До свидания, мальчики?
ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ ИМЕНИ ЯШИНА С ГОРОДОШНЫХ ПОЛЕЙ – НА ИСКУССТВЕННЫЕ
У школы московского «Динамо», пожалуй, самое удобное расположение в городе. До центра рукой подать, метро в двух шагах. Условия для тренировок: манеж и малая спортивная арена с искусственными полями. Все рядом, все удобно. Вот и ведут сюда детей родители со всего города. В сентябре в ЦПФ им. Яшина приняли 70 (!) ребят 2004 года рождения. С мальчишками сейчас занимаются два тренера – Владимир Козлов и Владимир Смирнов.
– Хотя раньше условий для тренировок как раз не было. Тут, в манеже, рынок был, – вспоминает Смирнов. – На городошных полях приходилось тренироваться. Дошло до того, что когда объявлялся набор, приходили 15–20 человек. Но начиная с 2008-го ситуация стала меняться…
– Мы дважды в неделю ездим на тренировки из Братеева, – говорит дед одного из юных воспитанников Лени Горна. – Футбол ему нравится. Решили пройти просмотр в «Динамо», и нас приняли.
– А мы до этого в школу ЦСКА пробовали попасть, – добавляет отец Максима Голодяева. – Не получилось. Как мне показалось, армейцы упор на «физику» делают, а здесь – на технику. Я сам в свое время футболом занимался. Хочется, чтобы и у сына что-то получилось. А если нет – в любом случае он будет делом занят.
Кстати, родителей на тренировку не пускают – они наблюдают за ней из-за стекла с улицы.
– Когда родители в зале, дети смотрят на них, а не на тренера, – объясняет Смирнов. – Родители начинают кричать, что-то подсказывать. Получается базар. К тому же у мальчишек и так внимание пока рассеянное…
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?
Обеспечение школы – на высоком уровне, так что проблема исключительно в физическом состоянии детей, – говорит Смирнов. – С телефоном и компьютером они на «ты» уже сейчас. А бегать и прыгать многие из приходящих не умеют. Так что приходится заниматься с ними в первую очередь физкультурой. Дворового футбола не осталось, дети стали комнатными. Полгода будем на них смотреть, а потом, возможно, проведем еще один отсев.
Недавно вокруг спартаковского манежа открыли несколько новых полей. На них теперь проводят тренировки и матчи воспитанники школы, а также молодежный состав «Спартака». Плюс в манеже (зимой он особенно выручает) постелено современное покрытие. Владелец «Спартака» Леонид Федун рассказывал, что вместо резиновой крошки там используется кокосовая стружка вперемешку с пробкой.
Кстати, о пробках. Транспортная проблема, как говорит главный тренер спартаковской школы Владимир Бодров, по-прежнему остается весьма актуальной для школы. Добираться на Большую Оленью улицу не очень удобно – от станции метро «Сокольники» сюда ходят один трамвай и маршрутка. Возможно, из-за расположения школы желающих записаться в спартаковскую школу в этом году было меньше, чем в динамовскую.
Так или иначе, в каждой группе должны тренироваться 18–20 человек. 25–26 воспитанников в одном наборе – уже много, считает Бодров.
– Лет десять назад нам приходилось выбирать из 200 человек, – вспоминает Виктор Кечинов, отец бывшего полузащитника «Спартака» Валерия Кечинова, тренирующий сейчас как раз мальчишек 2004 года рождения – самых маленьких в спартаковской школе. – А в общей сложности по всем возрастам (от 6 до 10 лет) приходили 1,5 тысячи человек! В этом году мы выбрали сначала из 20 пришедших десять ребят, затем еще столько же. Что ж, для группы самых младших уже хорошо…
Говоря о проблемах, тренер Кечинов соглашается с динамовскими коллегами: ребятишки приходят в основном совсем слабенькие.
В спартаковском манеже, в отличие от динамовского, много народа на трибуне вокруг поля. Тут собрались в основном родители мальчишек. «Хотя я против, чтобы на тренировки самых маленьких приходили родители. Чуть что – начинаются подсказки. К примеру, отец кричит: «Бей!». И вместо паса сын лупит по мячу. Потому что родительский авторитет преобладает над тренерским. Вот когда ребята повзрослеют, пусть родители ходят на тренировки. Они могут кричать все, что угодно, но ребята будут делать то, что им говорит тренер», – считает Кечинов.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?
До школы неудобно ехать от метро: сюда идет один трамвай, а вечером серьезные пробки, – говорит Бодров. – Мы планируем ввести специальный школьный автобус, который будет курсировать от школы к метро раз в час.
Физическое состояние большинства ребят, которые приходят на просмотр. Хорошо, когда у них есть данные, – это сразу видно. В таком случае легче закладывать ребятам базу, – отмечает Кечинов.
ЧТО В РЕГИОНАХ?
НА «ПАЗИКЕ» ИЗ ЛИПЕЦКА В ВОЛГОГРАД
Этим летом корреспондент «Советского спорта» побывал в Липецке и расспросил завуча СДЮШОР местного «Металлурга» Юрия Кровопускова о том, как живется школе.
– Не хватает условий для тренировок – одна поляна с искусственным покрытием мала, а вторая – с покрытием, уложенным на бетонный пол. Тренироваться на ней нельзя, но приходится. С большим трудом расписываем время для тренировок – в 2010 году у нас 520 ребят, в следующем будет 540. В штате школы 13 тренеров (некоторым приходится вести по две группы), завуч и медсестра.
Зарплата тренеров в среднем составляет 18 тысяч рублей. Бюджет СДЮШОР «Металлург» – около 5,6 миллиона рублей. Деньги выделяют город (дает тренироваться на территории стадиона), область и металлургический комбинат. Средств не хватает, поэтому приходится экономить.
– Этим жарким летом один из наших возрастов отправился на игру в Волгоград на «пазике». Вы можете себе это представить? Как выходить на поле после этого? Ясное дело, они проиграли 0:5… Я 25 лет работал тренером по хоккею в Липецке. Мой воспитанник – Дима Куликов, защитник сборной России и «Флориды». Идя в футбол, думал, что в хоккее плохие условия. Но там по сравнению с тем, что мы имеем здесь, мед.
…Летом в микрорайоне Сокол открылось поле с искусственным покрытием. Там тренируется дубль «Металлурга», иногда воспитанники школы. Но с искусственного поля, устеленного на бетон рядом со стадионом, дети по-прежнему не ушли…
Лучшая по результатам выступления в чемпионате Москвы школа, финансируемая Москомспорта, базируется в Чертанове. Помимо средств, которые выделяет школе город, ее спонсирует и одно из футбольных агентств.
– C агентством Алексея Сафонова мы сотрудничаем уже три года. Оно выделяет средства на школу, воспитанники которой автоматически становятся его клиентами, – объясняет спортивный директор школы Леонид Федоров.
Набор воспитанников в «Чертаново» – круглогодичный. По словам Федорова, после 1 сентября сформированы три группы подготовки из мальчишек 2004 года рождения по 20 человек.
– Соперничать с брендовыми школами – спартаковской, динамовской, армейской, локомотивской – тяжеловато, – признает Федоров. – Но мы стараемся переломить ситуацию. Раньше было так: если не получилось в «Спартаке» или «Динамо», шли к нам. Но сейчас у нас требования не намного ниже, чем в элитных школах. Правда, родители ведут детей в первую очередь в школы с громким именем. Им важнее спартаковский ромбик или армейская звезда…
Благодаря поддержке Москомспорта школе «Чертаново», да и другим школам под его эгидой вряд ли грозит участь школы имени Воронина, которую спонсировала компания «Норильский никель». С этим соглашается и Федоров, который при этом отмечает: «В то же время сложно представить, что не будет школ, которые содержат клубы, – спартаковской, динамовской и так далее. А вот школа имени Воронина всегда стояла как-то особнячком и в итоге после упразднения клуба стала не нужна».
У школы «Чертаново» тоже нет профессионального клуба. Лишь команда в любительской лиге. Там могут играть выпускники школы, не подписавшие контракт с профессиональным клубом. Если этого не происходит, ребята выбирают другую профессию – среднее образование они получают здесь же, в центре образования «Чертаново».
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?
У нас нет своего поля, поэтому для тренировок и игр мы арендуем стадион в Подольске, – говорит Федоров. – Добираться туда от Чертанова около 40 минут. Но воспитанники едут туда и обратно на школьных автобусах. Транспортные расходы тоже закладываем в бюджет.
Поле в нашем манеже – 70 на 40. Это нестандартный размер, что является минусом. Но при этом манеж нас очень выручает – тут тренируемся поздней осенью, зимой и в начале весны.
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР!
ФУТБОЛЬНАЯ СЕКЦИЯ ШКОЛЫ № 318
МАЛО МЯЧЕЙ. И ВНИМАНИЯ
Константину Урсегову 23 года, он аспирант РГУФКа. С 1 сентября этого года Константин ведет футбольную секцию в средней школе неподалеку от станции метро «Улица Подбельского». Ученики разбиты на две группы (с 6-го по 8-й класс и с 9-го по 11-й), по 15 человек каждая.
– Футбольная секция была здесь и раньше, – рассказывает Урсегов. – Но, насколько мне известно, тренировки были нерегулярными. А я вижу интерес у ребят, многие хотят заниматься футболом. Думаю создать еще одну группу для мальчишек, у которых есть желание тренироваться и играть, но они отстают в развитии от других ребят.
Зарплата преподавателя (12-й разряд) – 21 тысяча рублей. Урсегов (он мастер спорта по баскетболу и кандидат в мастера спорта по футболу) работает также в Олимпийском комитете и РГУФКе. Говорит, что, если крутиться в таком режиме, денег на жизнь хватает. «Хочется здесь в школе еще и баскетбольную секцию организовать», – делится планами Константин.
А футбольные тренировки он проводит в тесненьком школьном спортзале, на небольшой гравийной площадке рядом со зданием школы, а также на «коробке» с резиновым покрытием в ближайшем дворе. Корреспондент «Советского спорта» побывал в школе, когда все ученики были на каникулах (в 318-й учатся по триместрам). Но сейчас тренировки уже проходят в прежнем режиме: ребята готовятся к соревнованиям, которые пройдут на стадионе «Спартак» имени Нетто, что по соседству.
КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ?
– Первая – наиболее распространенная: не хватает мячей и формы, – говорит Урсегов. – Играем в манишках, так как одинаковых маек нет.
Нет четкой системы школьных соревнований: зачастую мы узнаем о разных кубках, турнирах только накануне их проведения.
За мальчишками на школьных соревнованиях не смотрят селекционеры клубов, специализированных школ... Понятно, что шансов рассмотреть на таком уровне перспективных ребят сложно. Но они все равно есть, да и мотивация для парней была бы совсем другая.
P.S. подписываемся на блог!