Театр на кресле. Как привлечь народ на стадионы Казахстана
Вопрос, связанный с наличием у того или иного клуба армии болельщиков очень емкий, разобрать который, наверняка, будет сложно. Однако есть некоторые очевидные моменты, которые и являются непосредственным механизмом прилива фанатов.
К таким относится красивая игра команды, ее бесчисленные титулы и трофеи или, что сейчас не редкость, приход звезд.
Пусть я буду тысячу раз не прав, но не все из вышеперечисленного встречается в футболе Казахстана. Отсюда и пустые трибуны стадионов, бесплатные билеты, за что я категорически против, а также низкий рейтинг футбола в Казахстане как вида спорта.
Так вот он – главный вопрос данного поста: как привести на трибуны казахстанского футбола болельщика.
Далее предприму попытку рассказать о том, как я сам пришел однажды на стадион и стал болен этой напастью, которая заразней СПИДа в сто крат. А в качестве примеров в большей степени буду приводить футбол России, т.к. знаком с ним очно. Параллельно попытаюсь пролить свет на некоторые несекретные секреты о наполнении кресел стадионов.
Вниманию яростных критиков: просьба учесть, что многое, что будет написано ниже – истории из жизни автора, его личные доводы и советы, которые, возможно, поспособствуют кому-нибудь для создания качественного и масштабного фан-движения.
Футбол я люблю давно, так что и не припомню, в какой момент пристрастился. Помню, как в 98-м в десятилетнем возрасте, болел за Бразилию и даже проронил слезу, когда она уступила Франции в финале. Помню, как радовался первой игре-открытию ЧМ в Корее – Японии, когда Сенегал уделал лягушатников, не с большим счетом, но весьма красиво. Также в памяти моменты из школьной жизни, когда дрались с одноклассником, болевшим за английский футбол, после игр Челси с Барселоной, которые встречались несколько лет подряд. Так начались мои первые пристрастия к определенным командам: Барселона, Сенегал, сборная Бразилии. Меня завораживал их футбол. Кстати, в те времена компьютеры были роскошью, не говоря уже об интернете. И мы находили спасенье в записях матчей на видеомагнитофонные кассеты, которые давали возможность сотни раз перекручивать самые яркие моменты.
В 2003 – 2004 годах произошел информационный взрыв в красно-синих тонах, которые присущи к обожаемому мной сегодня и теперь уже навсегда ЦСКА. Клуб уже как несколько лет был под управлением Евгения Гинера, который в 2005 году привел москвичей к победе в Лиге Европы.
Интерес не ограничился лишь новостными сводками. Я искал инфу в интернете, на каналах, следил за календарем игр. Но все было поверхностно. В 2006 мне выпала удача поступить в университет в Москву. Там-то все и началось. Первый курс утопил меня в «собственном соку», как говорится, и о футболе думать не было возможности. На втором стало проще, и я смотрел футбол на ТВ в общаге, в кабах, барах. А вот на третьем впервые сходил на стадион.
Так, это уже начало самого ответа на главный вопрос поста: что может привлечь народ на футбол.
Был матч Лиги Европы ЦСКА – Астон Вилла, который проходил в Лужниках. Игра с подобным рейтингом вряд ли смогла бы собрать полный стадион, но одна треть присутствовала. Был вечер, солнце давно скрылось, а поле освещало несметное количество прожекторов. Поднявшись по ступенькам из-под трибунного помещения, я увидел, как перед глазами раскинулся зеленый бархат поля, с отчетливыми белыми линиями. В колонках как всегда зажигал DJ Кореец, призванный разогревать болельщиков треками известными наизусть всеми любителями Центрального…
Прошло еще пару минут, музыка и реклама стихла, а из динамиков раздался голос диктора, под который из тоннеля начали выходить игроки. И в тот же момент эхом по всему стадиону начался расходиться заряд: «ЦСКА, впереееед!» в унисон с барабанным боем. Такое чувство я испытал первый и последний раз: дрожь по телу, разинутые глаза и бешеное биение сердца. Тогда я окончательно пал ниц перед этим чудом. А дальше были песни!
1. На футболе Казахстана совсем нет песен.
В Казахстане я был на матчах трех команд: Астаны, Кайрата и Ордабасы, также смотрел по ТВ игры Шахтера и Актобе (актюбинскую и шымкентскую поддержки я назвал бы лучшими). Не могу сказать основательно, что наши фаны не поют. Нет! Но и пением это не назвать. Кто слышал «You will never walk alone» в исполнении мерсисайдцев, тот понимает, каким оно должно быть.
Можно, конечно, поспорить, сказав, что звук зависит от акустики стадиона, но ведь и здесь можно найти кучу примеров, когда на простых стадионах советской постройке поются песни, заряжаются заряды и весьма не плохо.
Кстати, здесь играет роль еще один фактор. Важно иметь организационный подход, о чем я расскажу в следующем пункте.
2. Структура
После моего углубления в ряды болельщиков ЦСКА, я обнаружил некую структуру фан-движения. У ЦСКА эту роль играет КЛС ЦСКА. В него входят люди, которые заполняют трибуны, барабанщики, задающие темп и такт, заводилы, указывающие последовательность зарядов, с помощью громкоговорителей.
Также в состав организаторов входят лица, ответственные за распространения важной информации, ведущие блогов и сообществ в социальных сетях, фотографы и видео операторы. Важным моментом является то, что после каждого матча фото и видео, связанные именно с процессом «боления» фанатов на трибунах, доставляются в сети интернета, для общего обозрения. Собственный PR – один из самых привлекательных методов воздействия на тех, кто еще не определился или новичков.
И еще одна не маловажная группа активистов в рядах организаторов болельщиков – создатели баннеров, карикатурщики и художники.
3. Перфоменс
Создание баннера – нелегкий труд, особенно когда от него зависит настрой команды, а его размер составляет 30х15 метров. Но есть более масштабный вид перфоменса – мозаика. Это громадные изображения или надписи на несколько секторов, а то и на трибуны. Делается он совсем просто: нарезается нужное количество лоскутков ткани необходимых цветов. Параллельно скачивается на листе формата А4 схема стадиона и на ней рисуется мозаика запланированного изображения. Далее, перед началом матча, ответственные лица, раскладывают по схеме нарезки ткани на отмеченные места по цветам. В итоге получается следующее:
4. Файер шоу. «Жгли! Жжем! И будем жечь!»
Красота неописуемая, запах пороха, но несет за собой риск и опасность, к тому же – незаконно. Сейчас по миру несется волна поправок в законодательство, которые ужесточают наказание за использование на стадионах фаеров, хлопушек, фейерверков и других воспламеняемых предметов.
5. Преданность! Любовь! Вера!
Без этого совсем никуда. Когда болеешь за клуб, его игроков, свершения истории не важен факт присутствия на стадионе красивых плакатов, песен, фаеров и кучи народа. Нет! Не важно, выигрывает твой клуб четвертое золото подряд или вылетает в низший дивизион. Важно, что та частичка души, что когда-то загорелась ярче Северного сияния, которая была свидетельницей высоких взлетов и громких падений, пылала до последнего биения сердца, а все остальное – театр, в котором живет эта самая частичка, театр, который открыт для других душ, для тысяч душ…
P.S. Друзья, желающие дальше работать в этом направлении, не забывайте контактировать с руководством клубов. Их обязанность способствовать жизни того театра, о котором рассказывалось выше. Вы – их деньги. Они – ваши.
Текст подготовлен специально для: