Время Толстых
Да здравствует король!
Никогда не говори никогда. Еще недавно казалось, что обращенный в пепел и прах Николай Толстых окончательно повержен в битве футбольных функционеров.
Но вот все снова изменилось, и под ликование толпы и крики: "Да здравствует король!" новый правитель восходит на столь желанный трон.
К этому посту Толстых подбирался долго и настойчиво, в теперь уже совсем незапмятные времена бросая перчатку самому Великому и Ужасному Колоскову. Тогда Толстых был побежден, но не сломлен.
Похоже, этого человека вовсе нельзя сломать. Пройдя через горнило сражений и поражений, он стал-таки главным человеком в отечественном футболе. И это, признаюсь, заслуживает уважения.
Другой вопрос: а что означает победа Толстых для нашего футбола? Тут все далеко не так однозначно.
На пороге классовых войн
За годы своей работы Толстых зарекомендовал себя человеком последовательным, настойчивым и не склонным к компромиссам за счет уступок. В зоне своей ответственности он всегда наводил порядок железной рукой, и пожатие этой десницы многих если не ставило на колени, то учило покорности.
Николай Александрович на этих выборах представлял, если хотите стан "традиционалистов", "бюджетников", можно даже сказать "футбольной бедноты".
Это, в общем-то, неудивительно. С момента создания премьер-лиги от ведущих клубов страны Толстых оказался несколько в стороне, занимаясь делами и проблемами тех, кто рангом пониже.
А там проблемы, цели и задачи несколько иные, нежели у тех, кто регулярно ручкается с боссами "Милана", "Баварии" и "Арсенала".
И классовая борьба, если не классовая ненависть, между богатыми и бедными в российском футболе - это реальность.
Те, кто живет "внизу", хотят, чтобы с ними не просто считались, а строили всю футбольную пирамиду в стране, исходя из их средств и возможностей.
Те, кто "наверху", откровенно говоря, полагают низы балластом, который только мешает прогрессу.
Бремя "традиционализма"
Вот на конфликте этих интересов и состоялись выборы нового главы РФС.
Зрелище, надо сказать, увлекательное. Для страны, где какие бы то ни было выборы заменены подсчетом волосков в бороде главы Центризбиркома, реальное сражение кандидатов - настоящее чудо.
В итоге победил "традиционалист" Толстых, к вящему неудовольствию элиты, которая не особенно-то и пыталась скрывать свое разочарование. И перепалка заслуженнейшего Симоняна с Гинером - тому яркое подтверждение.
Ликующие "традиционалисты" сейчас говорят - ну все, будет порядок! Лимит исправим, новые российские таланты просто косяком пойдут, чемпионат вернем на систему "весна-осень", настроим площадок, поднимем спортшколы, бюджетно профинансируем детско-юношеский футбол, и пойдёт у нас такая житуха, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Нюанс ситуации заключается в том, что разговоры о поднятии детского футбола на высокий уровень ведутся давно, но плодов особенных не приносят.
Футбольный "неликвид"
Мало кто сейчас помнит, что тот же Евгений Гинер, приходя к управлению ЦСКА, говорил о том, что в будущем клуб будет формироваться своими воспитанниками. То, что армейскую школу при Гинере не обижали заботой и вниманием - факт.
Но вот какая штука - несмотря на все усилия, дать в достаточном количестве своих игроков, способных показывать достаточно высокий уровень игры, школа ЦСКА оказалась не в состоянии.
И пока молодые армейцы разбредаются по клубам ФНЛ, 2-го дивизиона, аутсайдерам премьер-лиги, Гинер покупает талантов за рубежом.
Да бог с ним, с ЦСКА. Лучшая из школ страны - спартаковская - регулярно поставляет воспитанников в родной клуб. Будущих звезд активно пиарят, рассказывают об их большом будущем, после чего они начинают мыкаться по арендам. А красно-белый клуб везет очередного мастера из-за рубежа.
Что это, злой умысел? Нежелание поддержать "отечественного производителя"?
Да нет, все проще. Частник, тратящий не бюджетные, а личные средства, заинтересован в конкурентоспособности коллектива здесь и сейчас, а не в виртуальном будущем. И если свой воспитанник неспособен это обеспечить, значит, его место займет способный к тому иностранец.
Цена и качество
"Традиционалисты" видят в этом процессе погибель отечественного футбола, говорят про позднее созревание игроков, призывают пожертвовать амбициями ради будущего.
Беда того же Симоняна, Ловчева и иже с ними в том, что ратуя за, называя вещи своими именами, советский подход к воспитанию собственных футбольных кадров, они забывают, что за жизнь в стране вне футбола.
А там, извините, царят товарно-денежные отношения. И успех измеряется не благими намерениями, а полученной выгодой.
И если отечественный игрок попросту "не тянет", а "тянущий" стоит нереальных, баснословных денег, то у частника возникает резонный вопрос - с какой стати вы навязываете мне неликвид?
С теми, кто на бюджетном финансировании, проще - их всегда можно заставить. Но возникает опять тот вопрос, который я уже неоднократно задавал - как в одном чемпионате могут нормально существовать команды, живующие по прямо противоположным финансовым установкам? Как они могут нормально взаимодействовать, если то, что для одних - хорошо, для других - смерть?
Немирное сосуществание
Слова Гинера, брошенные в запале Симоняну: "Вот когда вы станете вкладывать свои деньги в футбол, тогда я стану вас слушать", говорят о многом.
"Традиционалисты", говорящие об общем развитии отечественного футбола, опираются в основном на бюджетное финансирование, то есть, в сущности, сами не рискуют ничем.
Частники ставят на кон свои (не будем сейчас вступать в спор об их праведности) деньги, и хотят добиваться успеха. Не общего успеха, а своего конкретного успеха. И если на пути этого успеха вдруг встают какие-то "традиционалистские" препоны - тем хуже для них.
В этой связи можно не сомневаться, что президентство Толстых не будет ни простым, ни скучным. Уступать Николай Александрович не привык. Но и те, кто видит отечественный футбол иначе, чем он, люди не робкого десятка, и просто так подчиняться тому, что им не нравиться, они не будут.
Вряд ли питерский "Зенит" планировал психическую атаку на нового президента РФС, но его новые приобретения легионеров общей ценой в 100 миллионов евро прозвучали наглядным ответом на слова Толстых о необходимости вкладывать в отечественных футболистов.
Тот, кто платит деньги, желает заказывать такую музыку, какая мила его сердцу. Новому президенту РФС не слишком нравится звуковое оформление футбола по версии клубов-олигархов.
Вы верите в возможность мирного сосуществования? Я - нет.
Но скучно не будет точно. Запасайтесь попкорном!
Зенит там, или Локомотив - можно ли с полным правом назвать частниками?
Анжи, Краснодар, Спартак, ЦСКА... да, пожалуй. При этом тот же Краснодар - сильно ли выпендривается по финансовой части?
А что касается своих воспитанникв, то не сразу Москва строилась. Пусть звезд не выйдет, но «таскать рояль» многие из этих ребят способны.
Я не против дорогих легионеров, кстати. Я за то, чтоб если везти из-за бугра - так звезд. И за свои деньги. Поэтому к Анжи претензий, в общем-то не имею. А вот к клубам тратящим на тех же звезд бюджетные и околобюджетные деньги, - да.
Слова Гинера, брошенные в запале Симоняну: «Вот когда вы станете вкладывать свои деньги в футбол, тогда я стану вас слушать», говорят о многом.
Профессионалы должны быть как можно дальше от народа.