3 мин.

Моя последняя сборная СССР (с чего началось израильское проклятье)

Небо ночью похоже на черные футбольные поля. Воздух, словно черноземы, наполнен движением и семенами. Бесконечные пространства, разворачивающиеся наверху, живут своим ритмом, своими законами. В небе спрятаны звезды и созвездия, в земле – камни и корни. В небе лежат планеты, в земле – покойники. Из неба вытекают дожди, из земли – реки. Дожди, пролившись, следуют на юг, наполняя океан. Небо все время меняется, вспыхивает и угасает, набухает влагой и заполняется августовской жарой. Почвы истощаются травами и деревьями, лежат под плоскими небесами, как скот, о котором забыли. Если правильно выбрать место, иногда можно все это разом ощутить – как, скажем, переплетаются корни, как текут реки, как наполняется океан, как по небу пролетают планеты, как на земле движутся живые, как на том свете движутся мертвые. Это был я в 1990 году, гоняющий самозабвенно мячик по старому южному полю, которое уже давно не озеленялось травой, не видело жизни. Я колотил по пустым воротам без сеток и представлял себе, будто мчусь по флангу от края до края, разметая и перепахивая свой край.  Я был натуральным Олегом Протасовым, я был настоящим советским нападающим 1990 года.

Грянул гром. 1990 год. Противоречия, непонятки во всем и везде, медленная смерть империи и вдруг игра с еще недавно врагом №2 после США, игра с Израилем. Вон оно что! Бывает же. Евреи скопом собираются порвать в клочья границу СССР, с желанием рвануть на историческую и обожраться от пуза колбасой различных сортов, а тут прорыв, дивность, не поверить с первого раза. Еще одна неожиданность – игра в Израиле, на тель-авивском стадионе «Рамат Ган». То есть грозная сборная СССР, впервые с бородатых и забытых времен отправляется в гости к не меньше чем евреям! «На четверть наш народ» скупает все билеты, обеспечивая главному стадиону Израиля небывалый ажиотаж.  50 000 человек. Кто же не хочет увидеть сражение века для маленького гордого народа. Советская сборная приезжает в ранге неоспоримого фаворита. Гегемон. Не Бразилия, не Германия, но всё же. Недавний финалист чемпионата Европы.

Те кто еще не успели свалить, усаживались у телевизоров и задумывались: а за кого болеть? С одной стороны сборная СССР, за которую болели всю свою сознательную жизнь, с другой – будущая историческая Родина и надо с этим что-то делать. Мы с родственниками разделились. Я не мог изменить сборной Валерия Лобановского, люди постарше стали поддерживать Израиль. Они кричали, что те наши с Ближнего Востока, более «наши», чем наши-наши. У меня было свое имхо, и променять его на какие-то обиды политического характера взрослого поколения я никак не мог.

16 мая 1990 г. Товарищеский матч. Тель-Авив. Стадион «Рамат-Ган». 50000 зрителей. Судьи - Ф. ван ден Вийнгаерт, М. Пиро, Г. Гуталс (все - Бельгия). Израиль: Гиларди, Амар, Хадад, Барда, Аарони, Давиди, Синай, Мальмилиан (Илуз, 89), Банин, Клингер (Хазан, 55), Левин (Я. Коэн, 60). Тренеры: Ицхак Шнеор , Яков Грундман. СССР: Вик. Чанов, Шматоваленко, Цвейба (Хидиятуллин, 46), О. Кузнецов, Демьяненко (к), Рац, Михайличенко (Фокин, 76), Литовченко, Яремчук (Зыгмантович, 46), Протасов, Шмаров. Тренеры: В. Лобановский, Ю. Морозов, С. Мосягин.

ussr

После игры я был расстроен. Слов подобрать не мог. А старые родственники подтрунивали и говорили о пришедшем конце советской команды, как и всего государства в целом. Именно с этого момента, моя «розовая империя» треснула по частям. 

ussr
ussr
ussr

Именно с той самой игры и началось проклятие сначала сборной СССР, а позже России, в играх со сборной Израиля. Лишь в 2012 году удалось прервать череду ничьих и поражений со сборной Израиля.