Отвлечься от Халка
Современный футбол все чаще напоминает мне киноиндустрию, а вернее, те продукты, которые она производит. Среди них есть и шедевральные трехчасовые ленты, и препаршивые любительские короткометражки с претензией на глубокую философскую мысль. Удивительно, как оригинальные киносюжеты накладываются на спортивную реальность (хотя, может, в этом и нет ничего необычного). В любом случае мысли на этот счет накопились, и как бы бредово все это не выглядело, мне не осталось ничего, кроме как постучать по клавиатуре на эту тему.
Итак, я понимаю, что для того, чтобы за просмотром очередной новинки кинопроката перекладывать перипетии сюжета на реальную жизнь (и даже больше – на сферу спорта, на футбол), нужно быть или идиотом, или отчаянно скучающим человеком. Потому как занятие это настолько же бредовое и бестолковое, как и, скажем, выискивание закономерностей в росте цен на картофель в связи с переездом в «Зенит» Халка.
Тем не менее, раз уж все так удачно совпало, и у автора-идиота есть время на создание этого текста, а у вас – стойкое нежелание работать (учиться, спать, читать про Халка), мы нашли друг друга.
Основа фильма – сюжет, режиссерская работа, актеры, операторы, бюджеты и, наверное, что-то еще. Разумеется, я здесь дилетант, и если вы какой-нибудь крутой киновед, вы тут же сможете вылить на меня чан своего праведного гнева, втолковывая и разъясняя настоящие ценности, из которых складываются шедевры киноискусства. Поэтому сразу признаю и сэкономлю вам время – вы правы, а я ничего не смыслящая дубина.
Теперь, собственно, о том, что будет в этом тексте. Все предельно просто – мы произвольно выбираем фильм, чуть размышляем, и понимаем, что он напоминает нам что-то из мира футбола. Какую-то житейскую историю, нелепую ситуацию, трансферную сагу – да что угодно. Ухватив эту тонкую красную нить, проходящую через вымысел кинокартины и спортивную реальность, радуемся и наслаждаемся тем, что выделенные на чтение этого текста пять минут жизни потрачены не впустую. Или второй вариант – злимся, краснеем, скроллим страницу вниз, оставляем гневный комментарий (только, прошу, не матерный, у меня расшатанная психика) и продолжаем заниматься своими важными делами.
***
«Милан» отчего-то напоминает мне обе части «Неудержимых» с Сильвестром Сталлоне и другими парнями со стальными яйцами из восьмидесятых и девяностых. Правда, тут все идет немножко в другой последовательности – киношные легенды встречаются для того, чтобы побеждать, а миланские после своих побед уже разъехались по курортным зонам.
Крутые пенсионеры мочат всех подряд, над ними не властны законы времени, старение не сказывается на их блестящих упругих мышцах. В фильме все начинается с того, что они, давно разбежавшиеся кто куда, неожиданно собираются вместе, вспоминают прошлое, и начинают гасить всех вокруг. И враги еще удивляются – они же все стары, как помет мамонта, как им удается?..
Скажите, ну разве последний матч Филиппо Индзаги за «Милан» - это ли не роль Чака Норриса во второй части «Неудержимых» в чистом виде? Казалось бы, куда ему на поле-то в неэстетичные сорок лет, вдруг еще радикулит скрутит. Но нет, Пиппо-Норрис даже из своей эпизодической роли извлек последние дивиденды и, как в старые добрые, расстрелял ворота «Новары». Как и киношный Одинокий волк, Пиппо привык работать один, держа в союзниках только едва уловимую линию офсайда.
К сожалению, у «Милана» и его неудержимой банды, состоявшей из Несты, Гаттузо, Зеедорфа, Индзаги и других, время драйвового уничтожения соперников старыми дрожжами и дряблыми ягодицами уже прошло. И воссоединения легенд ждать, увы, не стоит. Теперь «старикам тут не место».
***
В замечательных фильмах про Годзиллу (их, кажется, вышло довольно много) всегда происходит нечто эпичное и захватывающее дух. Гигантская ящерица неожиданно попадает в муравейник современного мегаполиса и начинает крушить все подряд. Зачем ей это – никто не знает. Люди стонут, истошно кричат, боятся, и твердят, что «нам всем конец, бла-бла-бла, Маргарет, я всегда любил тебя, воспитай малыша Тедди мужчиной». А ящерица бесчинствует еще больше. Рушатся дома, гибнут сотнями люди, в пасти небоскребоподобного земноводного пропадают новейшие военные вертолеты, а под тяжестью лап гибнет наземная техника. И существует лишь одна небольшая кучка смелых людей, у которой имеется четкий план борьбы с наглым захватчиком. Эта тусовка либо прячется в каких-то трущобах, либо заседает на важных военных совещаниях, место не играет особой роли. Главное, что оппозиция есть. И, разумеется, когда хронометраж фильма подходит к концу, против ящерицы находится эффективное оружие, и она благополучно то ли умерщвляется, то ли изгоняется куда подальше.
И все это жутко похоже на современную «Барселону». Испанский суперклуб давит всех подряд, но долго это продолжаться не может – в конце концов, рано или поздно зрители начнут засыпать или уходить с сеанса. Многие уже зевают, хотя другие, кажется, готовы смотреть сокрушительный экшн вечно. Один португальский полковник (ну или там майор) со своими подручными уже сумел подобраться к решению задачи довольно близко, хотя и не вплотную. Поэтому пока сеанс продолжается.
В подобных фильмах нередко используется роскошная в своей изъезженности фраза – «после такого мир уже никогда не будет прежним». Думаю, к игре «Барсы» тоже более чем применимо.
***
Вот чем вам Марио Балотелли не Хэнкок в исполнении Уилла Смита? Вчитайтесь в описание фильма: «Известный житель Лос-Анджелеса Джон Хэнкок имеет необыкновенную силу, способность летать и неуязвимость к ранениям. Своими способностями он пользуется, спасая жизни людей и ловя преступников. Однако делает это он весьма грубо, нередко разрушая дома, дороги и нанося прочий многомиллионный ущерб городу. При этом он крепко выпивает и огрызается на недовольных его выходками людей». Марио разве что не летает и не ловит преступников, а в остальном – вылитый хамоватый супергерой.
Он зверски техничен, невероятно быстр, да и просто великолепно играет в футбол. А как он за 15 минут расправился с немцами на прошедшем Евро? А?! Да точно супергерой с налетом детской придурковатости. Легендарное клоунское поведение (в особенности эпизоды с манишкой и газировкой) итальянца чуть не заставило меня приравнять Марио к Мистеру Бину, но ни расовые категории, ни мышечный рельеф у них ни разу не совпадают. А жаль!
***
«Титаник» затонул довольно быстро – всего два с половиной часа, и крупнейший на момент постройки пассажирский лайнер оказался на дне океана. Пока он тонул, на палубе и внутренних помещениях творился настоящий кавардак, среди которого режиссер, разумеется, рассмотрел настоящую любовную драму. Каждый смотрел этот фильм, и всем знакомы его мельчайшие детали. Что напоминает этот фильм?
Летом 2010 года катарский шейх Аль-Тани спустил на воду собственный лайнер под названием «Малага». Богатое внутреннее убранство, роскошные детали, самые современные технические характеристики – Аль-Тани превратил ржавую посудину в настоящую конфетку и набрал туда самую лучшую команду с громкими именами по примеру своих арабских коллег, занимающихся почти тем же в Англии и Франции.
Плавание «Малаги» шло очень хорошо и по намеченному курсу, пока совсем недавно ее не сокрушил айсберг – деньги от Аль-Тани перестали поступать на клубный счет, долги сковали гребные винты, а в отсеки хлынула вода волнений и непонимания. В итоге пассажиры первого класса (Касорла, Рондон) удобно разместились в спасательных шлюпках и быстренько отчалили восвояси.
Спортивное воплощение этого фильма еще не закончено – вроде бы оставшиеся члены команды кое-как подлатали дыру в корпусе, и лайнер тонет не так быстро, как легендарный «Титаник». Однако замедлить катастрофу - далеко не то же, что ее предотвратить. Ждем развития событий – над «Малагой» продолжают кружить вертолеты, переполненные представителями жаждущей печальных зрелищ прессы.
***
Иногда я думаю об Алексе Фергюсоне и его карьере в «МЮ». И мне все чаще кажется, что это как пить дать фильм «Я легенда». Скорее Манчестер зарастет джунглями, а за «Сити» начнут играть зомби, чем сэр Алекс покинет «Юнайтед».
В то же время в Италии совсем недавно начали по новой крутить фильм «Мумия возвращается» - на охоту снова вышел Зденек Земан, и уже начал наводить шороху. Свой Брендан Фрейзер на Апеннинах пока не объявился.
***
Я, как человек, безнадежно далекий от мира крупных сделок и финансовых операций, совершенно не понимаю фильма «Уолл-Стрит: Деньги не спят». Не понимаю, о чем эта картина, не понимаю, о чем разговаривают главные герои, не понимаю даже художественного веса этого творения. Единственное, что не вызывает у меня сомнений – герои фильма умеют зарабатывать деньги. Совершенно неперевариваемая терминология, которой сыплют довольно презентабельного вида мужчины, не вызывает интереса, зато итоги этой болтовни поражают воображение – будто из воздуха дельцы рожают невообразимые прибыли, измеряющиеся миллионами.
И вот эти самые прибыли очень напоминают дела итальянского «Удинезе». В хронометраж фильма «Уолл-стрит», конечно, не умещаются все подробности гениальных денежных операций с ценными бумагами, зато на примере клуба из Фриули мы видим и понимаем, что значит эффективная работа. Чего стоит покупка Алексиса Санчеса за два миллиона и последующая продажа в «Барселону» за двадцать два.
Из года в год мы имеем возможность наблюдать удинский Уолл-стрит. И то, что он растянут на многие годы, идет ему в плюс – в отличие от фильма я хотя бы понимаю, из чего складывается прибыль клуба и вижу, что он делает для того, чтобы много зарабатывать, тратя мизер.
Вы в праве упрекнуть меня в том, что я ничего не смыслю и написал полную чушь. Я и сам почти уверен, что так оно и есть. Но тут вам не научная статья, а исключительно вброс неких ассоциаций, которые, как мне кажется, возникают не только у меня одного.
***
Великолепный художественный фильм Дэвида Финчера «Зодиак» повествует о реальном серийном убийце, орудовавшем в Америке в семидесятые года прошлого века. И примечательна эта история тем, что преступник так и не был найден. Долгие два с половиной часа экранного времени следствие лезет вон из кожи в попытках разоблачить неуловимого душегубца, но даже у тех редких подозреваемых, что оказываются на карандаше у следователей, не совпадают отпечатки пальцев с имеющимися образцами.
И вот этот бесконечный поиск, эта фанатичная жажда обнаружения искомого чертовски похожа на поиски идеального тренера для московского «Спартака», который мог бы, наконец, вернуть команде фирменный стиль и положенные регалии. После чудотворного Романцева через руки «следствия» прошли Чернышов, Скала, Старков, Федотов, Черчесов, Лаудруп… Потом идеальным кандидатом считался Валерий «Верим» Карпин (кстати, как и в истории «Зодиака» - одно время подозрение упорно падало на детектива Дэвида Тоши), но и его отпечатки пальцев не совпали.
Сейчас специалисты активно проводят дактилоскопическую экспертизу в отношении испанца Унаи Эмери – кто знает, может он и есть тот самый победоносный вариант?..
***
А вот Леонид Слуцкий будто угодил в «День Сурка» вместо Билла Мюррея – как бы ни косячил тренер ЦСКА, как бы его ни гнали фанаты, ему все сходит с рук. И каждый новый день для миловидного круглолицего Викторовича – очередная возможность сделать что-нибудь эдакое, попробовать еще что-то новое, взять иную амплитуду раскачивания на скамейке, и, тем самым, еще больше выбесить красно-синюю толпу на трибунах, активно посылающую тренеру матерные флюиды. Но Слуцкий ничего этого не слышит и не видит. Он знает, что завтра будет новый день и просто придумывает, чем бы еще себя занять. Но, к огорчению армейских фанатов, сорваться на грузовичке с обрыва он вряд ли решится – Билл Мюррей оставляет впечатление более смелого парня.
***
Не мне вам рассказывать, на что больше всего походит старенькая пластилиновая анимация «Побег из курятника». Умильные курицы всю жизнь несут яйца, а на закате карьеры превращаются в обеды и ужины, бульоны и котлеты. Но однажды курицы разглядывают страшную истину о своем предназначении в жестоких фермерских глазах, затевают восстание и с шумом бегут из курятника, в чем им активно помогает резвый петух по имени Рокки.
У Арсена Венгера все происходит примерно так же, только обитатели его инкубатора, к счастью, пока ни разу не покидали пристанище организованной и многочисленной группой. Зато по одиночке активы уплывают из рук регулярно - каждый сезон лучшая несушка машет французу ручкой (ну или атрофированным крылом). Если даже курицы додумались, что от жизни в инкубаторе не стоит ждать ничего хорошего, то футболисты Венгера и подавно уразумели, что ни на какие трофеи им рассчитывать не приходится. Поэтому и бегут, кто куда.
***
Дэниэл Крейг как-то раз умудрился сняться в фильме «Ковбои против пришельцев». Не буду пересказывать сюжет, но с удовольствием сообщу, что такие «фильмы» на футбольном поле мы с вами смотрим довольно часто. Вторник, среда… Вечер, переходящий в ночь… Конечно, Лига Чемпионов. В роли ковбоев всегда выступает какая-нибудь «Артмедия», для которой гости вроде «Барселоны» или «Челси» - что пришельцы с другой планеты. В фильме ковбои, конечно, побеждают – на то он и фильм. В жизни такое случается гораздо реже, зато это всегда большая сенсация и фурор. Достаточно вспомнить прошлогодний фортель кипрского «АПОЭЛа», пробившегося в четвертьфинал главного европейского клубного турнира.
***
Пришло время покаяться: я не смотрел фильм «Аватар». Но из-за надоедливой рекламы я знаю, что там все люди – синие. Разумеется, я тут же вспоминаю старину Пола Гаскойна.
***
Все то, что происходит в российском футболе, я уже видел в фильме «Остров Проклятых», снятом Мартином Скорсезе по замечательной одноименной книге Денниса Лихэйна. Ты зачарованно смотришь, и не понимаешь, что происходит на стадионе, телеэкране, твиттере. События стремительно закручиваются в шизофренический водоворот, и заставляют почти физически ощущать себя сумасшедшим. И когда наступает долгожданная развязка, понимаешь, что находишься в самой настоящей заднице.
А насчет смысла вы правы. Я вообще не представляю, как можно в подобный текст вложить какой-то смысл кроме развлекательного.
Ну и за бессмысленность, по моему скромному мнению, текста в принципе.
Видимо, Барселона в удачный ход напоминает уже чудище из фильма «Монстро». Все разрушил, и никто его не победил.
Проект «Дженоа» точно характеризует название итальянского детективного сериала «Охотники за шедеврами » ...
Короче, как-нибудь аккумулирую и свои ассоциации.