5 мин.

Победа со скрипом

В этом матче можно было наблюдать противостояние двух тактических моделей – оборонительной в исполнении «Фенербахче» и атакующей в исполнении «Спартака». Красно-белые превзошли своего соперника во многих футбольных компонентах и в целом действовали интереснее и ярче. Но, несмотря на победоносное возвращение в Лигу чемпионов, игра подопечных Унаи Эмери оставила немало вопросов.

ХОД КОДЖАМАНА. ТРОЕ ОПОРНИКОВ В СОСТАВЕ

По составу «Фенербахче» можно было сделать вывод: турки, основательно изучив своего соперника, пожаловали в Москву, имея на руках четкий план действий. Айкут Коджаман решил насытить среднюю линию, где художнику Алексу предпочел третьего опорника Шахина. Главная задача трех турецких разрушителей – Барони, Топала и Шахина – состояла в том, чтобы нарушить в «Спартаке» связь между обороной и атакой, не позволив ему играть в быстрый комбинационный футбол.

Не менее любопытной оказалась и организация фланговой игры. Топуз, расположившийся справа, куда чаще смещался в центр, становясь четвертым опорным полузащитником, чем действовал на бровке (1). Слева же хитрец Коджаман выпустил Соу, что наверняка добавило головной боли штабу Эмери. Дело в том, что сенегалец выполнял функции вовсе не форварда и даже не инсайда, а классического флангового полузащитника. С одной лишь оговоркой – когда «Фенербахче» переходил в атаку, Соу смещался в центр (2). Эти маневры осложняли жизнь Макееву, который разрывался – то ли следовать за игроком, то ли держать позицию. Как правило, Евгений выбирал первое и оставлял свою зону пустовать, чем умело пользовались турки.

Избрав тактическую модель 4–3–2–1, «Фенербахче» решил сыграть по сопернику и больше помышлял не о том, как забить самому, а о том, как не позволить это «Спартаку».

ХОД ЭМЕРИ. АРИ В РОЛИ ОТТЯНУТОГО ФОРВАРДА

Стартовый состав «Спартака» оказался более предсказуемым. Хотя выход Ари на позицию под нападающим (где весь прошлый сезон отыграл Дзюба), наверное, стал небольшим сюрпризом. Бразилец исполнял сразу две роли. Первая – он часто опускался вглубь поля, откуда, по идее, должен был задавать атакам нужный темп (1). Вторая – в то время как Эменике уводил в сторону центральных защитников, Ари должен был врываться в штрафную площадь на ударную позицию (2).

В отличие от «Фенербахче» атаки «Спартака» активно и на регулярной основе поддерживались фланговыми защитниками – Макеевым (3) и Дмитрием Комбаровым (4). Евгений, наверное, так и вовсе совершил рекордное для себя количество подключений вперед (насколько успешных – уже другой вопрос). Столь активная работа крайних защитников стала возможной благодаря тому, что: а) «Спартак» играл первым номером и больше владел мячом; б) оппоненты защитников – Соу и Топуз – нечасто включались в игру и еще реже ее обостряли. Иными словами, у Макеева и Комбарова были развязаны руки.

ЧТО У «СПАРТАКА» ПОЛУЧИЛОСЬ. ПРЕВЗОШЛИ СОПЕРНИКА В ДВИЖЕНИИ

Замысел Коджамана, соорудившего плотную среднюю линию из трех опорников, сработал лишь частично. Да, в какие-то отрезки у «Фенербахче» получалось отрезать спартаковскую оборону от атаки – и красно-белые вынуждены были переходить центр поля за счет длинных передач вперед. Короткого и среднего паса в исполнении хозяев было не так много, как обычно, а сама комбинационная игра выглядела весьма рваной, бессистемной. В этом матче точность передач у «Спартака» составила рекордно низкий 61 процент. Хотя в пермьер-лиге этот показатель никогда не опускался ниже 75 процентов (игра с «Рубином» – 2:1). Так что в этом смысле «Фенербахче» со своей разрушительной задачей справился.

Но в то же время, несмотря на все препятствия в центре, «Спартак» все равно и довольно успешно находил путь к воротам соперника. А получалось это благодаря лучшему командному движению – красно-белые были мобильнее «Фенербахче» на всех участках поля. После матча выяснилось, что хозяева пробежали почти на 8 километров больше гостей, что является существенной разницей. Оно и понятно: премьер-лига стартовала достаточно давно, в то время как в чемпионате Турции был сыгран только один тур. На данном отрезке сезона «Спартак» находится в лучших кондициях, чем «Фенербахче», что особенно бросилось в глаза в концовке матча, когда турки уже практически встали.

К тому же Коджаман не учел работоспособность спартаковских фланговых защитников. Макеева и Комбарова по сути никто не держал. Первый регулярно дополнял атаку своим присутствием, а второй и вовсе стал героем встречи.

А ЧТО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ. БИЛЯЛЕТДИНОВ – СЛАБОЕ ЗВЕНО

Про ошибки в обороне наверняка напишут другие. Эти ошибки у «Спартака» никуда не исчезли. Позиционные, тактические, индивидуально-технические и просто нелепые – на любой, как говорится, вкус. К этому я бы добавил проблему Кариоки. Эмери надо что-то делать с этим футболистом, у которого наблюдается какая-то маниакальная страсть к дриблингу на своей половине поля. Если ничего не делать, то «Спартак» за такое легкомыслие будут регулярно наказывать.

Но еще хуже в «Спартаке» обстоят дела с плеймейкером. В команде нет игрока, способного сделать качественный последний пас. Ожидалось, что эту роль со временем начнет исполнять Билялетдинов, но по прошествии времени становится понятно: этим ожиданиям оправдаться не суждено. Обратите внимание: Эмери ставит Динияра то на фланг, то в центр. Он, как в свое время и Валерий Карпин, ищет для игрока подходящую ему позицию. Ищет, но не находит.

Игра Билялетдинова не дает ответа на вопрос, чем он вообще может быть полезен «Спартаку». Он не тянет ни на фланге, ни в центре, своими действиями принося больше вреда, чем пользы. У него все как-то невпопад: если находится с мячом, то обязательно его передерживает; если делает передачу, то безадресную или ошибочную по смыслу. На сегодняшний день исполнять роль плеймейкера он не может просто по той причине, что играет шаблонно. Он еще только подумал, а соперник уже знает, как ему надо действовать. В матче с турками точность передач Динияра составила 56 процентов. Что же это за плеймейкер, который ошибается в каждом втором пасе…

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

«Спартак» Статистика «Фенербахче»

32.22 Владение мячом (минуты) 27.15

50 Атаки 17

10 Удары 6

80% Точность ударов 50%

415 Передачи 363

61% Точность передач 55%

118723 Дистанция (метры) 111015

Михаил Борзыкин