22 апреля
Жаль, я еще не родился в тот год, когда Иван Едешко делал «золото» Олимпиады 1972 года в Мюнхене и одной баскетбольной могучей рукой докинул до Александра Белова. Молниеносность и знание того, куда полетит мяч и что с ним будет дальше. Не на удачу, не бросок отчаянья, а стойкая надежда на победу и вера в свои силы. Сработало, и была счастлива вся необъятная страна.
А я ребенком, наблюдал за филигранной навесной передачей через пол поля в Антверпене, на голову Дмитрия Радченко, который преспокойно штампанул очередной гол, махнув мячиком в противоход вратарю бельгийского клуба. И больше не было счастья в трагическом 1993 году, не было ни малейшего опасения относительно исхода двухматчевого противостояния между Спартаком и скромным клубом Антверпеном из одноименного маленького бельгийского городка. Но спартаковская игра во все времена была непредсказуемостью возведенной в абсолют. Переход от радости к слезам внезапен, как правило «моментальной смерти» хоккейного овертайма. А потому, казавшийся уже глазными яблоками осязаемый итог противостояния, свелся к скандальному течению полуфинала, мерзкому судейству португальского «убийцы в черном» судьи Жорже Монтейру Короаду и в конечном счете, люди, не так давно распавшейся страны, получили вместо пилюли радости, шокирующую кому с каменными лицами.
Черно-белый телевизор «Рекорд» погас с моими слезами на глазах. Погасла, наверное, и душа в тот момент. Меня обидели так, как только могут обидеть десятилетнего мальчика, верившего в первый успех своего родного клуба в еврокубках. Недостижимая мечта, которая и по сей день является таковой. Уж и непримиримые из ЦСКА взяли Кубок УЕФА, и питерский Зенит подсуетился, а наш, красно-белый воз и ныне там. Влачим жалкие попытки возыметь величие и водрузить над головой заветный трофей хоть какого-нибудь калибра, а получается всегда мимо. Тот момент в истории Спартака был попыткой подступиться и на миг ощутить себя вне планеты Земля, где-то за гранью возможного. Не вышло. Как не выйдет и позже.
Маленький стадиончик ликовал, коварный Алекс Чернятински прыгал в радостных плясках, скромный Антверпен сделал то, что не получилось у нас. Сделал, даже несмотря на все эти драконовские и несправедливые методы, даже несмотря на разгром от Пармы в финале Кубка Обладателей Кубков, вывел свое относительное и непонятное, в невероятное и единственное. И теперь в небогатой истории бельгийского клуба есть страничка гордости, а в спартаковской – нет.
22 апреля 1993 года. Бельгия. Антверпен. "Bosuilstadion". 11 128 зрителей.
Антверпен: Стоянович, ван Вердегем (88' Мукрим), Брукарт, Тайманс, Шмидтс, Яковлевич (80' Эммерехтс), ван Рети, Сегерс, Северейнс, Ленхофф, Чернятински.
Спартак: Черчесов, Хлестов, Иванов, Попов (42' Гашкин), Писарев, Чернышов, Онопко, Карпин, Пятницкий, Ледяхов, Радченко (44' Бакшеев).
Антверпен - Спартак 3:1 (1:1)
Голы: 38' Чернятински, 67' Яковлевич 78' Ленхофф (с пенальти) - 10' Радченко.
Предупреждения: нет - 19' Писарев, 45+1' Карпин, 64' Онопко, 90+3' Хлестов. Удаления: нет - 77' Онопко.
![c](http://s2.ipicture.ru/uploads/20121031/EncZNAbn.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![c](http://s2.ipicture.ru/uploads/20121031/ihJXHmbm.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![c](http://s2.ipicture.ru/uploads/20121031/h4wSDW4B.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
![c](http://s2.ipicture.ru/uploads/20121031/RG0ClRTy.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)