называется, кажется, ара-тюнингом. Кроме того, шабашники были великими мастерами в возведении многоэтажных не только домов.
Что еще их выделяло? Умение не давать себя в обиду – в меру своего понимания. Что значило: лучше обидеть самому, чем быть обиженным. Чем такие люди отличались от гопников? – видимо, тем, что на первом месте для них, все же, стояла работа. А так, обычно они были готовы дать организованный отпор сбившимся в кучу местным. Русский шабашник был крут. В местах, где сила и превосходство возведены в культ, это не могли не признать. То, что это повлекло в неокрепших умах, на языке науки называется запечатлением (или, иначе, «синдромом утенка»). Крутизна стала воспроизводиться.
Одновременно на бытовом уровне нашептывалась, вдалбливалась упрощенная – опять-таки, для неокрепших умов – установка: если где что-то случилось, то это все русские, они такие! И когда бывшая «историческая общность» рассыпалась по национальным квартирам, идеологическая отрава дала-таки решающий эффект. Правда, страдать от этого пришлось по большей части другим русским. Другие русские – учителя, инженеры, врачи – приходили следом и уходили тоже. Образованная часть народа – она обычно менее мобильна и менее приспособлена к выживанию в конфликтной среде. Не было за ней такого твердого умения – с волками изъясняться по-волчьи.
Тот, кто отношения в человеческом обществе воспринимает по принципу стайной иерархии, видит в этом слабость: если человек избегает конфликта – значит, он трус, лох, ничтожество. Надо его подавить, указать ему место под собой. Потому воинственные выходцы из менее развитой в цивилизационном плане среды смотрят на современных людей свысока. Им невдомек, что с рациональной точки зрения конфликт между этими категориями людей в первую очередь есть невыгодный размен.
На самом деле, нет народов трусливых и робких. Все народы выживали одинаково: отстаивали свою территорию, свой язык, свою культуру в многочисленных войнах с соседями и не только – во времена, когда права человека не чтились даже близко к современному образцу. Но одними войнами сыт не будешь – потому задачи цивилизации, кроме расширения территорий, сводились еще и к развитию ремесел с искусствами.
Человечество, к слову, как раз и развивается через отсев гоношистых. Искатели приключений обязательно их находили – везло не всем. В определенных условиях процесс тормозился – в горной местности, в пустыне, в тайге, в тундре. Ведь как бывает? Наломает некий молодец дров – и ищи ветра в поле… А в поле-то как раз искать было легче. На необъятных или сложнорельефных просторах «ответка прилетать» могла годами, десятилетиями.
Так или иначе, человек приспосабливался – учился быть рассудительнее. Собственно, соотношением рассудительных и гоношистых и определяется степень развития общества. Цивилизованное общество – более сложное. В нем действует масса норм, правил и условностей – далеко не всегда элементарного порядка. Чем примитивнее человек, тем труднее ему в них ориентироваться. В частности, признавать свою неправоту, коли она имела место.
С позиций элементарной логики, должно быть, западло извиняться перед теми, кого не уважаешь – они ведь не джигиты, не богатыри, за кинжалом или пистолетом не потянутся. Кто-то назовет подобное, на инстинктах основанное, поведение первобытным. Скорее, оно детское. И матрона, грозящаяся вырвать ноги – по сути, обиженный ребенок. Это ведь для ребенка так заведено: слушаться старших, подчиняться запретам, потому что он не в состоянии пока оценивать их критически. А если что твердо не прописано (или как следует не усвоено), то ребенок распоряжается этим по своему детскому усмотрению – считая, что для него в любом случае найдется оправдание.
Не просто же так они вычурно – сообразно принятым в своем кругу установкам – одеваются. И ведут себя дерзко и нагло потому, что таков их кодекс поведения. Даже тот, кто по-русски знает в максимуме полсотни слов, имеет про запас пару-тройку тирад «повышенной изящности». Традиция!
И воюют с ними в песочнице такие же дети. Те, кто косят всех выходцев с Кавказа, из Средней Азии под одну гребенку, называя их уничижительными прозвищами. Те, кто аргументом находят примитивную силу. Те, кто призывают оживить химер древности. Они не могут придумать что-то умнее. Они не догадываются, что их враги – их братья. Биологические отцы одних есть духовные отцы других.
У каждого народа есть часть, тянущая его в прошлое.
=======================
Enterprise эпохи. Смелость, рисковость, авантюризм эпохи. А без этого общество обречено.
Лично я ситуацию расцениваю как испытание. Через это нужно пройти. Преодолевая этапы цивилизационного развития, народ распространяет свое влияние (главным образом, культурное) на сопредельные регионы. Тем самым он берет за их население некую ответственность. И сейчас, называя целые народы бандитами, скотами, паразитами, можно добиться лишь утери лояльности со стороны более конструктивно настроенных их представителей. Называть образованного, воспитанного человека «чуркой» может только обитатель дна общества.
Я не говорю, что их народы более просвещенные по сравнению с русским народом. Хотя бы потому, что русский язык – в сущности, мировой. Это статус, это миссия, если хотите. Вот этих самых «полускотов» надо сделать людьми – и о себе не забывать. Потому что общество, в котором распространены подобные оценки, априори не может называться цивилизованным.
Процесс этот небыстрый, сопровождаемый многочисленными сложностями и эксцессами. Но на данной стадии тот, кто просвещает, должен выработать в себе отвечающий нормам современного бытия рационально-этический подход. К слову, тот же футбол в этом отношении выступает прекрасным индикатором. Дела в нем ведутся так, словно для управления им специально были доставлены люди из прошлых веков.
Между прочим, потребность в стрессе (вызванная нарушением гормонального фона под влиянием сильных и/или затяжных стрессов – после чего мозг переключается в режим медленной, но верной работы) – отличительная черта среднестатистического россиянина, легко формирующаяся и безо всяких кавказцев. Можно сколько угодно предаваться ресентиментным фантазиям – но ситуация изменится лишь тогда, когда заработает упомянутый рационально-этический подход. Дикарством дикарство перебивать – не выход. В этом противостоянии победит более дикий.
В конце концов, если у человека заводятся вши, вполне резонным будет озаботиться его отношением к гигиене.
О том, чтобы позволять унижать себя до предела, речи не идет – можно просто какие-то вещи в принципе не рассматривать как унижение. Куда важнее, чем утверждаться перед дикарьем, соответствовать своим задачам. Русский этнос в настоящий момент переживает стадию перехода, и пока многие его представители либо противятся этому переходу из консервативных (зачастую неосознанных) побуждений, либо просто ментально не готовы к жизни в более цивилизованной среде.
За совет – спасибо. Просто я и в спортивном блоге пишу нечасто – в настоящий момент не чувствую мотивацию регулярно публиковаться на общественно-политических сайтах.
==========
Борзый.))