8 мин.

Когда мужчины плачут

5 самых душераздирающих эпизодов в современном футболе

2006. Уход Зидана

 

Ушла эпоха. Закончилась эра. Завершился век. Но как завершился! Пожалуй, самый драматичный момент в истории современного футбола. И уж точно не имеющий аналогов за всю историю по своему величию. И, к слову, вызванному резонансу. Резонансу, который, пожалуй, превзошел обсуждение даже "руки Бога". Для многих людей 9-го июля 2006-го года перестал существовать футбол. Не футбол вовсе, а тот, старый-добрый футбол с марсельской рулеткой и невероятной харизмой легендарного француза. Конечно, я, быть может, немного гиперболизирую, но, согласитесь, переоценить всё величие ЗиЗу очень сложно. Перечислять все регалии и достижения Зидана бессмысленно, это известно всем. Но сам он не забывал своё мастерство каждый раз доказывать на поле, что и делал на протяжении всего Чемпионата Мира в Германии. Едва ли не в одиночку дотащив свою сборную до финала, одновременно выполняя функции как лидера, капитана, плеймекера и голеадора, так и фактического тренера сборной, Зидан, завершил карьеру вот так. Никто не мог сразу объяснить, что произошло на 110-й минуте того злополучного матча. Многое неясно и сейчас. Оскорбил Матерацци мать или сестру Зидана, пытался как-то ещё его провоцировать — уже не важно. Об этом небывало много написано в прессе, самим Марко издана шуточная книга (разошедшаяся, кстати, нешуточным тиражом), и даже возведена статуя в Париже. Важно то, что этот эпизод стал, возможно, величайшим и самым узнаваемым в истории футбола. Как и сам Зидан. А Матерации…Если бы не травма Несты, он бы и не играл тогда. Вот он, его величество случай. Выходит, случай завершил карьеру экс-капитана сборной Франции? Независимо от ответа на этот вопрос, сияние звезды Зизу над футбольным небосклоном будут помнить многие годы, а, возможно, и века. Но эта звезда ещё не зашла. Уверен, мы ещё увидим Зидана в футболе, быть может, и на тренерском поприще в то числе. А то, как он в последний раз уходил с поля, даже не бросив свой брутальный и уверенный взгляд на Кубок Мира, который французы без него уступили итальянцам, мы не забудем никогда.

 

2008. Гол Фрэнка Лэмпарда, посвященный умершей маме

Ещё вчера с ним не собирались продлевать контракт. А сегодня он наступает на пятки рекорду Бобби Тэмблинга по количеству голов за «Челси». И забивает красивейший мяч в ворота бразильцев. И всё это под колоссальным давлением. Но сегодняшнее давление не сравнить с тем, что Лэмпарду уже приходилось переживать. Матчи «Челси» и «Ливерпуля» в розыгрышах Лиги Чемпионов не забудут и так. 4:4 случается всё-таки не каждый день. Но тот матч был отмечен иначе. Накануне матча у Фрэнка Лэмпарда скончалась мама. Страшное горе для любого человека. Думаю, и руководство, и болельщики «Челси» приняли бы решение Лэмпарда не играть в том матче. Но он поступил иначе. Он вышел на поле. Не дрогнул. Как не дрогнул и пробить пенальти. Ни один мускул на его лице не двинулся перед ударом. Он забил. Он смог. Он преодолел. И тут же дал волю эмоциям. Сняв траурную повязку, он принялся её целовать. Партнёры пытались поддержать. И весь мир понял, кому Фрэнк посвящает этот гол. И весь мир разделил его скорбь. Лэмпард забьёт для матери ещё не один гол. Но запомним мы именно этот. Как самый эмоциональный. Как самый драматичный. И запомним Лэмпарда как настоящего мужчину. Ведь даже мужчины иногда плачут.

 

2008. Промах Джона Терри

Историческое событие. Во-первых, впервые финал Лиги Чемпионов проводился в России, в Лужниках. Во-вторых, впервые финал с участием двух английских команд, что уже обещало яркое шоу. И оно состоялось. Нам доведено было лицезреть один из самых захватывающих финалов в истории Лиги Чемпионов. Равносильные соперники, бьющие через край эмоции, зашкаливающий драматизм. Всё было в этом матче. Включая дополнительное время и серию пенальти. Судьба Кубка была отдана в руки Фортуне. Эта футбольная лотерея сыграла немало злых шуток с великими футболистам, с великими командами. Мы помним Баджо, мы помним «Милан». А в Москве в тот вечер антигероем суждено было стать капитану «Челси» — Джону Терри. Его удар должен был стать решающим. Его удар должен был принести команде такой вожделенный болельщиками, футболистами, и, в первую очередь, владельцем команды кубок. Но Терри промахнулся. Это не от того, что он стал стар как Акелла. Так случилось. Мокрый газон. Нервы. Это сейчас мы знаем, что Терри с «Челси» ещё выиграет главный европейский клубный футбольный трофей в 2012-м. А тогда он плакал. И небеса плакали вместе с ним.

 

2012. Возвращение короля

Величие и значение Тьерри Анри для «Арсенала» лучше всего, пожалуй, выражает памятник, посвященный ему самому, который он сам же и открывал летом 2011-го года. А уже зимой 12-го ему довелось снова выйти на поле в футболке клуба, в которой мы навсегда запомним французского бомбардира. Арсен Венгер, привезший весёлого паренька со смешной прической когда-то в Англию, снова обратился за помощью к уже обородевшему ветерану. И Анри пришел. Пришел, потому что его родному клубу нужна была помощь. Как супергерои приходят, когда того требует ситуация. Супергерои…сказки всё это. Но на что был похож тот матч, если не на сказку?  Какой-то «Лидс Юнайтед». Какая-то 1/32 Кубка Англии. Какая-то унылая безголевая ничья. И тут выходит он. Тот, на кого молились и кому поклонялись. Тот, в кого верили и на кого надеялись. Тот, кто всегда выручал в трудный час. Он вышел. Он забил. В излюбленном стиле. В два касания. Что было потом…Легче, наверное, сосчитать, сколько раз Джибриль Сиссе менял прическу, чем описать происходящее тогда на стадионе. 1:0. И только он, только он герой. Он бежит к Арсену обниматься, как 5, как даже 10 лет назад. Он вернул нас в детство. Заставил поверить в чудеса. А после матча вкинул руки к небу и плакал. Это были не слёзы горя или счастья. Это было что-то большее. И в груди всё перевернулось. А у вас?

 

2012. Ciao, senatori

Сейчас «Милан» молод как никогда. Сейчас его нельзя назвать «домом престарелых» или как-то схоже. Однако эти «престарелые» на протяжение десятка лет творили славную историю этого итальянского клуба. И казалось, они будут делать это вечно, но…Всё: и хорошее, и плохое имеет свойство заканчиваться. И это всегда тяжело. «Милан», понимая это, избрал путь действовать не долго и растянуто, а резко, но оттого ещё более болезненно. Подумать только: один матч стал последним в «Милане» одновременно для таких зубров, как Гаттузо, Зеедорф, Неста и Индзаги. К слову, после этого поединка против «Новары» стан россонери покинул ещё не один игрок (а кто-то и чуть позже), но разговор сейчас не о них. Разговор о тех людях, которые уходят тихо, без трофеев в руках по окончании, мягко говоря, не самого удачного сезона, но с внушительным багажом былых побед за спиной. По сути, квартет ветеранов, или, как любят звать их болельщики, сенаторов, не был определяющим в игре «Милана» в последний сезон. Но разве это принижает их величие? Они не определяли игру, они определяли лицо. И было страшно, что когда они уйдут, ещё несколько лет назад страшный для всей Европы клуб останется безликим. Прошлое всегда было человеческой слабостью. Ею и останется. Наверное, именно поэтому, когда в самом последнем матче, выйдя на замену, будучи, как обычно не очень заметным, Индзаги забивая, заставляет нас испытать целый шквал эмоций. Одним касанием принял, вторым пробил. И гол. Как обычно коряво, как обычно непонятно, как мяч вообще оказался в воротах. С фирменной дальней передачи Зеедорфа. И вот СуперПиппо с ребяческой радостью на лице бежит праздновать гол, словно он у него дебютный, а не трёхсотый с лишним. И всё. И ты понимаешь, что больше ты этого не увидишь никогда. И на душе творится что-то неописуемое. Я не знаю, как это передать. Просто взгляните на этого человека.

P.S. Разумеется, мнение глубоко субъективно и вам на ум могут прийти совершенно другие моменты. Рад буду услышать их в комментариях. Спасибо за уделенное время!