Чемпионаты мира по футболу. Поговорим о дизайне
Вступление.
Я неоднократно уже в своём журнале заикался, мол, материал был готов полгода назад, но всё руки не доходили. Эту запись по сути можно смело начинать именно этими словами, потому что все иллюстрации лежат у меня на жёстком диске с середины июля. Как раз с того момента, когда я опубликовал пост про Чемпионаты Европы. Его успешность (+54 с отсутствием минусов) для моего блога стала рекордной и не побитой до сир пор, но установить новый рекорд вряд ли удастся: первая часть по сути выполнила своё предназначение в плане описания эволюции телевизионной графики, поэтому нового ничего внести никак не выйдет — всего-лишь инерция, новые слова подобрать будет довольно трудно, да и пишу я в первую очередь, чтоб папка «ЧМкартинки» на диске D: перестала мозолить мне глаза как лишнее напоминание, что я не умею доводить дела до конца.
Вообще в прошлый раз я начал рассматривать ЕВРО по чистой случайности — невзначай начал скачивать матч ЕВРО, а не Чемпионата мира, хотя хотел в первую очередь посмотреть что было до ЧМ-1998, благодаря которому я и заинтересовался спортом серьёзней, чем во время Олимпиады в Нагано. Именно в том году я с интересом разглядывал те самые плашечки с подписями играющих команд, футболистов, обозначения хода серий пенальти.
Начав с ЕВРО, я понял, что мне повезло — их было всё же меньше, чем Кубков мира и мне удалось более-менее подробно рассмотреть все из проводившихся турниров. ЧМ в свою очередь проводятся аж с 1930 года, но в ходе подготовки материала оказалось, что намного больше напрягаться не придётся. Я остановился на турнире 1954 года: во-первых, если мне не изменяет память, то это год начала регулярного вещания телевидения на территории СССР, а это один и признаков того, что до этого ТВ не представляет сильного интереса в плане вспомогательной графики, а во-вторых, полных матчей турниров 1930−1950 годов под рукой не оказалось, а обзоры я скачивать уже не стал, тем более, что интерес к теме уже на исходе — почти всё, что мне нужно я уже нашёл.
Суть дела.
Лучше, конечно было бы сделать в прошлый раз параллельное повествование ЕВРО с ЧМ ибо по сути всё идёт до безобразия одинаково, несмотря на все отличия во внешности. Но раз всё так сложилось, то начнём с того самого Чемпионата 1954 года, о котором можно сказать кратко: а никакой графики тогда ещё не было! Если вы помните, то титры появились на ЕВРО почти с самого начала, но тогда на дворе был уже 1964 год, но здесь в нашем случае всё обошлось обычным табло в кадре.
Как говорится, комментарии излишни. Хотя вспоминается, что в одном из фильмов Фосбиндера фоном шла радиотрансляция финального матча этого чемпионата между сборными ФРГ и Венгрии. Я где-то читал, что немцы не видели этой победы свой сборной в реальном времени, а только слышали её. В такой ситауции разговор про телевидение и телевизионную графику на ЧМ-1954 стоит завершить и перейти к чемпионату 1958 года.
Этот чемпионат прошёл в Швеции, победу на котором одержала сборная Бразилии с небезызвестным Пеле в составе. Телезрители в пятьдесят восьмом году могли увидеть примерно то же самое, что мы наблюдали с вами про ЕВРО-64 в Испании: простенькая графика, которая вполне вероятно представляет собой наложение картинки с табло на стадионе на картинку с трансляцией матча.
Всё более чем скромно, но для своего времени то, что нужно. Главное, что была выполнена основная задача: информировать зрителя о счёте и времени.
Через четыре года Чемпионат мира приехал в Чили. Казалось бы, что прибавление четырёх единиц к числу года должно свидетельствовать о прогрессе, но в найденном материале я увидел то, что мы уже видели на ЧМ-1954 года — обычная демострация в кадре табло на стадионе. 1962 год. Спасибо, что хотя бы табло не представляет собой сменяемые вручную таблички.
Упавшее знамя поступательного движения человечества к наступлению коммунизма на всей Земле подхватила в 1966 году Великобритания, а точне одна из её частей — Англия. Если вам вдруг сегодня захочется взглянуть на матчи Чемпионата мира-66, то вы можете не утруждать себя просмотром мутной чёрно-белой картинки как на изображениях выше, а скачать великолепную полноцветную чёткую кинохронику. Это ведь чертовски приятно взглянуть так на время, которое благодаря современникам: чёрно-белой хронике, чёрно-белым фотографиям, чёрно-белому телевидению, лично у меня в воображении исключительно чёрно-белое.
Но удовольствие от цветной хроники, к сожалению, не относится к нашей теме — телевидение всё равно привыкнет к цвету ещё не так скоро как этого хотелось бы. В то самое время англичане отошли от традиции использовать для трансляций табло на стадионе. Теперь накладывались на картинку специально созданные изображения.
Прогресс на лицо, однако невооружённым глазом были видны и издержки подобной технологии: графика была непостоянного размера, а то и не всегда влезала в кадр.
Но это уже мелкие придирки. Так что не стоит уделять им большого внимания.
Уделим его следующему розыгрышу Кубка мира 1970 года в Мексике, где на чемпионском троне на смену Англии придёт всё та же Бразилия. Мексика как и другое американское государство, упомянутое выше, прогрессом не отличилась, несмотря на цветную картинку со своих стадионов. Графика выглядела даже более громоздко и неуклюже, чем четыре года назад.
Ну да хватит негатива в адрес мексиканцев. Отмечу появление титров для отдельных футболистов и списки составов в начале трансляции.
Как оправдание для Мексики пойдёт ещё и тот факт, что ФРГ в 1974 году не смогла сделать больше, чем просто довести до ума уже существующую технологию. Лично я при просмотре материалов никаких новшеств не заметил, кроме стабильности графики на экране.
Действительным подтверждением движения вперёд стал Кубок 1978 года в Аргентине, где телевизионная графика стала компьютерной. На ЕВРО данная революция проходила постепенно и заняла сразу два розыгрыша ЕВРО в 1980 и 1976 годах. И по моему мнению, её реализация на ЧМ заслуживает похвалы в отличие от ЕВРО.
Порой хочется подобного минимализма и сегодня, но сейчас в погоне за понтами и потребителями на такое ни за какие коврижки не пойдут. Хотя для матчей с ретро-тематикой это было бы классным решением. Например для предстоящего матча КХЛ между «Сибирью» и ЦСКА, который пройдёт в рамках празднования юбилея новосибирского клуба (а если учесть, что картинка с ЛДС «Сибирь» никак не HD, то полный олд-скул обеспечен).
Чемпионат в Испании 1982 года стал в некотором смысле продолжением.
Отмечу, что испанцы, находясь в тогдашних технологических рамках, всё-таки смогли немного приукрасить минимализм, а не просто изменили начертание шрифта. Опять же появилось отображение счёта пенальти.
Здесь в повествовании наступает поворотный момент: телевизионная графика становится объектом работы дизайнеров, она обретает цвет, чёткий стиль, появляются в конце-концов любимые мной флажки, которые на ЕВРО объявятся только через два года. Но на ЧМ это произошло уже в 1986 году в Мексике, которая выше удостоилась не всегда лестных слов.
Пенальти, кстати всчитывались в полном объёме в результат матча.
В посте про ЕВРО я назвал девяностые «золотым веком для графики». Действительно, именно тогда она становится естественным и непременным атрибутом спортивных трансляций и теряет игрушечную и неповорливую внешность.
В 1990 году Чемпионат вернулся в Европу и обосновался в Италии. При просмотре матчей этого чемпионата у меня сложилось ощущение хаоса, хотя внешне всё выглядело легко, воздушно и симпатично. Возможно, дизайнеры всё-таки переусердствовали с мелочами, а иногда я не наблюдал логики в использовании того или иного титра. Например, ниже представлены два разных титра для показа фамилии футболиста и это без карточек:
Кстати о карточках: на ЕВРО их стали обозначать в титрах ещё на ЕВРО-88. На ЧМ же они появляются впервые.
Впервые на ЧМ было и другое: подписи о количестве голов у данного игрока, показ информации об офсайдах, показ авторов голов при показе счёта (опять же нестабильно), перечисление футболистов, участвующих в пенальти.
Ниже один примерчик перебора с дизайном.
Может кто-то захочет со мной поспорить, но у меня нет желания этого делать.
По настоящему расцветать графика стала на ЧМ всё-таки в США в 1994 году, где впервые выступила сборная России не как честь СССР. Про её выступление лучше ничего не говорить, чтоб не портить себе лишний раз настроение.
А авторов голов при показе счёта не отображали. Зато о пенальти информировали так, как я считаю нагляднее всего, но с 2004 года от этой «вертикальной» модели откажутся в пользу полностью горизонтальной.
Теперь наступает очередь Франции-98 — самого памятного для меня чемпионата мира. О причинах я уже обмолвился выше. Забавно, что в то время, когда на ЕВРО с началом девяностых графика быстро перешла на английский язык как безоговорочный стандарт, французы, видать, решили, что французский язык не менее международный и писали по-французски.
Помимо этого графика стала анимированной: она своеобразно разворачивалась на экране, а флажки развивались как бы на ветру.
В детстве, помню, мне жутко нравилось, когда рядом с одной жёлтой карточкой появлялась вторая и они обе сливались, превращаясь в красную.
Картинка пенальти с непременным для девяностых аляпистым перебором оформительства.
Ну и не могу добавить прото так ещё одну картинку для полного образа о чемпионате, который подарил нам одну песню, ставшую народной и подарившей пару фразеологизмов.
Как известно, на чемпионате в 2002 году в Корее и Японии были талисманы довольно футуристического вида. Азиаты эту футуристичность пытались хоть как-то изобразить и на экране и это в некотором смысле им удалось.
«Нимбы» вокруг флажкой совершали один оборот.
А это последнее на ЕВРО и ЧМ изображение серии пенальти «вертикальным» способом.
Мы постепенно приближаемся к современности. 2006 год. Германия.
Немцы решили изобразить флажки в несколько нестандартном виде, что довольно похвально — от избитых штампов иногда стоит отходить.
Отошли от штампа в 2006 году и российские телевизионщики: с того года на крупных футбольных турнирах они стали самостоятельно добавлять плашечку со счётом и временем, которая не исчезала на протяжении всего матча на хоккейный манер.
Видно, что горизонтальный вид плашки для пенальти даёт больше оформительской свободы и возможности подогнать её под общий стиль всей прочей графики, но, по-моему, в наглядности он проигрышен изначально.
Большим событием стал чемпионат в ЮАР в 2010 году. Первый Чемпионат мира на африканском континенте, проклятущие вувузелы, которые хотелось засовывать южноафриканцам в задницы целыми букетами и новый чемпион, который скоро уже начнёт набивать оскомину своим присутствием на первой строчке.
В плане телевизионной графики африканцы непрягались не сильно: взяли стандартные плашки ФИФА, которые она использует на турнирах, где обычно не принято тратиться на подобные глупости, перекрасили их и добавили немного орнамента. То есть вроде и что-то сделали, а на самом деле ничего нового.
Всё — рассказывать больше не о чем — Чемпионаты мира закончились и следующий будет только в 2014 году.
Спасибо за внимание!
На ЧМ-90 вроде было (впервые) графическое расстояние до ворот при пробитии штрафного.
Может, сделаешь что-нибудь похожее про графику ЧР?
Спасибо за дополнения. При том, что даже для такого поверхностного обзора как здесь, требуется далеко не один час на сбор данных и приведения их в систему, поэтому что-то я мог легко упустить, а на что-то я намеренно не обращал внимание. Например, я только один раз упомянул про титры для оффсайдов, хотя они в дальнейшем использовались довольно активно как и статистика владения мячом. Делать 100% обзор я оставлю другим или самому себе на будущее, когда делать мне будет откровенно нечего. Главное было заложить некую базу.
Про дальнейшие планы развития темы телевизионной графики. Честно говоря, очень хочется продолжить ибо тема крайне интересная лично для меня (и судя по рейтингу поста для читателей тоже), но затраты времени склоняют меня к тому, чтобы всё это дело свернуть на можорной ноте. Правда успех этого поста меня подтолнул начать скачивать матчи для следующей серии. Абсолютно не в курсе когда мне удастся из этого сварганить пост, но он будет — не зря ведь убивать столько места на винчестере, который у меня вмещает далеко не 500 ГБ, да и скачивание матчей целиком — не самое быстрое, что есть на свете. Скажу только, что будет он о современном хоккее.
До новых встреч!