5 мин.

«Анжи», старая история

Денис Романцов закрывает тему подозрительного матча «Амкар» – «Анжи», констатируя, что история благополучно заболтана.

Фото: fc-anji.ru

Никаких новых фактов об игре не вскрылось (вполне достаточно старых), поэтому мне бы хотелось остановиться на медийной реакции. Прошло семь дней с тех пор, как на пермском стадионе «Звезда» раздался финальный свисток Алексея Еськова. Неделю я не то чтобы выискивал единомышленников, наоборот – ждал, что кто-то меня аргументированно разубедит. В России шесть-семь спортивных (печатных или интернет-) изданий и еще пяток общенациональных, много пишущих о спорте. На всяком московском матче работает от 20 до 50 журналистов, а всего во всех этих изданиях служит в среднем по десять человек, регулярно пишущих о футболе. За прошедшую неделю более-менее громко прозвучало ровно четыре журналистских мнения, содержавших в себе подозрение в нежелании «Амкара» набирать очки в понедельничной игре с «Анжи»: в исполнении Константина Генича в его конференции на Sports.ru, Евгения Дзичковского в «Спорт-Экспрессе», Никиты Белоголовцева на «Дожде» и Юрия Цыбанева в «Советском Спорте». Для тех, кто только что настроился на нашу волну, перечислю факты, намекавшие на то, что «Амкар» не был заинтересован в очках: 1) «Анжи» и «Амкар» синхронно не выпустили в стартовых составах ведущих игроков 2) В матче не было показано ни одной карточки (за три осенних месяца такое случилось в РФПЛ во второй раз – после игры «Рубин» – «Анжи» (2:1)) 3) Перед игрой букмекерами был зафиксирован всплеск ставок на победу «Анжи» в исполнении жителей Перми (75 процентов всех ставок на победу «Анжи») 4) Атака, приведшая к победному голу «Анжи», началась с паса защитника «Амкара» Семенова 5) Футболисты «Амкара» Алексей Попов и Сергей Волков писали осенью в твиттере о задержках зарплаты 6) Акционером спонсора «Амкара» является Сулейман Керимов  Весь остальной массив мнений я делю надвое: совсем крохотный кусок – журналисты, не ставящие мотивацию «Амкара» под сомнение – и целый взвод сотрудников «Анжи» и «Амкара». Всех их объединил риторический прием: они рассматривали не все источники подозрительности в совокупности, а озвучивали только один и рьяно его оспаривали. Даже первый, самый «жирный» факт, делили надвое, оправдывая решение то одного «Амкара», то одного «Анжи» дать отдохнуть лидерам. Вспомнить другой такой случай, когда в официальном матче, имеющем важнейшее турнирное значение для обеих команд, обе же команды сажали ведущих игроков на скамейку, не отважился никто.

И так далее. Семенов выкатил пас чужому? Молодой, бывает. Керимов – акционер «Уралкалия»? Это не запрещено законом, он же не владелец «Амкара». Внушительный приток отчаяния я ощутил, когда узнал, что в комиссии по выявлению договорных матчей право голоса принадлежит Александру Бубнову. Когда он обронил: «Я сам играл договорняки и знаю всю технологию» – я отчаялся окончательно, но Александр Викторович на этом не остановился: - «Договорняки» при больших деньгах в компенсированное время не решаются, – озвучил Бубнов аргумент, мигом нокаутирующий любого спорщика. Повторюсь: весь комплекс подозрений – в общем, а не по отдельности – не рассмотрели ни респонденты (представителей клубов сложно в этом упрекнуть), ни, что трагичнее, члены комиссии по выявлению договорных матчей. Короткую шеренгу журналистов, убежденных в честности «Амкара», на мой взгляд, возглавил Александр Шмурнов, главный редактор Чемпионат.ком: - Раз Рустем Хузин дает голову на отсечение, значит, договорняка не было. Но это ладно. Люди, которые оспаривали хотя бы один факт из шести, и героическая газета «Советский спорт», устроившая допрос игрокам «Амкара», заслуживают несоизмеримо больше уважения, чем молчаливое большинство, – те, кто сделали вид, что ничего не произошло. Не наше дело, само заживет. «Они говорят: им нельзя рисковать, потому что у них есть дом, в доме горит свет» – это понятно, сам часто переслушиваю. Странно другое: неужели футбольная медиа-поляна зачищена уже так же, как хоккейная, где примерно 95 процентов журналистов в разных формах сотрудничают с КХЛ? Вот это по-настоящему удивительно.

Медиа-площадок в России не меньше, чем полей на тренировочной базе академии «Аякса», но какой смысл в их существовании, если по-настоящему важные, судьбоносные вопросы либо задвигаются в угол, либо не ставятся вовсе. Если в главной футбольной программе вместо хотя бы демонстрации голов и подозрительных деталей антуража пермского матча идет сюжет о нападающем «Анжи», который не забил в чемпионате ни одного гола и не отдал ни одной результативной передачи, футбольная журналистика в России обессмысливается. Можно бесконечно восхищаться самим и вынуждать восхищаться страну нападающим Кокориным, тики-такой Слуцкого, трансферными подвигами «Анжи» и «Зенита», стройкой стадиона «Спартака», но матчи с предрешенным исходом лишают все это минимальной сути, делегитимизируют сам процесс. Подозрений, что лишенным интриги мог быть матч в Перми, больше, чем когда-либо, но взлелеянный в Доме футбола специализированный комитет рассматривает не больше трети из них, а большинство журналистов тему просто не поднимает и не проговаривает вслух. Чуть не забыл про еще один пласт мнений – комментарии на Sports.ru. Направление мыслей ожидаемо зависело от пристрастий – болельщики «Амкара» и «Анжи» против примерно всех. Первых я прекрасно понимаю – самому было обидно, когда «Ростов» обвиняли в отсутствии спортивной борьбы на основании выражения лица Калачева после гола и слухах о драке в раздевалке. Было бы эффектно завершить очередной пессимистичный текст каким-нибудь апокалиптическим комментом, но я все-таки закончу цитатой, важной в контексте всего разговора. Это письмо члена Совета директоров «Анжи» Германа Ткаченко. Искренне присоединяюсь к финальному призыву. «(...) Это наша победа! Не надо марать ее своими грязными руками! (...) Давайте размышлять, но не строить на пустом месте умозрительных конструкций, (...), а потом отталкиваться от них в своих выводах». Афоризм Бисмарка «Нельзя быть святее Папы Римского» применительно к нашему футболу, считаю, интерпретируется как «Нельзя быть святее Германа Ткаченко». Поэтому лично я – умываю руки.