С пультом по миру
Итак, первый пост блога непосредственно о спортивной журналистике хотелось бы посвятить анализу показа различных соревнований, отличающихся друг от друга по специфике освещения на ТВ. Ведь для нас, телезрителей, то, что мы видим по телевизионной картинке, становится определяющим фактором. Таким образом, насколько эта «картинка» качественно сделана и подана, зависит не только аудитория конкретной трансляции, но и общий зрительский интерес к тому или иному виду спорта. Ну что ж, вооружимся пультом, запасёмся пивом, чипсами, чайком (в зависимости от предпочтений) и направим свой взор на экран. Сразу оговорюсь, что анализу с моей стороны подвергнутся наиболее «смотрибельные», на мой взгляд, виды.
Легкая атлетика. Разговор о ней пойдет первым вовсе не потому, что она является «Королевой Спорта» (хотя и по этой причине тоже). В эти дни в Берлине проходит мировое первенство по легкой атлетике. Следовательно, сейчас нам предоставляется отличная возможность оценить показ столь рейтингового во все времена (и в эти недели особенно) вида. Показ, конечно, во многом зависит от масштабов и устройства легкоатлетической арены. Некоторые страны, которые выигрывают право провести у себя этот форум, предоставляют для телевизионщиков «живописные развалины» стадиона – раритета, на котором в данном городе проводился чемпионат мира года этак 60 - ого. Сейчас стадион «подреконструировали», сделали еще одну трибуну и.т.д. Это означает, что обо всех современных подвесных камерах и камерах, установленных и закрепленных в трибуне, придется отказаться. Таких случаев достаточно много. И для того, чтобы сделать «продакшн» приходиться довольствоваться высококачественными камерами слежения вдоль объекта или дорожки, способных отслеживать бег спортсмена или полет снаряда с максимальным расширением. Их можно легко заметить на любой легкоатлетической трансляции. Это о недостатках показа. Главное же достижение – это внедрение формата показа 16:9. Ранее в легкую атлетику его не вводили из – за сложности порой зафиксировать финиш. И, конечно же, наличие замедленных повторов в HD качестве (особенно это касается старта забега или отображения красивого полета снаряда). Более того, с появление подвесных камер верхнего (на современных стадионах) обзора зрителям стало намного проще определять победителей на спринтерских дистанциях. Из личных пожеланий – хотелось бы видеть большее количество статистики и лучшею периодичность переключения с вида на вид, чтобы не упускалось самое интересное (а то порой и чемпионские попытки или броски крутят в записи).
Футбол. Думаю, никто не будет спорить, что футбол по массовости и «смотрибельности» как минимум не уступает легкой атлетики. Их роднят те же телевизионные проблемы. И более того, мировой легкоатлетический форум – это неделя от силы и, следовательно, принимающий стадион может быть хоть и старым, но достаточно вместимым и мало – мальски приспособленным для работы телевидения и остальной прессы. Футбольные матчи серьезного масштаба и уровня проводятся куда чаще. И порой – в глухой провинции, откуда сделать качественную картинку просто невозможно. Другой недостаток футбольной трансляции – отсутствие должного количества профессиональных операторов у той или иной телекомпании, которая выкупила права на показ внушительного числа матчей какого – либо турнира. Это, в первую очередь, касается «живых трансляций» на своей территории (картинка из – за рубежа приходит уже готовой). Некоторые игры проходят с небольшим интервалом и создание трёх (минимум) бригад операторов уже выглядит проблематично. Каким – то из «углов показа» приходится жертвовать. Как итог – зачастую появляются шутки болельщиков о том, что, дескать, смотрим трансляцию с мобильного телефона. Достижения – отменный прогресс в качестве показа крупнейших футбольных форумов (ЧМ и ЧЕ). Судите сами, количество камер в зависимости от важности игры и этапа турнира варьируется от 14 до 32. Второе – звуковое сопровождение игры. Микрофоны теперь устанавливаются настолько близко к полю, что мы можем услышать не только, например, внушительные матерные тирады нападающего, не забившего стопроцентный мяч. Но даже и услышать тяжело дыхание противостоящих друг другу игроков на бровке. Третье – это наличие огромного количества разнообразной статистики (особенно это касается телекомпаний, делающих картинку Английской премьер – лиги по футболу). Хотите узнать, сколько в «Тотенхэме» игроков, играющих левой ногой – пожалуйста. Желаете увидеть, сколько подкатов сделал Стивен Джеррард до Рождества, а сколько после – нет проблем. Из личных пожеланий – хочется, чтобы в России, где футбол уж точно является спортом номер один, наконец-то нашли соответствующий баланс между бюджетным и спортивным коммерческим телевидением. Это касается и распределения прав на трансляции, и, непосредственно, показа.
Хоккей и баскетбол. За образец возьмем показ этих видов в Северной Америке, то бишь трансляции с хоккейных площадок НХЛ и баскетбольных паркетов НБА. Главный недостаток – скорость показа. Абсолютно никакой размеренности. Конечно, понятно, что события и в баскетболе, и в хоккее происходят достаточно быстро (это вам, уважаемые американцы, не бейсбол, где средний матч длится около 6 часов и вы можете за это время поспать, познакомиться с девушкой, погрызть попкорн и пролить на себя 2 стакана кока – колы по 0,5 каждый), но все же не настолько, чтобы камера переключалась с точки на точку так, как будто это мама некого Артема снимает выпускной вечер вручную и страстно желает, чтобы в кадр одновременно попал и Артем, и Вася, и Коля и даже она сама. Из явных преимуществ - осознание и телевизионщиками и журналистами колоссальной важности каждого матча, каждой игры. Права на показ раскупаются мгновенно. Перед матчами – предварительное саммари, подробнейшие отчеты с матчей этих команд в прошлом туре, напоминание биографий главных звезд клубов вплоть до мельчайших деталей, прогнозы, букмекерские расстановки и анонсы с арены матча – всё это вполне обыденный (матчи этих лиг играются практически каждый день) набор обычного кабельного американского канала, освещающего спорт, независимо от объёма показа. То же самое можно наблюдать и во время игры. Камеры хоть и быстро переключаются, но их все – таки много и преследуется цель достижения ещё более динамичного эффекта от происходящего. Журналистов на матче, если сказать много, то это значит не сказать ничего. Их – целый штат. Двое – трое бегают как угорелые по периметру площадки, стараясь уловить малейшие замечания тренера или высказывания игроков. Такое же количество находится непосредственно у «тренерского мостика» - они вовсю тычут ему под нос свои микрофоны, чтобы добиться внушительного объяснения того факта, почему же был заменён вратарь за 0,05 секунды до конца встречи. И ведь ответит, голубчик! Никуда не денется! Еще до трёх журналистов караулят игроков в микст – зонах и задают самые каверзные вопросы после изнуряющего периода начиная от: А почему вы играли откровенно плохо? И заканчивая: Как вы отнеслись к тому, что ваша жена и ребёнок сегодня смотрели хоккей не в семейном секторе, а в болельщицкой группе на трибуне Б7? Шутки шутками, а за игнорирование прессы, как игроками, так и тренерами в американских лигах предусмотрены весьма внушительные штрафы, которые начисто отбивают у игроков проходить мимо работников прессы в манере «извините, я опаздываю на самолет». Из личных пожеланий – операторам – вести показ цельнее, комментаторам – быть менее эмоциональными (все – таки по московскому времени матчи начинаются поздно и ваши крики порой смущают).
Естественно, что ощутимый прогресс достигнут и в других видах спорта (можно особо отметить ещё и стрельбу, а также большой теннис). Главное же доказательство этому – прошедшая летняя Олимпиада в Пекине, которую в плане телевизионного показа признали лучшей. Ну что ж, чай допит, бокал с пивом осушен, семечки кончились. Пора нажать красную кнопочку на пульте. Займемся же спортом сами!