5 мин.

Почему «Манчестер Сити» обязан поддержать Роберто Манчини

Тор-Кристиан Карлсен – бывший исполнительный директор «Монако», бывший селекционер «Зенита», «Грассхопера», «Уотфорда», «Байера» и «Ганновера», а также колумнист The Guardian– делится своим взглядом на проблемы взаимоотношений между тренерами и владельцами.

Ты тренируешь клуб, который отчаянно стремится к трофеям. Выигрываешь сначала Кубок Англии, потом премьер-лигу. В следующем сезоне идешь на втором месте в чемпионате и находишься в четвертьфинале кубка. Просто невозможно не задаться вопросом, почему большинство вопросов на твоих пресс-конференциях касаются потенциальной потери тобой работы – и почему только ты должен на них отвечать.

Лично мне очень тяжело понять, почему Роберто Манчини добрую часть последних 18 месяцев должен защищать свои результаты перед СМИ и доказывать всем, что он все-таки достоин тренировать «Манчестер Сити». Насколько мне известно, в этом клубе также есть президент, руководство, исполнительный и спортивный директора. Почему все они молчат? В конце концов, именно им принимать решение о будущем Манчини. Возможно, потому что страшное словосочетание «вотум доверия» превратился в клише до такой степени, что они считают, что в таких ситуациях лучше просто молчать.

Однако я с этим не согласен. Именно в такие моменты, в моменты, когда тренер находится под давлением, высшие эшелоны клубного руководства должны вокруг него сплотиться. В наше время, когда клубы премьер-лиги на всех зарабатывают миллиарды и привлекают интерес зрителей и СМИ со всего мира, футбол перестал быть спортом, где все успехи и неудачи клуба ложатся на плечи одного человека. Президенты, исполнительные и спортивные директора есть в каждом клубе, и они должны поддерживать тренера, избавляя его от лишнего давления и позволяя ему сосредоточиться на более важных делах: тренерском штабе, игроках, тактике, тренировках и подготовке к матчам. Современный футбольный клуб должен быть плодом коллективных усилий, где вклад каждого важен и где все работают во имя общих целей – а не преследуют свои корыстные интересы и прячутся, когда клуб проигрывает, что так свойственно многим руководителям.

За примерами далеко идти не нужно. Достаточно взглянуть на некоторых грандов, играющих в Лиге чемпионов, но «варящихся» в другой культуре. Если «Милан» переживает не лучшие времена, Адриано Галлиани, харизматичный вице-президент клуба, сразу же защищает главного тренера. Джузеппе Маротта, генеральный директор «Ювентуса», практически ежедневно отвечает на вопросы, касающиеся спортивных результатов клуба. Когда в начале сезона у «Пари Сен-Жермен» были игровые проблемы, генеральный менеджер клуба, Леонардо, выступил перед СМИ в защиту Карло Анчелотти и его игроков. В Германии для руководства «Баварии» критика главного тренера равноценна критике всего клуба. Иначе говоря, некоторые европейские топ-клубы критика, по-видимому, лишь объединяет. Да, они не будут вечно работать вместе, но пока тренер находится на своей должности, его поддерживают – поддерживает на все 100%.

В Англии же главного тренера издавна называют менеджером, и, на мой взгляд, это понятие слишком сильно укоренилось в футбольной культуре страны. Один человек всегда несет ответственность и за победы, и за провалы. Однако вместо того, чтобы рисковать и менять тренера каждый раз, когда что-то идет не так, или объявлять о его уходе по окончании сезона, клубам стоит иногда пытаться оказать тренер поддержку.

Эти отношения очень похожи на брак, намерением любого тренерского назначения является сформировать союз, основанный на взаимном уважении, успехе и долголетии. И, хотя обе стороны понимают путь может быть тернистым, они соглашаются на такие отношения. От этого иногда становится очень трудно понять, почему при первых же трудностях так многие предпочитают идти к адвокату по разводам, а не на сеанс к психотерапевту.

Действительно инициаторами большинства разводов являются клубы. Серия неудачных результатов, проблемы во взаимоотношениях между тренером и руководством, различные взгляды на будущее клуба (например, тренер просит больше денег на трансферы, а президент ему отказывает) – и романтике сразу же приходит конец. Безусловно, есть случаи, когда тренерская отставка неизбежна, но по своему опыту могу сказать, что, приложив капельку усилий, практически любые переживающие кризис отношения тренера с руководством можно восстановить.

В условиях экстремального давления, которому подвергаются тренеры в премьер-лиге, на первый план должны выходить такие понятия как поддержка и разделение ответственности. Определенно пришло время руководителям клубов взять частичку ответственности за взлеты и падения на себя.

Один известный журналист недавно написал в своем твиттере, что самые лучшие и успешные исполнительные директора – это те, о которых мы почти не слышим. Безусловно, я согласен с тем, что этим людям в костюмах не стоит кричать направо и налево о своем вкладе в победы команды, однако присутствие на первом плане исполнительного или спортивного директора – которые, как правило, являются глазами, ушами и правой рукой владельца клуба – в трудные времена может серьезным образом облегчить жизнь главному тренеру.

Конечно, никто не требует от президентов или исполнительных директоров бесконечно говорить о спортивных делах клуба – напротив, это было бы неправильно. Тем не менее, их присутствие на пресс-конференциях, некоторые положительные комментарии в прессе об общей ситуации и атмосфере в клубе, команде и раздевалке никогда не помешают.

Тренеры приходят и уходят; безусловно, это так, однако я глубоко убежден в том, что тренер, который получает от своего руководства частную и публичную поддержку, при прочих равных покажет лучшие результаты. Недавно, мне довелось пообедать с двумя тренерами, действующими тренерами из европейских клубов, представляющих топ-чемпионаты. Я наполовину в шутку спросил об их отношения с владельцами. Первый – вероятно, именно он представляет большинство своих коллег – признался, что говорит с президентом только после поражений, а беседы длятся более часа и напоминают допрос. Второй тренер улыбнулся и ответил: «Мой президент тоже звонит мне только после поражений… для того, чтобы пригласить меня на ужин и подбодрить». Угадайте, кто из них счастливей и успешней?

Тор-Кристиан Карлсен, The Guardian