«Счастье можно купить». 7 тезисов из книги «Футболономика»
Это блог о спортивных книгах. В последние десять лет их было написано больше, чем в предыдущие сто – и не замечать этого нет уже никаких сил. Мы будем публиковать здесь краткие резюме прочитанных книг на русском и других языках, чтобы помочь вам понять, стоит ли тратить на них свое время (или снова открыть фейсбук). Первая книга – изданная пару лет назад в России «Футболономика» (она же Soccernomics, она же Why England Lose); журналист Саймон Купер и экономист Стефан Шиманский объясняют, как статистика и социология помогают понять мир футбола и спорта.
Ваши ожидания – это ваши проблемы
Фото: REUTERS/Jose Manuel Ribeiro
Оригинальное название книги Купера и Шиманского – «Почему Англия проигрывает?». На родине футбола свою сборную часто считают фаворитом, но на самом деле она где-то 10-я в мире. Изучая результаты английской сборной с 1970-го по 2007-й, авторы вычисляют, что она выиграла 67,4% своих матчей, да и вообще не выходила за пределы интервала 62-70%, если считать по отдельным четырехлеткам. То есть для Англии абсолютно нормально побеждать в двух матчах из трех, а также преодолевать квалификацию два раза из трех – так что ни регулярным поражениям в четвертьфиналах, ни пролету мимо Евро-2008 удивляться не стоит. Если применить эту логику к сборной России, то выход на чемпионат мира будет заметным успехом (два раза из пяти), попадание на Евро – привычным делом (четыре из пяти), а игра в плей-офф – невероятным достижением (один из десяти). В общем-то так и есть.
Как вести себя на трансферном рынке
Каждое межсезонье большинство владельцев и тренеров футбольных клубов повторяет одни и те же ошибки. Не стоит покупать игроков, только что отличившихся на крупных турнирах – придется серьезно переплачивать. Не стоит по умолчанию отдавать предпочтение бразильцам, аргентинцам и другим представителям «футбольных национальностей». Не стоит вкладываться в слишком молодых игроков (17-18 лет) и начинающих стареть (28-29 лет), потому что их шансы окупить свой трансфер намного ниже, чем у 22-23-летних. И самое главное – купив футболиста, необходимо помочь ему адаптироваться в новом клубе и новой стране. Проигнорировав это правило, мадридский «Реал» был вынужден избавляться от Николя Анелька, за которого заплатил 35 млн евро, но не выделил ему шкафчик в раздевалке.
Несбалансированный турнир популярнее, чем равный
На протяжении всех 2000-х в Англии существовало понятие «большая четверка». Одни и те же клубы разыгрывали титулы и места в Лиге чемпионов, покупали лучших игроков, громили аутсайдеров и утомляли болельщиков предсказуемостью. Многие, в том числе Мишель Платини, призывали сделать премьер-лигу более сбалансированной, ввести потолок зарплат и брать пример с американского спорта. Однако исследования показали, что рост посещаемости и прибыльности АПЛ напрямую связан с неравномерным распределением сил – болельщики предпочитают победы, так что сильные команды привлекают больше людей, причем не только сторонников, но и ненавистников: скажем, любая неудача «МЮ» привлечет больше внимания, чем победа «Саутгемптона» над «Уиганом». Кроме того, только в несбалансированной лиге существует возможность победы скромного клуба над грандом – и пока она есть, эмоциональная ценность такого соревнования будет выше, чем у обычного чемпионата.
Пенальти – хороший элемент игры для анализа
Фото: REUTERS/Eddie Keogh
Одна из немногих составляющих футбола, к которой можно смело подходить с цифрами и формулами, – розыгрыш стандартных положений. Скажем, если нападающий окажется с мячом перед воротами по ходу игры, то ждать можно чего угодно (например, такого), а вот пенальти в его исполнении хотя бы можно с какой-то вероятностью предсказать. Перед московским финалом Лиги чемпионов «Челси» заказал исследование баскскому экономисту Игнасио Паласиосу-Уэрте, который собрал базу данных 11-метровых в европейских топ-чемпионатах за последние 13 лет. Лондонцы проиграли из-за поехавшей ноги Терри и своеволия Анелька (подробнее – здесь), но расчеты Паласиоса-Уэрты оказались верными, и анализировать 11-метровые, а также методы розыгрыша штрафных и угловых, стали во многих клубах. В мае 2012 года «Челси» вновь обратился к услугам баска – и вы знаете, чем это закончилось.
Приходит время триумфа больших городов
Клубы из крупнейших городов Европы – Лондона (до 2012 года), Парижа, Берлина и Рима – ни разу не выигрывали Кубок чемпионов, в то время как это удавалось Ноттингему, Роттердаму и Дортмунду. Купер замечает, что сначала в главном евротурнире побеждали команды из столиц фашистских режимов (Мадрид и Лиссабон), где были сосредоточены все ресурсы страны, а футбольные победы имели символическое значение. Затем пришел черед провинциальных индустриальных городов с бурным промышленным ростом, для которых футбол был главной гордостью (Манчестер, Турин). И только сейчас наступила очередь побед столичных клубов из больших стран, которые каждый год вкладывают в свой прогресс огромное количество денег – например, «Челси», а затем «ПСЖ», «Галатасарая» и какой-нибудь московской команды.
Турниры сборных предотвращают самоубийства
Самым эффектным открытием «Фрикономики», книги-прототипа «Футболономики», было установление связи между снижением преступности и отменой запрета на аборты 20-летней давности: новое поколение преступников просто не родилось. Пытаясь отыскать неочевидные корреляции с футболом, Купер и Шимански наткнулись на статистику самоубийств в Германии, Норвегии и еще десятке европейских стран – и оказалось, что в июне четных годов (когда проводятся чемпионаты мира и Европы) число суицидов заметно снижается по сравнению с июнями нечетных. Причем положительная динамика не была связана с успешностью выступления сборных – скорее с воможностью социализироваться, посмотреть футбол в компании, ну и вообще отвлечься от угнетающей действительности.
Счастье можно купить
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
Португальские стадионы, построенные к Евро-2004, не заполняются и на 60 процентов. Из 22 сооружений афинской Олимпиады используются только два. Арены, принимавшие ЧМ-2010, выглядят жалко всего два с половиной года спустя, во время Кубка Африки-2013. Чудовищная экономическая неэффективность больших спортивных мероприятий для стран, которые их проводит, очевидна уже почти всем – но тем не менее они продолжают сражаться за право их организации. Штука в том, что после получения этого права, по ходу подготовки и во время турнира социологические исследования показывают, что жители страны (особенно если это не страна Западной Европы или Северной Америки) начинают гордиться этим статусом и становятся намного счастливее. Несмотря на то, что на потраченные деньги всегда можно сделать что-то более полезное. Несмотря на то, что часть этих денег обязательно будет украдена. Короче говоря, несмотря ни на что – все-таки сделать выбор между сознательностью и счастьем довольно тяжело.
В России нет инфраструктуры для массового спорта (в том числе достойных вакансий для детских тренеров), поэтому любой спортивно-патриотический порыв после Олимпиады может быстро угаснуть.
Ну и кроме того того, разве статус России поднимется после проведения ЧМ и ОИ? Думаю, что нисколько, даже наоборот. Команды, может, и хорошо выступят, а о стране вряд ли будут думать лучше - из-за организации турниров, например. Украиной, ЮАР и Ванкувером мало кто был доволен.
Я не говорю, что Олимпиада в России - это зло, ее надо отменить и т.д. Но мне кажется, что затраты будут огромными, впечатление неоднозначным, а популяризация спорта в стране - минимальной. Так уже не раз было (Афины, ЮАР, даже Атланта - лучшие примеры), Россия просто встанет в ряд.
России нужен был ЧЕ по футболу. Для ЧЕ не нужны как минимум 40-тысячные стадионы, хватит и 30 тысячных. Что для России гораздо оптимальнее. По-моему это очевидно для всех, но нет...
.....................
Победителями в MLS становились 9 разных команд (за 17 сезонов). Еще три выходили в финал.
Очень сбалансированный чемпионат. Хорошая посещаемость. Драфт. Потолок зарплат.
И самое главное - MLS является владельцем всех клубов, входящих в её состав, а инвесторы частично управляют клубами и получают компенсацию от лиги согласно успеху клуба в сезоне.
Вроде не так уж и мало.