«Это отголоски Киевской Руси». Джонатан Уилсон – о манифесте фанатов «Зенита»
Открытое письмо, отправленное группой фанов, было, без сомнения, оскорбительным. Но также это письмо представляет попытку выработать комплекс сложных вопросов об идентичности в изменяющемся мире.
Перевод статьи Джонатана Уилсона «Zenit St Petersburg take first confused steps away from prejudice».
Давайте представим, что фаны «Сандерленда» (я использую «Сандерленд» в качестве примера, потому что я за него болею), устав от постоянного ухода футболистов из клуба, решили, что с них хватит, и они хотят, чтобы их команда вела себя по-другому на трансферном рынке.
И вот они собираются вместе и выпускают манифест, в котором посылают открытое письмо клубному менеджменту. Среди пунктов о необходимости полной самоотдачи и неприятия симуляций, они предполагают, что клуб должен ориентироваться в селекции на местных игроков. Что бы люди сказали на это? Некоторые могут возразить, что это не самый эффективный способ селекции для клуба в современном футболе, но большинство, безусловно, примет это. Ведь сильная местная обособленность клуба может помочь укрепить чувство общей цели среди команды и фанов.
В «Атлетике» из Бильбао играют только баски, «Барселона» гордится, что ее основной состав состоит из каталонских игроков, почему фаны «Сандерленда» не могут мечтать о том, чтобы их команда была построена на полдюжине уэрсайдцев? Но это немного не то, что фанатская группа «Зенита» «Ландскрона» сделала на этой неделе – и было бы неверно предполагать, что нет ничего неприемлемого в этом манифесте.
И открытое письмо, которое эта группа направила в клуб, является гораздо более тонким и интересным документом, чем могут предположить те, кто читает только британскую прессу. Здесь, в Британии, это заявление считают типичным проявлением восточноевропейского расизма. Чувство ярости рефлекторно и предсказуемо, если только вам не интересно, в чем же настоящие предрассудки.
Весь документ размещен здесь. Прежде, чем мы перейдем к деталям, давайте начнем с очевидного аргумента. Позиция, при которой фаны хотят, чтобы в клубе не было «любых представителей сексуальных меньшинств» является глупой. Да, футбол в целом имеет проблему с понятием гомосексуальных игроков (или «сексуальных меньшинств»), но это не оправдание.
Игра для людей
Манифест начинается с заявления, с которым большинство фанов, возможно, согласятся:
«Современный футбол постепенно перестал быть игрой для людей... футбольные клубы развиваются на основе компаний и корпораций, основным мерилом успеха для которых является прибыль. Многие клубы представляют из себя «футбольные проекты», и являются эквивалентом голливудских высокопрокатных фильмов. В последние годы «Зенит» сделал огромный шаг вперед в футбольной иерархии. «Зенит» базируется на своих воспитанниках, российских игроках и легионерах с похожим менталитетом. «Зенит» сегодня флагман российского футбола, и путь, которым он этого достиг, позволяет нам гордиться своей командой. Сейчас мы боимся, что наш клуб уйдет с этого пути и пойдет дорогой «Манчестер Сити», «Арсенала», «Анжи» и других клубов, которые покупают игроков пачками со всего мира, вне зависимости от того, какую страну и город они представляют. Для нас важно, чтобы «Зенит» сохранил свою идентичность. Мы не хотим быть красивым и, возможно, даже прибыльным «футбольным проектом». «Зенит» имеет особое значение для жителя Санкт-Петербурга. Мы хотим предотвратить превращение «Зенита» из уникального авторского кино в голивудский блокбастер».
И вот это точка, где проблема становится чуть сложнее. Фаны «Селтика» и «Аякса» совершенно полноправно гордятся тем фактом, что команды-победители КЕЧ 1967 и 1971-1973 состояли из своих воспитанников. Разве было бы плохо, если бы в «Ливерпуле» играли только скаузеры, в «Вест Хэме» – горожане (cockneys), а в «ПСЖ» – парижане? Как фан «Сандерленда» я представляю как безнадежно, но ностальгично это звучит. Я был бы рад иметь возможность указать пальцем на игрока и вспомить о магазинчике, которым владел его отец в Fulwell, напомнить, что его сестра работает в аптеке в Silksworth или пошутить над тем, как он учился играть в футбол за крематорием на Chester Road. Это не расизм. Это местная гордость. Ведь как часто эксперты и журналисты говорят о том, как было бы хорошо, если бы команды премьер-лиги имели костяк из английских игроков?
Вот именно об этом и говорит «Ландскрона». Они также сделали второе заявление во вторник, которое осталось практически незамеченным, в основном потому что было относительно разумным (относительно, потому что в нем упоминаются «Майн Кампф» и Андреас Брейвик) и менее умело сформулировано, чем в манифесте. В нем они жалуются на то, что их выстаивили в ложном свете, а большиство фраз вырвали из контекста.
«Вместо конструктивной дискуссии СМИ решили сфокусироваться только на негативе, и в таких условиях диалог невозможен. Мы повторяем опять, мы полностью отвергаем все обвинения в расизме».
Второе заявление
Мы вернемся к нему, потому что есть места в оригинальном манифесте, которые невозможно оправдать, но второе заявление продолжает:
«Нигде не упоминается, что представители некоторых стран или религий не имеют права, по нашему мнению, играть за «Зенит». Но, на наш взгляд, любые другие континенты, кроме Европы, не должны быть приоритетом для «Зенита». Но это не является табу. Это значит только, что клуб должен честно и профессионально использовать все возможности, чтобы найти игрока из России или Европы. В Санкт-Петербурге и футбольном клубе мы абсолютно принимаем туристов со всего мира, так же как и иностранных игроков, которые приходят, чтобы играть за клуб: Халка, Данни, Николаса Ломбертса, Алехандро Домингеса, Бруну Алвеша, Мартина Шкртела, Акселя Витцеля и многих других. Разве у них были проблемы с адаптацией, вызванные тем, что фанаты им угрожали? Напротив, у них был исключительно теплый прием от болельщиков и жителей Санкт-Петербурга. Так было, есть и будет оставаться».
Учитывая поддельную бомбу с фотографией Халка, брошенную у базы клуба, это несколько неубедительное заявление. Но что является существенным – это то, что крупнейшая фан-группировка «Зенита» отчаянно пытается не показать себя расистами.
Стоит признать, «Зенит» – это клуб, который исторически был расистским. Лучано Спаллетти говорил в прошлом году, что он не мог подписать чернокожих игроков из-за реакции болельщиков на это. Звучит ужасно, да? Но тот факт, что «Ландскрона» признает расизм как плохую вещь, и то, что они не хотят быть видимыми в этом ракурсе – большой шаг вперед.
Легко осудить Спаллетти на расстоянии. И спрашивать, как он может оставаться в клубе, где работает под таким ограничениниями? Но летом «Зенит» подписал бразильца Халка и Акселя Витцеля (бельгийца с карибскими корнями). Это вызвало волнения в раздевалке, которые были намного глубже и сложнее, чем просто споры о зарплате (хотя подписание новичков с зарплатой в три раза больше, чем у капитана, не самый лучший путь к гармонии в команде). Но оба играют регулярно – Халк очень плохо, Витцель очень хорошо – и болельщики, по большому счету, признают это.
Я понятия не имею, какие личные взгляды у Спаллетти на этот манифест, хотя кажется значимым, что клуб практически сразу сделал завявление о том, что отрицает предположение о селекции по этническому признаку. Я не знаю, есть ли у Спаллетти долгосрочная цель сделать «Зенит» более мультикультурым клубом, но дело в том, что «Зенит» сейчас более мультикультурный, чем был еще два или три года назад. Это непрерывный процесс.
Спектр премлимости
Помимо явной гомофобии, наиболее тревожным аспектом манифеста «Ландскрона» была скользящая шкала, по которой игроки должны подписываться:
Санкт-Петербург и Ленинградская область;
Северо-западный регион и центральная Россия;
Остальная Россия, Украина и Беларусь, славянские страны, страны Балтии и Скандинавии;
Остальная Европа.
Хотя опять же, если «Сандерленд» хотел бы подписывать игроков из 1) Уэйерсайда, 2) северо-востока Англии, 3) Шотландии и северной Англии, разве было бы это так уж плохо?
Еще есть довольно неудобные места с отсылками на «братские республики» и «братских славян».
«С Беларусью и Украиной мы связаны многовековой историей ... близость менталитета, отношений и поведения на футбольном поле и за его пределами. Мы также близки по духу к скандинавам, с их жаждой борьбы и самопожертвованием. С балтийскими странами у нас есть долгая история культурных и деловых отношений ... Это менталитет наиболее подходящий для нас: тихий, ответственный, профессиональный, без склонности к позерству и симуляциям...»
Сознательно или нет, но это отголоски Киевской Руси, где различные право-настроенные группы уживаются в огромном славянском государстве, охватывающем Скандинавию со столицей в Киеве (одна из теорий о происхождении термина «Россия», на самом деле, то, что это означает «земля гребцов» и относится к северянам, который плавали из Швеции вдоль Днепра и Волги в конце седьмого века). Не в обиду, но как только идут разговоры о характеристиках «рожденные по крови», отказ обвинений в расизме поддерживать гораздо труднее.
Настоящим тестом для «Ландскроны», являются ли они настоящими расистами, или просто хотят сохранить чувство местной идентичности, конечно, был бы темнокожий игрок, рожденный в Санкт-Петербурге. В этой связи второй заголовок «Зенит» и темнокожие игроки» становится немного неудобным для чтения:
«Мы не расисты, и для нас отсутствие темнокожих игроков «Зенита» только важная традиция, которая подчеркивает индивидуальность клуба и больше ничего. Сохраняя эту традицию, «Зенит» имеет свою собственную идентичность в мире футбола, а также указывает на количество футбольных клубов, которые сохранили свою уникальность».
Значит ли это, что, если идентичность «Зенита» будет выражаться в том, что это клуб без темнокожих игроков, то это будет расизмом?
«Почему подход «Атлетика» из Бильбао вызывает восхищение, когда в нем играют только баски? Почему руководство клуба и его болельщики не находятся под постоянным давлением обвинений в расизме?»
Это довольно легко: политика «Атлетика» приглашения только бакских игроков вызывала вопросы, но когда в 2009 году за клуб сыграл темнокожий игрок Хонас Рамальо (отец из Анголы, мать из Басконии), стало ясно, что политика басков не связанна с цветом кожи.
«Мы, как самый северный из крупных европейских городов, никогда не были связаны с Африкой или Южной Америкой, Австралией или Океанией. Мы не имеем ничего против людей с других континентов, прежде всего, мы хотим, чтобы за «Зенит» играли футболисты близкие по духу и ментальности. Сейчас же в «Зенит» темнокожие игроки навязываются чуть ли не силой».
Вызывает тревогу фундаментальное и бесповортное разделение людей на темнокожих и тех, кто из Петербурга. Тем не менее, это только мнение, которое следует общим банальностям о том, что игрокам из южных стран трудно приспособится к холодному климату (знаменитая парадигма «А будет ли так хорош Месси в холодный дождливый вечер в Стоке?»)
Общая картина
Это последнее заявление, но оно же является самым значительным. Сам по себе манифест заключает несколько хороших идей об обязательствах, необходимости играть с определенным духом, желании фанов не чувствовать «позор» за действия игроков. Это поднимает вопрос о корпортивном характере современного футбола. Это как раз то, вокруг чего большинство фанов могло бы сплотиться. Но также этот манифест заключает и несколько странных и смущающих заявлений о расе и идентичности. Вполне оправданные пункты, связанные с региональной гордостью, в итоге смешиваются с базовыми расовыми предрассудками.
Но самый важный аспект, безусловно, заключен во втором заявлении, в котором говорится, что надежда на то, что команда будет иметь ядро из местных воспитанников, не значит, что иностранцам в «Зените» не рады, вне зависимости от их происхождения.
Ужас является общей реакцией для людей на неприятные элементы манифеста. И это, конечно, не оправдание для фанов, но стоит признать, что манифест – это лишь их попытка выработать комплекс вопросов идентичности в меняющемся мире. Есть элементы, которые являются неприемлемыми, и они, без сомнения, должны быть осуждены. Но сам по себе манифест – это шаг в правильном направлении.
Стоит упоямнуть и о некотором лицемерии и наивности со стороны «Ландскроны». В манифесте так много сказано о сложных расовых вопросах и толерантности, но в нем написано и еще кое-что. Фаны настаивают, что наиболее важный пункт их открытого письма был связан «с поведением игроков вне поля, большими зарплатами и коррупции в футболе».
Это долгая и длинная дорога от предрассудков, но, по крайней мере, чувствуется, что «Зенит» начал делать первые шаги по ней.
Динамо Киев конца 90-ых. В составе одни украинцы, русские и грузин. Переполненный стадион НСК Олимпийский ревет , глядя как киевляне забивают третий гол Барселоне. И каждого болельщика переполняет двойная гордость - 1) разгром гранда , 2) разгром учинили СВОИ ребята . Я был на том матче. Помню, как одним рядом ниже меня мужик схватил друга за грудки и проорал: "Могём еще ! Могём!" Принесла бы та победа ровно столько же наслаждения , играй в том матче за Динамо Киев полностью легионерский состав ( как в лондонском Арсенале или теперешнем Шахтере). Вряд ли .
Те матчи с Барсой комментировал , кстати, пока еще относительно стройный Вася-Нарцисс . И я помню , как он восторгался тем фактом, что Барсу крушат наши ребята . Он так и сказал "Наши..." С того времени Вася изменился. Ерничает по поводу манифеста Ландскроны. А болельщик всего лишь хочет видеть Зенит примерно таким , каким было Динамо конца 90-ых - со своими ребятами , для которых честь клуба не пустой звук .
да это же настоящий журналист, что он тут делает?) уберите это гг
тут больше в почете рейтинги по типу "10 негров для Зенита", 11 нырков года и фоточки денди подмосковья...
спасибо за статью. Интересно почитать взгляд отличный от единодушного блеяния журналистов о жутких расистах из Петербурга)
Расисты те, кто чаще упоминает само слово расизм и ворошит это через сми. я думаю в мире нет расизма, есть только умные люди и не очень умные)
Такая позиция британского суда нашла отражение в решении от 28 февраля 2011 года в деле № CO/4594/2010, копию которого имеет Институт религиозной свободы.
Джонсы обратились в городской совет в 2007 году с просьбой передать им на воспитание ребенка. Однако городской совет помешал их ходатайству, поскольку не одобрил отказ Джонсов по содействию в ознакомлении ребенка с явлением гомосексуализма. В ноябре 2010 года обе стороны совместно обратились в суд с просьбой вынести окончательное решение: либо разрешить Джонсам взять ребенка на воспитание, или запретить это на основании закона о равенстве в связи с их христианскими убеждениями.
В своем решении суд решительно встал на защиту гомосексуального мировоззрения. Джонсов лишили возможности взять ребенка на воспитание в связи с религиозными убеждениями, несмотря на их хорошую репутацию как приемных родителей.
Аргументируя решение, суд высказал мнение о том, что традиционные христианские нравственные убеждения потенциально опасны для детей, а родители с христианскими убеждениями не подлежат рассмотрению на роль потенциальных приемных родителей».
-----------------------------------------------
чтобы убедиться в том что это не фейк выдуманный нашими сми вбиваем в гугл
JOHNS & ANOR, R (ON THE APPLICATION OF) V DERBY CITY COUNCIL & ANOR
и эти ээээээ люди??? чему то нас еще хотят учить?
шли бы они
--------------------------------------------------------------------
А поцыэнт ( то есть вы) палаты Г, все это комментирует. Да, у меня тоже складывается такое ощущение.