5 мин.

Награда нашла героя

20 сентября в здании Консульства Франции Генеральный Консул  Французской республики в Санкт-Петербурге Мишель Обри вручил заведующему Центром изучения эпохи Просвещения «Библиотека Вольтера» Российской национальной библиотеки Николаю Александровичу Копаневу знаки Национального Ордена Почетного Легиона Французской республики. Казалось бы - событие культуры и причем тут спорт, а вот причем..

Библиотека Вольтера была приобретена императрицей Екатериной II вскоре после смерти французского просветителя в 1778 году. В начале августа 1779 года книги и рукописи ученого на специально посланном за ними корабле прибыли в Петербург и были размещены в Эрмитаже. При Николае I, видевшем в Вольтере прежде всего вольнодумца, библиотека была закрыта для посетителей. В ноябре 1861 года в связи с высочайшим предписанием оставить в Эрмитаже только издания по археологии, изящным искусствам и их истории, а также русскую библиотеку, коллекция была передана в Императорскую Публичную Библиотеку. Таким образом, собрание Вольтера оказалось в нынешней Российской национальной библиотеке.

Уже через год после передачи библиотеки началась интенсивная работа по ее введению в научный оборот. Большую помощь в этом оказал так называемый Фернейский каталог собрания, имевший правку, дополнения и примечания самого Вольтера. Нельзя также не отметить работу французского исследователя Ф.Косси, опубликовавшего в 1913 году «Инвентарь рукописей библиотеки Вольтера, хранящихся в Императорской Публичной Библиотеке в Санкт-Петербурге».

Из отечественных исследователей библиотеки великого просветителя стоит выделить таких ученых, как Н.Я. Марр, М.Л. Лозинский, Д.С. Крым, З.Д. Иванова, В.С. Люблинский, Л.С. Гордон, М.П. Алексеев, Т.Н. Копреева.

Наконец, и работа Николая Александровича Копанева над проектом «Зал Вольтера» была оценена по достоинству.  К награде своей историк относится спокойно. После вручения Ордена ни внутренне, ни внешне Николай Александрович не изменился - не орденами и медалями, видимо, прельщают его Вольтер и эпоха Просвещения. Наш герой принадлежит к числу уникальных людей – подвижников и фанатичных служителей своего дела. Об этом буквально каждой строкой говорит его биография. Трудно представить более достойный для воспевания образец ученого.

Мой собеседник оказался человеком разносторонних интересов. Он профессионально занимался академической греблей, входил в состав сборной СССР (1976-1977), работал тренером-методистом в спортивном клубе «Знамя». Так, что наш разговор был не только о Франции и эпохе Просвещения, но и французском футболе, отечественной гребле и о многом другом.

- Что вы почувствовали, когда узнали, что получите Национальный Орден Почетного Легиона Французской республики? Какие чувства и мысли посещали вас на вручении ордена?

- Награда была вручена Генеральным Консулом Французской республики в Санкт-Петербурге Мишелем Обри 20 сентября, но декрет о награждении был подписан Жаком Шираком ещё 9 мая. То есть к моменту вручения Ордена, я уже четыре месяца был его Кавалером. 20 сентября мне были вручены знаки Ордена – диплом и медаль.

Кстати, первое, что получил Николя Саркози после его вступления на пост президента Франции – звание магистра Национального Ордена Почетного Легиона Французской республики. Таков закон Франции - магистром Ордена должен быть действующий президент.

Конечно, испытал большую радость, хотя это и не было неожиданностью. Я полгода уже знал, что мое досье рассматривается, оно было подано 2 ноября. Было приятно, что президент Франции вспомнил о том, что я был одним из инициаторов всего проекта «Зал Вольтера», нашел время  рассмотреть мое досье и подписать декрет. Важно, что это был именно Жак Ширак – человек, который в годы своего президентства пользовался огромным уважением во всем мире.

- Каким образом вы узнали о том, что получите награду?

- 10 мая на следующий день после подписания декрета мне об этом сообщили телефонным звонком из Франции, потом пришло письмо Главы кабинета Жака Ширака с поздравлением от имени президента. Чуть позднее такое же письмо пришло от  посла Франции в России.

 - К кому из людей, которые получали орден до вас, у вас особенное отношение?

- Я очень рад, что Орден получили в свое время такие деятели, как Борис Спасский и Михаил Пиотровский. Я знаком с ними лично и горжусь этим обстоятельством.

- Орден дается только за какое-то выдающееся деяние или по выслуге лет?

- Орден дается не только за выдающиеся деяния, но и по выслуге лет. Любой француз, состоящий на государственной или общественно значимой службе более 30 лет,  может на него претендовать. Эта награда во Франции дает человеку определенный статус и привилегии. Почетна она и для иностранцев.

- Какие идеи французского Просвещения вы считаете наиболее актуальными в наше время?

- Сейчас наиболее актуальна идея создания больших баз данных на русском языке в электронной форме. Главным должен стать проект создания Государственной электронной библиотеки. В первую очередь нужно ставить задачу сканирования произведений на русском языке, которые бы представляли наибольший интерес для сохранения цивилизации нашей страны (минимум – 500 тысяч текстов). Если работа не начнется прямо сейчас, мы рискуем остаться в глухом прошлом и никогда не догнать весь мир. В этот проект необходимо вкладывать средства, приобретать технику и т.д. От века просвещения нынешнему веку нужна именно эта идея.

Мы до сих пор пожинаем плоды светской системы образования, которая была создана просветителями. Школьное образование, секуляризация – все это пошло от них. Сейчас надо искать новые пути развития.

- Чем вас привлекает Франция и ее культура? Какими вы видите взаимоотношения России и Франции на современном этапе и в будущем?

- С 1990 года я был во Франции более 30 раз, прожил в общей сложности около двух лет в том числе во французских семьях. В этом отношении я счастливый человек – не из тех, кто учил французский язык по грампластинкам. Я с большим уважением отношусь к французам – это великая нация и носители великой культуры. Будем надеяться на то, что взаимоотношения России и Франции и дальше будут улучшаться, потому что это единственное условие, при котором наша профессия  - профессия специалиста по русско - французским связям - не исчезнет.

- Вы профессионально занимались академической греблей. Какими другими видами спорта вы увлекаетесь? Если не как участник, то как зритель?

- Основной вид спорта, которым я увлекаюсь – гребля. Правда в последняя время занимаюсь все больше народной греблей, а не академической (смеется). Спорт для собственного удовольствия в моей жизни присутствует – раньше это был бег, сейчас – бадминтон, баскетбол. В хороший сезон с хорошей командой люблю, конечно, поиграть в футбол. В последнее время, правда, это довольно редко бывает.