№3. Снайперы в кустах
В то время как все лавры главной сенсации нынешнего чемпионата отдают Фиорентине и считают ее главных героев, о Катании, которая на данный момент имеет всего на 3 очка меньше, чем флорентийская команда, вспоминают довольно редко. Хотя для них это может и к лучшему.
Сицилийцы стали лучшей командой января в Серии А, набрав в 4 матчах 10 очков.
Как и в прошлом сезоне, акцент сделан на домашние встречи: Катания третья по количеству очков набранных на родном стадионе.
Одну из решающих ролей в этом (пока промежуточном) успехе сыграл, безусловно, главный тренер Роландо Маран.
Уход Монтеллы, с именем которого связывали успехи Катании прошлого сезона, и имя нового наставника не вселяли оптимизма в будущее сицилийского клуба. Роландо Маран 10 лет тренировал клубы серии Б, но с клубом высшего дивизиона до этого не работал, потому его кандидатура не казалась самым оптимальным выбором. Начало сезона рассеяло все сомнения.
Прежде всего, новый алленаторе сменил «монтелловскую» схему 3-5-2 на более монолитную, сбалансированную и гибкую 4-3-3. С этим самым построением новой Катании познакомимся поближе.
Вратарь Марьяно Андухар провел все 25 матчей от звонка до звонка. Безоговорочный №1 с номером 21 на спине. От него пляшем дальше.
Классическая четверка защитников в этом сезоне чаще всего выглядит так (слева направо): Маркезе – Сполли – Легротталье – Беллуши. Отличительной особенностью защиты Катании является умение перестроиться на игру в 3 защитника при подключении любого из крайних защитников к атаке. Вкупе с полузащитной троицей такое построение с трудом позволяет сопернику прорваться к воротам.
Как уже отмечалось, схема Марана отличается, прежде всего, гибкостью. Это дает возможность изменять построение в центре в зависимости от соперника. В одном матче тренер может поставить единственного разрушителя и двух центральных полузащитников, в другом - двое игроков будут сдерживать атаки оппонента, а третий исполнять чисто атакующую роль.
Главный специалист по разрушению в команде - Мариано Иско, при желании в пару к нему добавляется Серхио Альмирон или Марио Бьяджанти. Франческо Лоди же по праву считается мозговым центром команды и ее главным созидателем. Против соперников, с которыми Катания собирается играть с позиции силы, тот же Альмирон берет на себя больше атакующих функций.
Вот мы и добрались до верхушки сицилийского строения: атакующая троица Берхессио – Гомес – Барриентос. Лукаса Кастро, в начале сезона имевшего статус первого запасного, а с середины ноября ставшего игроком основы, можно назвать четвертой опцией в этой троице. На поле он может, как заменить одного из крайних нападающих, так и сыграть в полузащите.
Разносторонность и универсальность этой троицы – одна из главных сил команды. Каждый из тройки способен сыграть как в центре, так и на фланге.
По мнению Марана, игра в атаке должна строиться таким образом, чтобы игрок с мячом имел 2-3 варианта передачи. Это позволяет сохранять темп и оказывать на противника постоянное давление.
Похоже, что приостановить это поступательное движение Катании могут лишь травмы (основная обойма состоит всего из 13 полевых игроков) и завышенные ожидания, ведь до зоны Лиги Чемпионов всего 5 очков. Впереди еще треть чемпионата, и если сицилийской команде удастся попасть в еврокубки, Роландо Маран будет одним из главных претендентов на звание Лучшего тренера сезона.
Второй раз за три дайджеста судьба-злодейка отсылает нас к Милану. Если в первом мы обращались к их полузащите, то в этот раз речь пойдет об атаке и том, как игра команды меняется в зависимости от того, кто играет в центре нападения: Джампаоло Паццини или Марио Балотелли.
В прошлом туре Милан обыграл дома Парму, и на примере этого матча уже можно делать выводы как меняются россонери с появлением Балотелли в атаке.
Сразу бросается в глаза то, что Марио более мобильный игрок: он опускается к центру поля, вновь поднимается к штрафной, уходит на фланги, т.е. происходит постоянная ротация атакующего трио. В матче с Пармой Ньянг и Боатенг часто менялись флангами, что довольно редко можно было увидеть, когда на поле присутствовал Паццини.
Эль-Шаарави, Ньянг, а с недвних пор и Боатенг, играя на фланге, любят повозиться с мячом, сместиться в центр, войти в штрафную «на дриблинге».
Паццини же удобнее играть с более классическими флангами, которые больше заточены на навесы, кроссы и прострелы. Все эти технические элементы были отданы на откуп фулбэкам, но качественно грузить мяч в штрафную из нынешнего состава может лишь Маттиа Де Шильо.
Упрощая, можно сказать, что Баллотели удобнее встретить мяч ногой, а Паццини – головой.
Игра Балотелли в первых матчах за Милан заставляет постоянно проводить параллели с Ибрагимовичем. Марио выигрывает силовую борьбу, играет на дриблинге, а наибольшее сходство видится в умении стянуть на себя внимание соперников, освобождая тем самым пространство для игроков своей команды. Внимание к своей персоне имеет свойство преобразовываться в фолы и, как следствие, опасные штрафные. На Паццини фолят в среднем менее трех раз за матч, в то время как на Балотелли почти пять. И не будем забывать, что победный гол со штрафного, забитый СуперМарио в матче с Пармой, заработал он сам.
Но главное различие этих футболистов в умении Марио сыграть нестандартно, остроумно и эффектно. Игра Балотелли позволяет Милану играть, используя свои сильные стороны, игра Паццини же делает команду более консервативной и однобокой. Это может сработать в отдельном случае (в матчах с Болоньей), но на длинной дистанции нужно разнообразие. Похоже, что в лице Балотелли они его нашли.