3 мин.

Про тренерские лицензии PRO

Попытка заглянуть за кулисы кухни, на которой стряпаются лицензии для наших и английских тренеров.

Многие из нас помнят, что в межсезонье завершились экзамены для российских соискателей тренерской лицензии PRO. Некоторые тренеры лицензии получили, некоторые нет. Что это значило и значит для российского футбола?

Тренерская лицензия PRO, в соответствии с задумками УЕФА, есть знак качества квалификации тренера, позволяющий ему без каких-либо нормативных ограничений работать в любом европейском клубе.

Выдача лицензий PRO, равно как и процесс обучения, находится в компетенции местных федераций футбола, подписавшихся под UEFA coach convention. Как многие уже успели узнать, в России выдача тренерских лицензий PRO (и иных категорий) есть компетенция РФС. Обучение проводится на базе Центра подготовки специалистов в сфере футбола. Европейский уровень?

Разберемся поподробней. Общепринято, что ключевыми факторами, определяющими качество системы обучения и последующего лицензирования, являются:

- Учебная программа - Качество преподавателей

Пункт 1 – Учебная программа. Содержание учебной программы для соискателей лицензии PRO выявить не удалось. Вместе с тем, в одном из интервью руководителя Центра подготовки было заявлено, что обучение тренеров происходит в три этапа по одной неделе каждый. Учитывая полную трудовую занятость во время обучения можно определить, что на все обучение затрачивается 168 часов максимум.

Что интересно, информации о требованиях к обучающим курсам со стороны УЕФА, не смотря на всю ее открытость, найти не удалось. НО! Для сравнения нашел содержание курса для тренеров соискателей PRO-лицензии в Английской лиге.

Из чего состоит курс для тренеров соискателей PRO по стандартам FA: Курс обучения составляет 1 год и включает в себя минимум 240 часов занятий, 90 из которых практические.

Есть мнение, что английские тренеры потупее наших будут, и чтобы достичь одного и того же уровня знаний и умений, английским тренерам надо почти в полтора раза больше времени, чем их российских коллегам. Однако, оценивая уровень английской премьер-лиги, данное мнение в зачет не принимается.

Далее. Чтобы получить лицензию в Англии, тренер должен пройти обучение на следующих модулях, по которым и защищаются финальные работы:

- Коммуникации с профессиональными игроками - Стили игры - Анализ игр - Психологические аспекты тренерской деятельности - Спортивная медицина - Тренировки специалистов - Игровые тренировки - Физические кондиции - Медиа и технологии - Этика - Менеджмент - Клубная структура - Контракты и агенты - Планирование физических кондиций - Практическая работа

Можно даже не вдаваться в темы докладов наших тренеров. Достаточно сказать, что по многим из перечисленных модулей обучения специалистов в России надо еще поискать, а если и можно найти, то добиться того чтобы они проникли в наш сверхзакрытый футбол – из ряда фантастики. Насколько мне известно, помимо стажировки на обучение кто-либо из видных деятелей из-за кордона не привлекался.

В заключение про российских RPO. Интересное заявление от руководителя программы:

- В следующем году принимать экзамен на лицензию PRO мы не будем. Куда нам столько элитных тренеров?

Действительно, куда? Может, для конкуренции? Или психика «элитных» тренеров, получивших лицензию PRO, не подразумевает выдерживания конкуренции, а больше тяготеет к пожизненному закреплению за клубами? Или слово элитный тренер действительно надо писать в кавычках?

Выводы.

По моему убеждению – программа УЕФА по лицензированию тренеров вещь необходимая и полезная. Но полезной программа становится при условии действительно качественного обучения по ЕДИНЫМ СТАНДАРТАМ. Сейчас мы имеем кучу тренеров PRO с абсолютно различными уровнями знаний и квалификации.

Получение отечественными специалистами лицензии PRO означает не то, что скоро многие из них будут работать в западных чемпионатах, означает это то, что они смогут работать, преодолев выставленных административный барьер. Т.е. они имеют ровно те же возможности, что и раньше… когда они там не работали и когда их никто и не звал.