Аскетизм Арсена
Колумнист Financial Times и соавтор «Соккерномики» Саймон Купер ищет ответ на вопрос, ошибся ли Арсен Венгер, футбольный менеджер и экономист, в выборе стратегии для своего клуба и оправдает ли когда-нибудь себя бережливость «Арсенала».
«Потратьте гребаные деньги!» — скандировали болельщики «Арсенала» после того, как их команда снова проиграла на выезде «Челси» в прошлое воскресенье. Крик откликнулся эхом по всем миру в твиттере. Тот, кому он предназначался, менеджер «Арсенала» Арсен Венгер слышал этот аргумент и раньше.
Венгер, которому сейчас 63, оказался в «Арсенале» в 1996 году и возглавлял его в течение восьми славных сезонов. За этим последовали восемь бесславных сезонов с ним же во главе. «Арсенал» не выигрывал трофеев с 2005 года и сейчас находится на жалком шестом месте в турнирной таблице. Француз становится объектом насмешек. Многие болельщики жалуются, что Венгер отказывается от покупок дорогих игроков, которые могли бы конкурировать с «Челси», «Манчестер Юнайтед» или «Барселоной», хотя «Арсенал» располагает неслыханной для футбольного клуба суммой в 153.6 млн £ на своих счетах. (Аудиторская фирма Deloitte установила в прошлом году, что совокупный долг клубов Премьер-лиги составляет 2,4 млрд £). Болельщики призывают его к покупкам до окончания зимнего трансферного окна в четверг. Он обвиняется в применении на практике футбольной версии жесткой экономии – в клубе, который выглядит примером финансового благополучия.
Венгер и «Арсенал» возражают, что экономика футбола – это пузырь: клубы тратят не по средствам и рискуют собственным крахом. Спор лежит в основании футбольной экономики. Сделал ли Арсен, почти единственный настоящий экономист в футболе, правильный выбор? Оправдает ли когда-нибудь себя бережливость «Арсенала»?
Венгер родился в Эльзасе в 1948 году, через три года после того, как регион перешел к Франции от Германии. Его родители владели кафе в крохотном Дуттленхайме. Сегодня Венгер появляется на публике выпрямленным, напряженным, часто рассерженным, но когда я принимал его на вечере, организованном спонсорами, несколько лет назад, то обнаружил, что в повседневной жизни он прекрасный мим и рассказчик. Навыки, приобретенные в кафе, очевидно, находятся глубоко внутри него.
Венгер, получивший диплом экономиста в Страсбургском университете в 1971 году, имеет мозг математика. Этот предмет научил его оценкам и пониманию важности данных. Для других руководителей 15 млн £ может быть просто «большим числом», но не для Венгера. Когда он оценивает потенциальные покупки, он рассуждает как экономист, оценивающий активы, равно, как и тренер, стремящийся к скорым победам.
Венгер подвергается такой критике отчасти потому, что в свои первые сезоны в Англии он установил планку так высоко. Он преобразовал неандертальский английский футбол. Он отказался от традиционных запеченных бобов и «кока-колы» в предматчевом меню «Арсенала». Он использовал статистику, чтобы оценивать, к примеру, через сколько минут игрок теряет скорость, и его необходимо менять. Важнейшим было то, что он разбирался в мировом футболе. Английский футбол в 1990-х годах был настолько изолированным (на самом деле, ксенофобским), что многие менеджеры даже не смотрели Кубки мира.
В этом мире Венгер был обречен на триумф. Так случилось, что лучшими молодыми игроками тогда были французы. Венгеру было из кого выбирать. Такие звезды, как Патрик Виейра, Тьерри Анри, Робер Пирес и другие превратили клуб по прозвищу «скучный, скучный «Арсенал» в лучшую и самую интересную команду Англии. Скауты Венгера были повсюду, и он покупал дешево. Всего он заплатил за Анри, Виейра и Пиреса меньше, чем 23 млн £, которые он получил от мадридского «Реала» за проблемного французского подростка Николя Анелька. Дэвид Дейн, вице-президент «Арсенала» и человек, стоявший за назначением Венгера на должность менеджера, вел переговоры о суммах трансферов и заработной платы, и если он хотел заплатить на несколько фунтов больше, чем строгий Венгер считал справедливым, он это делал. Дейн, бывший торговец сахаром, показал, что он разбирается в риске в 1983 году, когда купил 17 процентов акций «Арсенала» всего за 292000 £.
В 2004 году «Непобедимые» Венгера – пожалуй, лучшая английская команда за все время – стала чемпионом Англии без единого поражения. Это был их третий титул за семь сезонов, хотя соперники в лице «Манчестер Юнайтед» были намного богаче. «Непобедимые» проиграли «Юнайтед» на выезде в октябре 2004 года и с тех пор все было совсем по-другому.
К тому времени футбол уже менялся. Русский олигарх по имени Роман Абрамович купил «Челси» и начал расходовать состояния на игроков. Но перемены касались не только денег: в Англии все копировали Венгера. Первопроходец стал жертвой игры в догонялки.
«Челси» Абрамовича начал выигрывать титулы. Венгер ненавидит мысль, что некоторые случайные «папики» могут купить себе титул, словно это загородная вилла. Он жаловался, что «Челси» использует «экономический допинг, потому что их ресурсы искусственны». Кажется, Венгер разделяет всеобщее французское подозрение к международному капиталу сомнительного происхождения.
В эти годы он принял или поддержал два принципиальных решения: первое, «Арсенал» будет строить новый большой стадион для увеличения доходов. Второе, «Арсенал» будет оставаться финансово консервативным. Они не будут тратить рискованно. Эти решения определили политику Венгера последних лет.
«Эмирейтс» был открыт в 2006 году. В целом, это сработало: 60 тысяч билетов распродаются почти каждую игру для самой большой регулярной аудитории в футбольной истории Лондона (старый стадион, «Хайбери», вмещал 38 тысяч зрителей). Билеты на матчи «Арсенала» самые дорогие в английском, и, возможно, мировом футболе, цена самого дешевого сезонного абонемента составляет 985£. Следовательно, «Арсенал» сейчас зарабатывает 3,3 млн £ за каждый домашний матч, что почти вдвое превышает выручку их соперников из «Тоттенхэма». Общая выручка «Арсенала» в прошлом сезоне была шестой в европейском футболе, составив 243 млн £.
И, все же, переезд на новый стадион был жутким. Большая часть необходимых для этого 430 млн £ были заимствованы. Внезапно самый консервативный английский клуб утонул в долгах. Дела стали еще более пугающими, когда разразился финансовый кризис в 2008 году, так как «Арсенал» получал доход от продажи квартир, построенных на месте их старого стадиона «Хайбери». Каждый сезон Венгер был вынужден продавать игроков отчасти для того, чтобы погасить заем, взятый на постройку «Эмирейтс».
Оглядываясь назад, осторожную политику трат Венгера можно было предсказать. Это в его натуре. Билли Бин, генеральный менеджер бейсбольной команды «Окленд Атлетикс» и герой книги и фильма Moneyball («Человек, который изменил все» — прим. перев.), сказал мне в 2010 году: «Когда я думаю о Венгере, я представляю Уоррена Баффета. Венгер управляет своим клубом так, как будто он им собирается владеть 100 лет». Рискованной стороной натуры Венгера был Дейн, но он покинул «Арсенал» на фоне волнений в совете директоров в 2007 году, и с тех пор Венгер был больше предоставлен самому себе. Это часто влекло за собой отказ подписать игрока, который стоил немного больше, чем собственная оценка Венгера.
Аскетизм в культуре «Арсенала». Клубом, ранее известным как «банк Англии», десятилетиями руководили с осторожностью. Должно быть, эта традиция привлекла текущего мажоритарного акционера, американца Стэна Кронке, который рассматривает спортивные клубы как серьезный бизнес. Айвэн Газидис, никогда не повышающий голоса исполнительный директор «Арсенала», сын южноафриканского врача-активиста борьбы с апартеидом и ВИЧ-инфекцией, сказал мне на прошлой неделе: «Мы не тратим больше, чем у нас есть. В футболе такой подход рассматривается как консервативный. Это немного говорит о среде, в которой мы находимся». «Политика устойчивого развития» «Арсенала», добавляет Газидис, «должна быть знакома большему количеству людей, учитывая экономическое развитие мира, но пузырь в футболе продолжает надуваться».
В действительности, окружающая среда, в которой соперники тратят слишком много, возможно только убедила Венгера в его осторожности. По прогнозам многих экспертов большое количество футбольных клубов перестанет существовать, когда они не смогут оплатить свои долги – особенно после разразившегося финансового кризиса, когда даже крупные банки ушли ко дну. Мишель Платини, президент УЕФА, сказал в 2009 году: «Если это будет продолжаться, то осталось недолго до момента, когда даже некоторые крупные клубы встанут перед лицом банкротства». Стефан Шимански, профессор экономики университета Мичигана, с которым я написал в соавторстве книгу «Соккерномика», предполагает сейчас, что «Арсенал» ждал, пока цены на игроков обвалятся, и они смогли бы купить отличных игроков задешево.
Но этот момент не пришел. Оказалось, что футбольные клубы не похожи на нормальный бизнес. В нормальном бизнесе, если у тебя есть долги, которые ты не можешь выплатить, то ты закрываешься. Тем не менее, футбольные клубы набирают неоплаченные долги и живут дальше. Ни один футбольный клуб не исчез со времен крошечного «Уиган Боро» во время Великой депрессии в 1931 году. Все остальные пережили депрессию, Вторую мировую войну, коррумпированных президентов, ужасных менеджеров и нынешний финансовый кризис. Это история выдающейся стабильности.
Правда, небольшие британские клубы постоянно объявляют о своей несостоятельности (хотя единственным клубом Премьер-лиги, который это сделал, был «Портсмут» в 2010 году), но затем они договариваются со своими кредиторами, как правило, гасят небольшую часть долга и продолжают свой путь. Ни один кредитор или банковский менеджер не хочет быть убийцей любимого древнего учреждения. И, в конце концов, клуб это всего лишь название. Если управляющая компания становится банкротом, то создается другая компания с ограниченной ответственностью, которая использует старое название, и клуб продолжает существование. Футбольные клубы выживают, даже если они банкротятся. Это довольно устойчивое положение вещей. На вопрос, ожидает ли он, что клубы начнут исчезать, Газидис отвечает: «Я не думаю, что в перспективе это случится, особенно в Англии».
На этом фоне осторожность «Арсенала» кажется преувеличенной. Если в клубе думали, что большие футбольные клубы так же уязвимы, как другие расточительные предприятия, то они были неправы. Очевидно, не стоило копировать «Лидс Юнайтед», который накопил внушительную гору долгов, что, в конечном счете, потребовало распродажи почти всей команды и закончилось падением в третий по счету дивизион английского футбола. Тем не менее, «Арсенал» выбрал другую крайность. Swiss Rambler, британский финансист, живущий в Швейцарии и ведущий уважаемый блог о футбольных финансах, подсчитал, что совокупная прибыль клуба с 2007 года составила 195 млн £, из которых 178 млн £ приходились на долю от продажи игроков. В своем блоге он утверждает: «Арсенал» мог спокойно потратить от 50 до 60 млн £ денежных средств» . Это само по себе не могло сместить два манчестерских клуба – «Хотя стадион продвинул нас вперед, он не продвинул нас вперед достаточно далеко», говорит Газидис – но такие расходы могли бы приблизить «Арсенал» [к манчестерским клубам].
Red and White Holdings, владеющий почти 30 процентами акций «Арсенала», который представляют Алишер Усманов, олигарх узбекского происхождения, по оценке «Форбс» являющийся самым богатым человеком России, и Фархад Мошири, его британо-иранский бизнес-партнер, также настаивает на бОльших тратах.
Расходы «Арсенала» на зарплату резко возросли в последние годы и в прошлом году достигли 143,4 млн £ или 61 процента от оборота. Газидис считает, что траты большей доли оборота на зарплату будут входом на «опасную территорию». Но в Премьер-лиге среднее отношение заработной платы к обороту составляет 70 процентов. И «Манчестер Сити», «Челси» и «Манчестер Юнайтед» платят больше, чем «Арсенал». («Манчестер Сити» потратил 114 процентов своих доходов на оплату игрокам в сезоне 2010/2011).
Помимо экономики, Венгер сделал еще один фундаментальный просчет. Он мечтал о построении команды, выращенной в академии «Арсенала», а не о купленных звездах. Это еще одна истина футбола: почти невозможно предсказать, вырастет ли талантливый подросток в великого игрока. Только после того, как подросток добился успеха в реальном профессиональном футболе – как Криштиану Ронулду, Уэйн Руни или Гарет Бэйл – вы можете быть уверены, что из него будет толк, но тогда за ним будут охотиться клубы богаче, чем «Арсенал».
Кто-то думает, что решения сверху оправдают консервативную стратегию Венгера: «финансовый фейр-плей», новая политика УЕФА. Она направлена на то, чтобы европейские клубы прекратили тратить больше денег, чем у них есть. Премьер-лига рассматривает аналогичные правила для Англии. Правила европейского ФФП полны лазеек, и даже когда они полностью вступят в силу в 2018 году, не будут требовать от клубов безубыточности, но уже кажется, что ФФП немного ограничила траты клубов. По оценке Deloitte трансферные расходы клубов АПЛ упали на 23 процента до 550 млн £.
Но маловероятно, что ФФП трансформирует футбол. Более вероятно, говорит Шимански, что клубы и УЕФА пойдут на уступки с обеих сторон. Главной заботой УЕФА будет предотвращение банкротств беднейших клубов. Клубам «папиков», таким как «Челси» и «Манчестер Сити», которые подвергаются меньшему риску, может быть оставлен больший зазор. В любом случае, некоторые клубы уже пытаются найти пути, как обойти ФФП. «Сити» подписал 10-летний контракт, который оценивается в 350 млн £, с Etihad Airways за право названия стадиона и титульное спонсорство – ошеломительная сумма.
Критики отмечают, что Etihad располагается в Абу-Даби, откуда родом владельцы «Сити». Они задаются вопросом, правомочна ли сделка, при которой доброжелатель вкладывает деньги в клуб извне, несмотря на ограничения ФФП. Тем не менее, УЕФА может столкнуться с трудностями в суде, доказывая, что сумма в 350 млн £ была чрезмерной или что владельцы Etihad и «Сити» связаны между собой. Судя по всему, такие сделки будут оставаться в силе. В конце концов, ФФП может изменить футбол в меньшей степени, чем надеется «Арсенал». Газидис говорит: «Есть ли лазейки в том, как реализован ФФП? Вполне возможно. ФФП не является частью нашей стратегии».
Короче говоря, не похоже, чтобы развал футбольной экономики, внезапный расцвет молодежной академии «Арсенала» или ФФП были спасением для Венгера. С другой стороны, Газидис ожидает, что «Арсенал» станет богаче, так как долгосрочные коммерческие соглашения истекают, и будут заключены новые на лучших условиях. Скорее всего, оборот «Арсенал» достигнет 300 млн £ в следующем году. Тем временем, расходы на обслуживание долга упали до приемлемых 13,5 млн £ при чистом долге в 98,9 млн £. Тяжесть стадиона сваливается с плеч. «Мы переходим из периода риска в период меньшего риска», признает Газидис.
Тем не менее, другие клубы также находят новые источники дохода, в то время как бесчисленные азиаты и американцы начинают переключаться на Премьер-лигу. Вопреки пессимистам, экономический подъем английского футбола, возможно, только начался. Это может означать, что новых доходов «Арсенала» не будет достаточно, чтобы вернуть клуб на призовые места – во всяком случае, не во время Венгера.
P.S. от переводчика. Конечно, этот текст может показаться одним из многих в хоре предсказывающих печальное будущее "Арсенала". Тем не менее, он мне показался примечательным, потому что, во-первых, Саймон Купер - очень серьезный автор, а во-вторых, упор был сделан на факты и цифры, а не на эмоции и личные оценки, что сегодня редкость. Разумеется, переводчик оставляет за собой право не соглашаться с некоторыми тезисами, высказанными в статье :)
P.P.S. Буду рад видеть всех адекватных читателей-комментаторов в новом блоге по адресу goonerdiary.com, который начался как раз с этой заметки. Goonerific blog останется, но будет, скорее, зеркалом, куда я буду выбрасывать какие-то любопытные штуки. Ну и, как полагается, пользователи твиттера могут зафолловить @goonerdiary, а те, кто сидит вконтакте, подписаться на паблик. Будет интересно, обещаю. Велкам.
Поправьте, puhleese, а то, читая статью, с меня слетела шляпа.
Ситуацию может решить только увольнение Венгера, сам он уже не выздоровеет.
Конечно, это не так.
"Арсенал" (2011/2012 финансовый год):
- общие затраты на работников
заработная плата, социальные выплаты и выплаты по пенсионному плану - 59% от дохода; в том числе, заработная плата - 50,7% от дохода;
- общие затраты на работников в расчете на 1 одного работающего:
заработная плата, социальные выплаты и выплаты по пенсионному плану - 289,2 тыс. фунтов; в том числе, заработная плата - 248,6 тыс. фунтов;
"Юнайтед" (2011/2012 финансовый год):
- общие затраты на работников
заработная плата, социальные выплаты и выплаты по пенсионному плану - 50,4% от дохода; в том числе, заработная плата - 44,5% от дохода;
- общие затраты на работников в расчете на 1 одного работающего:
заработная плата, социальные выплаты и выплаты по пенсионному плану - 232,3 тыс. фунтов; в том числе, заработная плата - 200,5 тыс. фунтов
....
"... Тем временем, расходы на обслуживание долга упали до приемлемых 13,5 млн £ при чистом долге в 98,9 млн £.."
Конечно, это не так.
Чистый долг (в его базовом понимании) "Арсенала" в 2011/2011 финансовом году - 238,8 млн. фунтов. Сумма же краткосрочного депозита в 124,3 млн. фунтов является кредиторской задолженностью (остаток суммы облигационных выпусков), и, фактически, будет считаться перекредитованием.
Главным же "запасом" наличности в клубе был и остается его акционерный капитал и резервы, а именно, нераспределенная прибыль - 240,8 млн. фунтов.
...
Жаль, что в очердной раз, что-то мешает авторам разобраться в реалиях финансов "Арсенала". И в очередной раз, получается слишком много штампов и стереотипов в их отношении, хотя, сама тема финансов "Арсенала" очень благодатна для разбора и понимания.
Безусловно, т.к. количество работников, в т.ч. и игроков, в "Юнайтед" больше, чем в "Арсенале" (суммарно, в 2011/2012 финансовом году - на 200 человек).