4 мин.

Между первой и второй

Знаю, что многие ко второму дивизиону относятся с иронией. Попробую немного рассказать, как игроки сюда попадают. И чем второй дивизион отличается от первого.

Во многих городах, где есть футбольные школы, есть команды только второго дивизиона. Так что у воспитанников школы эта команда, как правило, – главная цель. Есть опытные игроки, которые переезжают из одной команды в другую. Президенты клубов во втором дивизионе общаются очень тесно. Вот и игроки так варятся во второй лиге. Для тех, кому за 30, если они уже играют во втором дивизионе, вероятность попасть выше минимальна. Даже если со своей командой подняться, то на следующий сезон в составе скорее всего будут другие игроки. А ветеранов вряд ли оставят. Впрочем, если играешь хорошо, то есть пример Константина Зырянова, который довольно поздно раскрылся.

Но некоторые считают что лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе. Например, наш форвард Владимир Морозов мог бы играть в первой лиге. А может, и выше. Но здесь он лучший, а там ведь неизвестно, как бы складывалось. А для футболиста подчас главное – играть. К тому же когда игроку около 30, он думает о стабильности, о семье думает, о жене, о ребенке. Только молодые, если у них шанс забраться повыше, пытаются его использовать.

В Кубке России мы сыграли с командой премьер-лиги и первого дивизиона. Отличия между ними и нашей командой, конечно, разительные. Но в физике мы и «КАМАЗу», и «Крыльям» практически не уступили. Хотя, конечно, у этих команд больше подбор игроков, нет совсем уж тихоходов. Основное различие – особенно с командой премьер-лиги – в умении обращения с мячом, в быстроте мышления. Там игроки намного быстрее принимают решения, у них уже готово последующее действие, они думают на ход вперед. У нас же нередко игрок делает одно-два касания, и только потом смотрит, кому отдать мяч. В основном это молодые игроки, те, кто постарше, научились за счет опыта принимать решения быстрее. Но учиться заставляет соперник, и чем он сильнее, тем быстрее учишься.

Есть специальные упражнения на развитие скоростной работы с мячом. В «Урале» мне довелось поработать с Александром Михаловичем Побегаловым. Это очень интересный тренер, который и в высшей лиге с успехом тренировал, и сейчас бы там не затерялся. «Урал» в каждом матче имел территориальное преимущество, владел мячом. Это был стиль игры, привитый Побегаловым. Как этот стиль достигался? Тренировками, конечно. Например, если мы играли на тренировках в футбол, то обязательно с определенными заданиями. Только два раза за сезон сыграли просто обычную двусторонку. В остальном играли, например, на укороченных пространствах – ворота одни ставили на центр, чтобы на полполя играть в одно-два касания.

Были не только такие игры, но и квадраты с заданиями. Например, тренер ставил небольшие ворота метр на метр без сетки – таких ворот было семь на полполя. Мы играли в держание – задача была, контролировать мяч так, чтобы он во время передач проходил через эти ворота и при этом оставался у команды. За каждый проход мяча сквозь такие ворота давались условные баллы, кто больше их набирал, тот и выигрывал. Было интересно. Побегалов говорил, что это упражнение направлено на то, чтобы мы лучше создавали линии для паса, лучше открывались. Чтобы игрок с мячом лучше находил линию для передачи, и если она закрыта, то уходил бы на свободное место и находил другую линию.

Вообще, класс игрока определяется его умением обращаться с мячом, быстротой мышления и исполнением. Передачу можно отдать просто в ногу, а можно отдать так, чтобы заложить этой передачей следующее действие партнера, подтолкнуть его к тому, чтобы ему было удобно какой-то элемент делать. Отдать на ход, или, допустим, у него игрок висит на спине, отдать ему мяч в дальнюю ногу, чтобы соперник не добрался до мяча. В первой лиге, в «Урале» тренер Александр Побегалов уделял этому особое внимание, во второй можно такую подсказку услышать от тренера раз месяц.

Или те же открывания без мяча. В первой лиге упражнения такие постоянно были, делаешь обманное движение, а потом делаешь движение под передачу. И хотя у тебя за спиной никого нет, ты доводишь эти действия до автоматизма. Чтобы соперника обмануть, чтобы оторваться от него хотя бы на два три метра в игре.

Во второй лиге я играл только у Константина Галкина. И, конечно, во второй лиге у нас этого нет. Если мы играем в квадрат, то нам ничего не объясняют, просто двигаемся, держим мяч. Константин Галкин, возможно, считал, что мы по своему мастерству не сможем выполнять эти упражнения. Мы как-то говорили о разминке, подошли игроки, сказали: Константин Северьянович, у нас разминка однообразная. А он нам: ну что я еще о разминке буду думать, делайте, какая есть. Он больше уделял внимания физике и тактике. Разные тренеры уделяют внимание разным аспектам подготовки футболиста. Кто-то дает физику без мяча, кто-то на физику с мячом – через постоянные двусторонки. Кто-то заставляет команду бегать, кто-то в тренажерный зал ходить и больше времени там проводить. Кому как нравится, кто как умеет тренировать. Но игрокам с мячом интереснее, конечно.

Когда человек поиграл на высоком уровне, то как правило, у него более интересные и разнообразные упражения, поэтому интереснее, чтобы он был твоим тренером. А кто поиграл только на уровне второй лиги, тот и упражнения дает соответствующие. При этом результаты могут быть лучше и у тех, кто на высоком уровне не играл. Или вообще не играл в футбол.