Кудесники «Золотого мяча». Часть 1 (1956-1960)
Все меньше времени остается до подведения итогов голосования и вручения главной индивидуальной награды мирового футбола, - "Золотого мяча" - в связи с чем блог "Больше, чем клуб", при помощи коллег из Mundo Deportivo, предлагает вспомнить всех обладателей этой достойнейшей награды. Задача не из легких - первый трофей был вручен еще в 1956 году, и, чтобы никого не обидеть и все успеть, рассказ будет вестись сразу о пятилетке, по советскому принципу. Вашему вниманию представляется первая пятилетка эпохи кудесников "Золотого мяча" - период с 1956 по 1960 гг. Поехали!
1956 год – Стэнли Мэтьюз. «Черный человек с белым лицом»
Когда в 1956 году журнал «France Football» выбрал первого в истории обладателя «Золотого мяча», - главной награды лучшему футболисту года в Европе – Стэнли Мэтьюзу был 41 год, и он не то, чтобы не собирался вешать бутсы на гвоздь – до его последнего официального матча, который он провел в футболке мальтийского «Хайбернианса», оставалось еще 11 (!!!) лет. Говорят, что до самого конца своей карьеры этот мифический правый нападающий из Англии продолжал бросать вызов защитникам соперника, не оставляя им шанса в своих дьявольских выходах «один на один», тех самых, на полном ходу, с приклеенным к ноге мячом, что выделяли его из звездного поколения игроков его времени, и за которые он получил прозвище «Маг дриблинга». Весь свой футбольный век Мэтьюз провел, словно, на одном дыхании, потеряв со временем лишь в одном качестве – он перестал забивать мячи, и потому сменил позицию на поле, чтобы стать превосходным распасовщиком.
Мэтьюз явил собой образец спортивного долголетия (среди его многочисленных достижений есть одно, до сих пор непревзойденное – самый возрастной игрок в истории сборной Англии – 42 года), но, что еще более важно – образец спортивного благородства. Проведя около 800 матчей за «Сток Сити» и «Блэкпул», Мэтьюз не получил ни одного предупреждения, и никто не смог бы вспомнить, как он о чем-то дискутировал с арбитрами. «Человек, научивший нас, как играть в футбол», сказал о нем Пеле. «Никто не мог остановить его», добавил после Франц Беккенбауэр. Несмотря на то, что среди выигранных им трофеев значится один-единственный Кубок Англии (1953), именно Стэнли Мэтьюз, истинный британский джентльмен на футбольном поле, стал первым футболистом в истории, получившим титул «сэр» из рук королевы Елизаветы II (1965).
Он никогда не курил, строго следил за тем, что он ел и пил, не притрагивался к алкоголю, и в каждый свой летний отпуск, в течение 25 лет, находил время для поездки в Африку – там Мэтьюз занимался с детьми бедняков, обучая их игре, родоначальниками которой были его британские предки. Отсюда еще одно из многочисленных его прозвищ – «черный человек с белым лицом». След, оставленный им, был столь велик, что, после его смерти в возрасте 85 лет, более ста тысяч человек пришли проститься с ним в один из февральских дней в Стоке, к стадиону, где в его честь была установлена одна из двух статуй. Вторая находится в Хенли – родном городе сэра Стэнли Мэтьюза.
1957, 1959 гг – Альфредо ди Стефано. Великая история, великое молчание
Альфредо ди Стефано занимает одно из первых мест в ряду величайших футболистов в истории; для многих – безоговорочное первое место. Так считает, например, «Король» Пеле, который в 2009 году назвал дона Альфредо «лучшим из лучших». Схожих взглядов придерживается Эленио Эррера, настрадавшийся от него на тренерском посту «Барселоны»: «Пеле – это скрипка, ди Стефано – целый оркестр».
Родившаяся в Буэнос-Айресе, в 1926 году, «белокурая стрела» впервые засияла в столичном «Ривер-Плейте», ослепила своим блеском уже в Колумбии – в клубе «Мильонариос» из Боготы, и в 1953 году отправилась покорять Испанию. Его игровой стиль был революционным, предтечей современного футбола: до появления Ди Стефано защитник был только защитником, игрок центра поля – лишь игроком центра поля, и нападающий, соответственно, всего-навсего нападающим. Ди Стефано молнией ворвался в футбольный мир и разом встряхнул все каноны, сказав, что «каждому футболисту следует знать, как играть на всех 11 позициях». Он демонстрировал все это на собственном примере, более того, в одном из матчей ему пришлось даже встать в ворота, после того, как голкипер «Ривера» Каррисо получил травму. Он надел перчатки на оставшиеся 10-15 минут игры и не пропустил ни одного мяча, а ведь игра была нешуточная – «Суперкласико» против «Боки»!
Совершенно очевидно, что дон Альфредо полностью изменил жизнь и судьбу мадридского «Реала». До его прихода в 1953 году столичный клуб имел в активе две выигранных Ла Лиги. После его ухода в 1964 на счету «Мадрида» были 10 покоренных Пример и 5 первых Кубков Европы, а на счету футболиста – 307 голов в 403 матчах и два «Золотых мяча» (1957, 1959).
О подписании контракта с ним «Мадридом», кажется, сказано и написано уже все, что только возможно, так что не будем тратить время на рассуждения о том, что именно «Барса», на самом-то деле, должна была стать первой европейской командой Ди Стефано. Вместо этого в столицу Каталонии прибыл Ласло Кубала – еще один футбольный гений 50-х.
Куда более молчаливым для истории оказалось расставание Ди Стефано с «Мадридом» после 11 лет славы и успеха. Беглый просмотр периодики того периода явно демонстрирует, что «прощай», сказанное столичным клубом своему лучшему футболисту, совершенно не соответствовало количеству регалий и статусу игрока.
Это произошло практически сразу после Кубка Чемпионов-1964, проигранного в Вене (1:3) миланскому «Интеру», ведомому Эленио Эррерой. Сантьяго Бернабеу, президент «сливочных», который больше прочих поклонялся феномену дона Альфредо, заявил после матча: «Этот финал стал триумфом молодости и физической силы. Нельзя вечно почивать на лаврах». Уже в Мадриде, по возвращению, Бернабеу высказался менее изысканно и более честно: «В наших рядах есть необходимость отнять эстафету у тех, кто прежде был великими игроками, и передать ее вперед, молодым».
В тот день, когда Ди Стефано присоединился к «Эспаньолу» (19 августа 1964 года), он рассказал о конфликте с Бернабеу: «После финала Кубка Чемпионов меня обвинили в поражении. К следующему матчу я уже был отстранен от команды. Я воспринял это как нежелание продолжать совместную работу и попросил президента отпустить меня в другой клуб». Ди Стефано также вспоминал потом, что «Мадрид» собирался предложить ему продление контракта на два года, но после проигранного финала не стал этого делать, отказавшись от своих слов.
На первой тренировке футболистов «Мадрида» в сезоне 1964/65, первой без Ди Стефано, игроки были крайне удивлены тем, что в своей речи, обращенной к команде, Сантьяго Бернабеу и словом не упомянул карьеру Ди Стефано в столичном клубе, так неожиданно прервавшуюся. Великий игрок удостоился не менее великого молчания.
1958 год – Раймон Копа. Всевидящее око
Скорость, дриблинг, изящество, баланс, потрясающее видение игры. Все эти качества объединились в Раймоне Копа, обладателе «Золотого мяча»-1958, навсегда ставшем легендой мирового футбола. Центральный или крайний нападающий, француз на любой позиции завораживал своей игрой, привязанным к ноге мячом и удивительной футбольной проницательностью.
Его видение игры было развито настолько, что, даже находясь с мячом в самом эпицентре событий, он всегда знал, где в этот момент находятся партнеры по команде и игроки соперника. Копа (на самом деле Копашевский – он был внуком польских эмигрантов) пережил несчастный случай, в возрасте 6 лет, когда он работал на угольной шахте в Нё-ле-Мин, его родном городке, что на севере Франции, после чего ему ампутировали указательный палец на левой руке.
Его футбол был выкован на улицах, и после первых шагов во французском «Анжерс», в его жизни начались исторические 50-е, с командой «Стад де Реймс», затем с «Мадридом» и последующим возвращением во Францию. В столице Испании он составил легендарную атакующую линию с Ди Стефано, Риалем и Хенто, к которым, в последний сезон француза в «Мадриде», присоединился еще и Ференц Пушкаш.
За три года в «Мадриде» (1956-59), Копа завоевал три Кубка Европы и две Ла Лиги. Кроме того, в 1958 году он помог сборной Франции завоевать бронзу на шведском Мундиале, и в этом же году, совершенно заслуженно, стал первым французом, получившим «Золотой мяч». И на данный момент, вместе с Лео Месси, Копа является единственным футболистом, четыре года подряд входившим в тройку призеров: 3-е место в 1956 и 1957, 1-е – в 1958 и 2-е – в 1959.
Раймон Копа играл на фланге, в глубине и на острие атаки, но его футбол находится далеко за пределами каких-либо границ. Он был создателем, и всякий раз создавал на поле волшебство.
1960 год – Луис Суарес. Лучший испанец в истории футбола
1960 год стал незабываемым для Луиса Суареса. «Барса» впервые прошла в Кубке Европы «Мадрид», а самого игрока абсолютное большинство признало достойным «Золотого мяча», прервав тем самым «сливочную» гегемонию в этом трофее, после побед Ди Стефано и Копа.
Луис Суарес ошеломил Европу (а быть номинированными на трофей в те времена могли только футболисты, выступающие в Старом Свете и имеющие паспорт какой-либо европейской страны) в двух невероятных противостояниях: против английского «Вулверхэмптона» (1959/60) и против «Мадрида» (1960/61). В этих матчах «галисийский архитектор», как его окрестил сам Альфредо ди Стефано, оставил сидеть с открытым ртом весь околофутбольный мир, наблюдая за своим изяществом, техникой, видением игры и легкостью при взятии ворот. Это был его спектакль, его бенефис.
В первом поединке против «Вулвс», на «Камп Ноу», по воспоминаниям самого Суареса: «мы играли вдесятером, потому что в самом начале получил травму Исидре Флотатс, а замену мы сделать не могли. Несмотря на это, матч вышел на славу. Мы победили 4:0». Сам Луисито принял участие в двух из четырех мячей – после одной его передачи Виллаверде забил головой, после другой – точный удар нанес великолепный Кубала. Ответная игра стала еще одной «золотой» страницей в истории Суареса – «Вулвс» были биты на родном «Молинью» со счетом 2:5, а английская публика стоя, овациями, провожала гостей после матча.
Бенефис Суареса повторился через год, когда 1/8 финала Кубка Европы 1960/61 свела друг с другом сине-гранатовых и сливочных. Луисито дважды отличился в первом матче на «Бернабеу», сведя матч к ничьей, и был одним из главных строителей победы в ответном матче на «Камп Ноу».
Тогда были другие времена, не то, что сейчас. Луис Суарес жил в доме сеньориты Миранды, вдовы, которая (как и многие другие семьи) предоставляла жилье футболистам «Барселоны», приехавшим издалека. Он каждое утро завтракал в ресторане «Гурия»: «там было неплохо, вкусно и сытно. Теперь он уже закрыт. Какая жалость», скажет как-то после галисийский нападающий. Его дом находился на улице Казанова, рядом жили Гойколеа, Манди и Морено – его лучшие друзья и партнеры по команде. Каждый день, отправляясь на тренировку, они садились в один и тот же трамвай. Суарес отлично ладил с Сандором Кочишем, с которым жил в одной комнате на сборах, и с Эваристо, с которым любил обменяться шуткой или анекдотом. С Гойколеа, который к тому моменту был женат, они даже организовали небольшую ткацкую фабрику: «Мы делали свитеры. Я начал с того, что стал помогать ему продавать иголки для швейных машин, а закончилось все тем, что мы организовали небольшую фабрику. Правда, после того, как я уехал в Италию, все закончилось». Его первым поступком по достижению мировой славы была покупка шикарного «Дофина» компании «Рено», на котором он ездил по Барселоне и даже отправился в родную Ла-Корунью, чтобы показать машину семье.
Луис Суарес оказался в команде, переполненной отличными нападающими, но, несмотря на свой юный возраст, сумел проявить характер. Когда он впервые оказался на тренировке, один из тренеров, бывший легендарный вратарь Платко, нашел его хилым и слабым. Он потребовал от него тратить больше времени на силовую подготовку, чтобы нарастить мускулатуру, на что Суарес ответил: «Я приехал в «Барселону», чтобы стать футболистом, а не боксером». Так и произошло.
Последний сезон Луисито в «Барсе», скорее всего, навсегда остался для него с привкусом горечи. После первой в истории победы над «Мадридом» в еврокубках последовало болезненное поражение в финале Кубка Европы от португальской «Бенфики». К тому моменту его переход в «Интер» по окончанию сезона был уже решенным делом, но немногие знают, что Суарес многим рисковал, выходя на поле в финальном матче с незалеченной травмой – против этого был и Эленио Эррера, и президент «нерадзурри», Анжело Моратти (отец нынешнего президента, Массимо Моратти). Но Суарес играл не за себя, он играл за «Барселону».
Вручение Суаресу «Золотого мяча», «мячика», как шутил сам футболист, потому что в те времена награда была в разы меньше современной, прошло на поле «Камп Ноу», 8 марта 1960 года. Суарес получил трофей лишь однажды, в 1960, но он также был очень близок к победе, оставшись вторым в 1961 и 1964 годах, и заняв третью строчку в 1965. Нет никакого сомнения в том, что, кроме единственного «Золотого мяча» с испанской пропиской, Суарес был и остается лучшим испанцем в истории футбола.
Источник: Mundo Deportivo
--------------------
как-то не по-русски звучит, да?