9 мин.

Словенофильство

Самые честные люди на планете живут в Любляне. В прошлом году один американский журнал провел эксперимент: журналисты «случайно» теряли мобильники в разных городах мира и потом считали, сколько им вернут назад. Наиболее высокий показатель оказался у словенской столицы: из 30 телефонов обратно в руки хозяевам попали 29 трубок. Однако у меня появился повод усомниться в честности люблянцев. Все, кто объяснял мне дорогу до центрального городского стадиона, указывали правильное направление, но никто почему-то не счел нужным предупредить, что вместо стадиона я увижу какие-то развалины за высоким забором. Арена, где осенью 2001-го Грэм Полл беспощадно расправился с российской сборной, сейчас пригодна только для разглядывания в GoogleEarth. Самый известный словенский клуб – столичная «Олимпия» – проводит домашние матчи в районе Zgornja Siska. В это, надо думать, романтичное местечко Любляны приезжают играть клубы третьего дивизиона Словении. В 2005-м «Олимпия» была признана банкротом и спущена в пятую лигу.

Справедливости ради, шанс построить хотя бы один клуб европейского уровня у словенцев был. Пускай «Марибор» и не вышел из лигочемпионской группы осенью 1999-го, шума там наделал много. Однако вместо того, чтобы развивать клуб, его стали разваливать. Одним из виновников начавшихся деструктивных процессов стал главный тренер команды Боян Прашникар – сейчас он тренирует коттбусский «Энерги». Говорят, Прашникар прилично нажился на трансферах игроков, проданных заграницу после успешной еврокубковой кампании. До банкротства дело не дошло, но встать прочно на ноги у «Марибора» после махинаций Прашникара не получается до сих пор. В Словении очень надеются на Златко Заховича, который недавно занял пост генерального директора клуба. Вот стадион новый уже скоро достроят – на 13 000 зрителей, самый большой в стране. Но до возвращения в Лигу чемпионов, пускай даже в квалификационный этап, «Марибору» пока все равно далеко: лишь пятое место после 29 туров текущего национального чемпионата.

За единственную путевку в чемпионскую лигу сейчас борются другие. Ежедневная газета «Ekipa» объявляет спортивной столицей Словении курортный городок Копер на побережье Адриатического моря, выходя с заголовком «Koper – sredisce Slovenije». Еще бы: сразу в один день местные команды по футболу, баскетболу и гандболу проводят важнейшие домашние матчи в национальных чемпионатах. Наибольшее внимание – футболу, где «Копер» может до трех очков сократить отставание от прошлогоднего чемпиона «Домжале».

От Любляны до побережья Адриатики – два часа по Slovenskoi Zeleznice. Поезда в Копер стали ходить после того, как, засыпав ров, город соединили с материком: раньше это был остров. Первая афиша, попадающаяся мне на глаза, зазывает на Kosarku: баскетболисты из местной «Луки» принимают сегодня гостей из столицы. Но это будет вечером, а вот в футбол можно играть только днем. У словенских клубов не хватает денег на искусственное освещение, поэтому все матчи тура начинаются в 16.30. Исключение – самый светлый стадион страны в Целье, где в последние годы играет национальная сборная.

Указатель на арену в Копере приводит меня в небольшой паб «33». Приятно, что в списке запланированных футбольных трансляций наряду с играми ведущих чемпионатов находится место и матчу «Москвы» с «Динамо. В Словении из каких-то сомнительных соображений каждую неделю показывают одну игру нашей премьер-лиги.

Замечаю за столиком возле окна человека в спортивном костюме «Копера». Местные подсказывают, что это ведущий защитник команды Энес Хандажич. Поскольку премиальные за победу сегодня вполне могут достаться сопернику – даже на своем поле с «Домжале» играть очень непросто – футболист ищет альтернативные способы подзаработать. Склонившись над листком с букмекерскими коэффицентами, он выписывает матчи, на которые собирается делать ставки.

– Зарплаты у нас маленькие, а семья большая, – немного засмущавшись, что журналист, да еще и иностранный, застукал его за игрой на тотализаторе, оправдывается Хандажич. - «Маленькие» – это сколько? - Ну, у меня и у нескольких лидеров «Копера» – тысячи по 2 евро в месяц. Молодежь вообще больше 500 не получает. Так здесь во всех клубах. Больше только в «Интерблоке» платят.

Проект «Интерблок» – очередная попытка вернуть большой футбол в столицу. Два года назад бизнесмен Йоже Печечник – хотя если вы скажете просто «Король рулетки», то в Словении вас поймут даже быстрее – выкупил акции люблянского «Фактора» и переименовал его в «Интерблок». Печечник надеется, что денег, которые зарабатывает его фирма, занимающаяся изготовлением и продажей «одноруких бандитов», хватит не только на внутренние победы, но и на европейский поход. Согласно амбициозным планам предпринимателя, в 2013-м году «Интерблок» должен попасть в групповой раунд Кубка УЕФА.

– У нас сегодня игрок лучший на поле не выйдет, потому что он отказался продлевать контракт с «Копером», – продолжает рассказывать Хандажич. – Но я его понимаю: Печечник-то ему 5 тысяч в месяц предложил.

Проходящие мимо посетители то и дело хлопают моего собеседника по плечу: «Мол, давай, надо обыграть этот «Домжале!» В отношении предстоящего матча все употребляют слово «дерби», хотя что с исторической, что с географической точки зрения «Коперу» с «Домжале» делить нечего.

– Просто играют две первые команды в таблице, поэтому и говорят все «дерби», – объясняет Хандажич. – А вообще сейчас на футболе совсем не та атмосфера, что раньше. Лет десять назад на стадион по 8 тысяч приходило, люди сидели на заборах, деревьях. Теперь же максимум по две-три тысячи ходит. Молодежь вся старается уехать в Италию, у нас в прошлом году двоих в «Лечче» продали. А тем, кто постарше, гораздо тяжелее отсюда выбраться. Потому что словенские агенты – это настоящая pizda!

Уже по-английски, но с многочисленными и не требующими объяснений вставками из словенского, футболист рассказывает про свое путешествие в Китай. Три месяца назад агент обрадовал подопечного новостью, что в нем заинтересован какой-то китайский клуб. Игрок думал недолго: собрал вещи, поехал в аэропорт и улетел в Пекин. Денег с собой почти не взял, так как агент пообещал: его там ждут и все вопросы решат на месте. Прилетев, словенец обнаружил, что в Пекине никому до него нет дела, да и агент куда-то пропал и отключил «трубку». Еле наскребав денег на обратный билет через три дня, Хандажич все это время питался исключительно чипсами в аэропорту.

– Когда туда летел, весил 86 килограммов. Вернулся обратно – на 6 килограммов похудел! – с ужасом вспоминает словенец.

До начала игры остается два часа. Хандажич убегает на стадион, в здании которого, как оказалось, и находится паб: просто вход на арену с другой стороны. На столе остается лежать бумажка, не позволяющая усомниться в репутации защитника: из матчей, которые он выписал для ставок, нет ни одной игры чемпионата Словении.

Отправляюсь рассматривать стадион. Копер оказывается первым пунктом в маршруте «Клуба путешественников», откуда не удалось привезти футбольный шарфик.

– Шарфы были, но закончились еще зимой, – огорчает местная школьница, торгующая в палатке атрибутикой. Все, что есть – кепки и шнурки для ключей.

Низкой посещаемости футбольных матчей в Копере находится и еще одно объяснение – довольно дорогие билеты. Учитывая, что месячный заработок большинства аборигенов не превышает 300 евро (больше получают только футболисты и те, кто трудятся в порту), неудивительно, что желающих выложить 10 евро за билет находится мало. Хотя еще недавно многие ходили на стадион бесплатно, перелезая через забор. Но клуб наконец изыскал-таки средства на организацию специальной бригады «пограничников», которые все 90 минут стоят между трибунами и забором и бдят, чтобы «зайцы» на арену не попадали.

По счастью моим соседом на трибуне оказывается репортер словенского национального телевидения Томаз, сносно говорящий по-английски. Выдержать 90 минут такой игры в одиночку мне бы, наверное, не удалось.

– Футбол, как on the street, – находит удачное сравнение Томаз для описания встречи двух лидеров словенского чемпионата.

В национальную сборную сейчас вызывают всего пару игроков из местного чемпионата. Но и уровень легионеров не то что бы очень высок. Нынешнее поколение словенских футболистов катастрофически уступает в способностях предыдущему, гремевшему на Евро-2000, а два года спустя летавшему в Японию и Корею. И даже в следующей генерации у словенцев перспективы пока не очень отчетливы: наша молодежка месяц назад разгромила их 4:0.

– Хотя в новом отборочном цикле у нас довольно простая группа – из сильных сборных там только Чехия и Польша – я не верю в наших, – откровенничает Томаз. – Вот если бы Сречко Катанец вернулся…Но это практически исключено. Ему уже предлагали возглавить сборную по ходу прошлого цикла, но он решил остаться в Македонии. Я думаю, он просто понимает, что с нынешними игроками невозможно повторить то, что было в 2000-м и 2002-м.

После первого тайма, закончившегося со счетом 1:1, зрители выстраиваются в две очереди. Одна – в pisarnu, вторая – за sladoledom: поскольку на побережье печет уже вполне по-летнему, мороженое весьма актуально.

Во второй половине гости снова забивают первыми, а хозяева снова отыгрываются, вынуждая выйти из машины работников gasilki: надо потушить в ведре вспыхнувшие после гола файеры и дымовую шашку.

Финальный свисток фиксирует на деревянном табло возле табличек «Domaci» и «Gosti» две «двоечки». Ничья, вроде бы, устраивает всех. «Домжале» сделал еще один шажок к чемпионству, а «Копер», не проиграв лидеру, увеличил свои шансы на путевку в Кубок УЕФА. Правда, клубу вряд ли светит в Европе что-то большее, чем стандартные две недели: последний раз словенская команда даже в осеннюю стадию еврокубков выходила еще в сезоне-2005/06.

– В ближайшее время от нашего футбола точно ничего ждать не стоит, – с трудом, как и я, досмотрев игру, переходит к глобальным выводам Томаз. – Словения слишком маленькая страна, и здесь не настолько богатые люди, чтобы вкладываться в футбол. Тем более у нас и другие виды спорта есть. Например, в 2004 году команда «Пивоварня Лашко» из Целье выиграла Лигу чемпионов по гандболу. Бюджет у них тогда был один миллион триста тысяч евро. Футбольной команде из Целье этих денег хватает только на то, чтобы бороться за попадание в тройку в национальном чемпионате. Чувствуешь разницу?

Уже после матча, сидя в интернете, натыкаюсь на статью про огромные успехи словенцев на чемпионате мира 2006 года. Удивление сменяется улыбкой. Оказывается, сборная люблянского университета «Ljublana Dragons» 2 года назад в Дортмунде вошла в четверку лучших команд по футболу... среди роботов. Скоро очередной турнир, где словенцы обещают бороться за чемпионство. Того и гляди, хотя бы там получится.