6 мин.

Безумству храбрых...

Футбольный клуб отсудил 20 тысяч рублей у фаната, выбежавшего на поле – это апофеоз отношений «клуб – болельщики». И тут уже неважно: какой именно клуб (хотя и приятно, что не мой любимый). Это – прецедент, протоптана тропинка в никуда.

Современным отечественным клубам болельщики не нужны. От нас одни неприятности: нам не нравятся игроки, которых покупают; нам не нравятся «трениришки», которых подписывают; билеты нам кажутся дорогими; а игра команд скучной.

За последние 12 лет (это – то время, которое я, более менее, регулярно посещаю матчи) я пришёл к выводу, что посещение любого футбольного матча – это подвиг.

Почему?

1. Собрались мы, например, дружной компанией на футбол. С чего мы начинаем? Безусловно, с  покупки билетов. Казалось бы, если футбольному клубу интересно, чтобы болельщики были на трибунах, то напрашивается  организация некой «сбытовой сети», чтобы потенциальный зритель мог без особого напряга приобрести билет. Что же на деле? Хочешь сходить на Спартак – езжай за билетами в 4-5 точек в Москве (фирменные магазины, касса Лужников и 2 точки фан-клуба). Неплохо, безусловно, но большинство идей сходить на матч рубятся именно на этом этапе, потому что лень проезжать несколько станций на метро, тратить обеденное время или время после работы на лишние локомоции.  Только начала запускаться система электронных билетов (но, к слову, не на все сектора), как выясняется, что билеты будут теперь продаваться по паспортам. Возникает вопрос: будет ли действовать эта система и каким образом там будет происходить верификация покупателя? Да и друга теперь не отправишь за заветным корешком – теперь ему на всю честную компанию не отпустят билетов. Поэтому, чтобы попасть на один сектор, нужно обязательно скооперироваться и совместно отправиться в кассу. Неудобно – это мягко сказано.

Очередь за билетами на Лигу Чемпионов 2012/2013 в Лужниках

2. Но, давайте представим, что мы мужественно преодолели первый этап, счастливые и «обелеченные» выходим из метро (а как ещё? Доступной парковкой в Лужниках не пахнет), и после этого нас ожидает не праздник спорта, а унизительные процедуры досмотра. Раз – возле метро, второй – по пути к спортивному комплексу, третий – на входе в спортивный комплекс, четвертый и пятый – на входе на стадион (на турникетах и после рамки металлоискателя) и крайний – на входе на сектор. На каждом этапе на тебя подозрительно смотрят угрюмые омоновцы и бестактно охлопывают тебя в самых нескромных местах. На тебя не действуют презумпция невиновности, для них ты враг, который хочет пронести что-то запретное. Они тебе не доверяют, а судя по количеству «кордонов» они не доверяют и сами себе.

Один из

3.Все мы привыкли, что в театрах и кино мы выбираем удобные места и занимаем их «согласно купленным билетам». Если вы идёте на стадион, забудьте об этом. В «Лужниках», например, ряды более менее пронумерованы, а вот номер места на креслах в подавляющем большинстве случаев вы не найдете - их нет, либо кресла настолько заляпаны грязью, пылью или снегом, что под этими нечистотами их не разглядеть. Занимайте любое свободное место. Кстати, про снег. В позапрошлогоднем матче с Аяксом трибуна больше напоминала каток. Между рядами и на ступеньках был гололед. Да что там, даже на беговых дорожках наши бразильцы отмечая гол не удержали равновесия.

 

4. Пришли заранее перед матчем? Хотите посидеть, собраться с силами, обсудить с друзьями возможные варианты составов и план на игру? Вы всё можете сделать, кроме «посидеть».

Сесть на эти кресла можно только, если на вас одежда «на выброс» и вы не стесняетесь добираться со стадиона домой грязными. Предусмотрительные болельщики берут с собой газету (в идеале «Спорт-Экспресс» из-за формата – в метро в час-пик читать неудобно, а вот сидеть…), но на множественных досмотрах сотрудникам правоохранительных органов газета может показаться опасной (она же может гореть) и её могут попросить оставить по ту сторона турникета. У меня был случай, когда бумажные носовые платки попросили выбросить. Никакие доводы на то, что у меня насморк и мне платки жизненно необходимы не подействовали (а когда на нашу полицию/милицию разумные доводы действовали?).

5. После того, как заняли место, будьте готовы, что перед вами кто-то встанет. Несмотря на тотальный контроль при досмотре на сектор набивается много больше народа, чем мест. Как  провести «зайцев» на сектор, вам расскажут в другой передаче по другому каналу (сам грешен).

6. Тут следуют  90 минут феерического футбола на высоких скоростях с обилием голевых моментов.

7. Матч завершен. По представлениям людей, которые на футбол не ходят, счастливые болельщики, обсуждая очередной разгром принципиального соперника тянутся к выходу и счастливо разъезжаются по домам. Но нет. «Сначала выходят зрители верхних секторов, затем нижних» - именно таким сообщением минут за 20 до конца матча диктор начинает развлекать зрителей. Намек прозрачен: «Не пора ли ребята вам домой, пока ещё есть, что отмораживать?» И правда, стоит резервному арбитру показать компенсированное время, как выходы с сектора перекрываются и, по завершению матча, болельщики могут наблюдать неспешную процедуру освобождения стадиона. Никогда не мог понять: почему не позволить болельщикам провести это время не на секторе, а под трибуной, попивая чаёк, кушая бутерброды (какая-никакая, но прибыль) и, что самое главное, имея возможность справить естественные потребности организма. Кстати, помните в п. 4 я рассказывал, что газеты и носовые платки «изымают». Я с ужасом представляю себе ситуацию, что естественные потребности организма могут оказать больше, чем предполагалось. Не знаю точно, но думаю, что не ошибусь, предположив, что в кабинках на стадионе, бумаге нет, и из всей возможной бумаги у бедолаги, который не смог спрогнозировать свои потребности, будут только билет на футбол и билет на метро.

8. Нас выпустили. Замерзшими, непослушными ногами мы идём к метро, возле которого доблестные сотрудники, чья служба, как известно, и опасна, и трудна, умудряются даже при дозированном выпуске со стадиона, устроить толчею и отсеивать часть толпы к дальнему выходу, либо (бывает и такое) к следующей станции метро. 

Вход на станцию Спортивная (Москва) после матча

А теперь скажите мне: может ли человек в трезвом уме и твёрдой памяти стойко перенести все горести и лишения похода на футбол? Понимаете ли вы тех, кто напивается в кабаке перед футболом, кто матерится на трибуне? Поведете ли вы своих детей туда, где в случае, если им приспичит, единственными «удобствами» будут билеты?

Клубы не могут или не хотят создать цивилизованные условия для боления, но при этом требуют от болельщиков цивилизованного поведения. Да, на трибунах много всякого сброда и маргиналов, но в кинотеатрах встречается быдло, которое в разгаре сеанса начинает разговаривать по телефону. А тут для них «естественная среда обитания». Клубы буквально культивируют условия, при которых любящий и уважающий человек сам не пойдет на трибуну и, безусловно, отгородит свою семью от такого праздника жизни.