5 мин.

Гений на полтора часа. Джеффри Херст

Третий эпизод сериала о футболистах, успевших воздвигнуть нерукотворный памятник самому себе за одну игру.

 

***

Появление в рубрике сэра Джеффри Чарльза Херста может показаться спорным. В самом деле, титулов у него предостаточно даже без учета золота 1966 года — Кубок кубков, Кубок Англии, звание лучшего бомбардира в истории Кубка английской лиги. Да и ярких перформансов хватало: как тут не вспомнить шесть мячей, отгруженных в 1968 году «Сандерленду». Так что любители блеснуть эрудицией на фоне общей недоразвитости автора могут пролистать оставшуюся часть данного опуса и смело приступать к написанию язвительных комментариев.

Тем, кто остался, задам простой вопрос: помнил бы сейчас кто-нибудь Херста, если бы не тот финальный хет-трик? Если бы его главным достижением так и остался завоеванный с «Вест Хэмом» Кубок кубков? Мне представляется, что ответ прост. Вам много говорят фамилии Цветлер, Гривнак, Чапкович, Осгуд? То-то и оно, что нет. А эти парни не просто брали второй по рангу еврокубок, но и забивали в финале. Тем не менее об их существовании знают только самые прожженные специалисты. Фамилию Херста слышали все.

Путь к Олимпу для нашего героя складывался настолько нетривиально, что режиссера, задумавшего бы снять фильм по мотивам карьеры британца, сочли бы законченным романтиком, а ленту объявили бы неправдоподобно приторной. Еще за месяц до начала чемпионата мира Джефф не являлся игроком основы, что во времена, не знавшие слова «замена», было куда большей проблемой, нежели сегодня. Учитывая, что в родном «Вест Хэме» на путь от скамеечника до «титулара» Херст потратил два года, можно было быть уверенным, что на мундиале Джефф не сыграет.

player_1203_5bdd4.jpg

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Страшное, вообще-то, несчастье. В заключительном матче группового турнира против сборной Франции тяжелую травму получил Джимми Гривз — человек, главнее которого в той команде были разве что два Бобби — Мур и Чарльтон. У наставника «Трех львов» Альфа Рэмси не оставалось иного выбора, кроме как выпускать на четвертьфинальную игру против сборной Аргентины Херста.

О том поединке слышали все. В Аргентине его до сих пор называют ограблением века, смакуя беспричинное удаление капитана «альбиселесте» Ратина, провинившегося тем, что… «дерзко посмотрел на судью». Британцы вскользь признают необоснованность изгнания Ратина и немедленно переходят к обсуждению воистину звериной жестокости, проявленной латиноамериканцами в оставшееся до свистка время. Недаром даже интеллигентнейший Рэмси не выдержал и назвал соперников «животными». За обсуждением обоюдного хамства и вакханалии безнаказанной грубости, царивших на поле в том матче, частенько забывают прекрасный гол, решивший его исход. Автором стал не кто иной, как Херст, застолбивший тем самым место в составе и на следующую игру.

В полуфинале Джефф не отметился ничем особенным: ну «выполнил большой объем черновой работы», ну «держал в напряжении защитников» — так покажите в той сборной Англии игрока, который не мог бы похвастаться тем же. Героем противостояния стал Чарльтон, сделавший дубль, на который богоравный Эйсебио ответил лишь одним мячом. Прекрасная сборная Португалии отправилась в «малый финал», где обыграла не менее прекрасную сборную Советского союза. А англичане гордо прошествовали в главный матч турнира, где им предстояло сыграть с командой ФРГ.

Англия — Германия спустя всего 21 год после Великой войны — нам, наверное, не понять чувств болельщиков, плотно оккупировавших тем вечером трибуны «Уэмбли». Немцы были живым воплощением всего наихудшего, что только случалось в жизни 90 процентов тогдашних британцев. Умом все понимали, что «эти» уже не выбрасывают рук в нацистском салюте, что они не причастны к варварским бомбардировкам Альбиона, но инстинкт есть инстинкт. Англичане могли бы проиграть финал кому угодно, но только не сборной ФРГ.

Сборная Германии-1936

115_03195150_1.jpg

С каким настроением подходили к игре немцы? Да с таким же, если не сказать больше. Это поколение западногерманских футболистов росло под вой сирены воздушной безопасности, оно видело варварское и бессмысленное уничтожение цветущих городов, оно пережило чудовищную нищету первых послевоенных лет и оно, как ни крути, считало виновником всех бед союзников во главе с Англией и США. И вот спустя двадцать лет немцам предоставилась возможность отомстить, сорвав британцам грандиозный праздник. Немцы могли проиграть тот финал кому угодно, но только не «Трем львам».

Херсту нечеловечески повезло попасть в струю и сыграть лучший матч в жизни именно тогда, когда к нему было приковано внимание всей планеты. Более того, Джеффу подфартило и с сюжетом. Умница Халлер ошарашил «Уэмбли» быстрым голом, но Херст уже через шесть минут восстановил равновесие. За десяток минут до конца Питерс вывел сборную Англии вперед. Завершись встреча 2:1 — и Херст остался бы одним из многих. Но гости показали воистину тевтонский характер и перевели игру в овертайм.

world-cup-1966-england-germany-hurst-cropped.jpg

Дополнительные полчаса стали бенефисом Херста. Подобно Марадоне, совместившем в одном поединке самый красивый и самый скандальный голы в истории человечества, британец сделал дубль, ухитрившись впрячь в одну упряжку хрестоматийный гол-фантом имени Тофика Бахрамова и божественный выстрел в ближнюю «девятку» ворот Тильковски. Спустя долгих 40 лет Херст сделает сенсационное заявление о том, что, на его взгляд, Бахрамов малость погорячился и мяч, по всей видимости, не пересекал линии ворот, но главного это уже не изменит: 31 июля Джефф проснулся героем нации. И будет оставаться таковым до тех пор, пока Англия не повторит великого достижения 1966 года.

Похоже, Херст может расслабиться: в осязаемом будущем его славе ничего не грозит…

Гений на полтора часа. Ларс Риккен

Гений на полтора часа. Олег Саленко

Фото: fannet.org, giport.ru, mirrorfootball.co.uk

Оригинал статьи на FootballTop.ru