Футбольные лотереи
Небольшой обзор о широко используемом английскими футбольными клубами инструменте привлечения средств. Речь о лотереях, актуальность которых для России на фоне многочисленных «Джек-потов» и «Золотых арбузов» преуменьшать не стоит.
Лотерея – инструмент фандрайзинга, который позволяет клубам не только привлекать целевые средства, но и генерировать дополнительные эмоции для суппортеров, увеличивать их заинтересованность в жизни клуба, а порой, и обогащать их, как материально, так и призами, «которые не купишь за деньги».
Как правило, каждая лотерея имеет свою цель – обозначается статья затрат или какая-либо программа клуба, на финансирование которой будет направлена доходная часть сборов от проводимой лотереи. Так, запущенная в 1961г. лотерея «Ассоциации развития МЮ» основной целью ставила сбор денег на строительство нового стадиона для клуба, та лотерея была инициирована суппортерами, а в настоящее время она проводится под эгидой клуба и направляет сборы на развитие детского футбола.
Не вызывает сомнений тот факт, что участие в лотерее генерирует дополнительные эмоции для суппортеров. Лотерея, в отличие от простого перечисления денег в пользу клуба, имеет обратную связь. Приобретая билет, суппортер, во-первых – убежден, что его деньги пойдут на развитие клуба, во-вторых – в нем, волей не волей, зарождается ожидание развязки лотереи, возможное предвкушение выигрыша, что еще в большей степени повышает его интерес к жизнедеятельности клуба. На азарт от непосредственных игр клуба накладывается еще и азарт от лотереи, проводимой клубом, получается эдакий азарт в квадрате – гремучая смесь, повышающая лояльность суппортеров и дающая им дополнительные ценности от процесса суппорта команды.
Формула успеха лотерей английских клубов проста. Вот ее ингредиенты:
1. Ценность призов для суппортеров
2. Регулярность проведения
3. Ценность целей лотереи для ее участников
4. Прозрачности розыгрыша
5. Наличии эффективных каналов сборов взносов
Ценность призов для суппортеров. Призы, наравне с целями лотереи – вот главные отличия футбольных лотерей от обычных. В качестве призов лотерей английские клубы предлагают те ценности, которые нельзя купить за деньги. У «Манчестер Юнайтед» – это выход на поле «Олд Траффорд» в перерыве матча и фотографирование со своими звездами на фоне денежного чека или же получение футболки с автографами. Некоторые команды предлагают в качестве приза день с менеджером команды на дату матча, а некоторые разыгрывают полет на вертолете (есть мнение – что его можно купить). В общем – кто на что горазд, главное – чтобы это было что-то уникальное, и имело ценность для участника именно как для суппортера.
![](http://img176.ex-imageshack.us/img176/3748/value1ya9.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Вместе с тем важно отметить, что все-таки большая часть призов в лотереях – это денежные призы. В конце концов – ценность денег еще никто не отменял. Размер выигрыша, естественно, зависит от количества участников лотереи (количества суппортеров клуба), так, призы лотереи «Лутон Тауна» (3-я лига) составляют 50-75 фунтов победителю, при этом количество участников лотереи, скидывающихся по 5 фунтов – около 200 суппортеров еженедельно.
Призы в лотереях «Манчестер Юнайтед» куда более существенны. В среднем, победитель проводимой на матчах лотереи получает около 3.000 фунтов при количестве участников более чем 10.000 человек.
Регулярность проведения. Розыгрыш призов лотерей, кроме моментальных и «матч-дэй» лотерей, проводится на еженедельной основе. Неделя – именно тот срок, за который участник, с одной стороны не успевает «перегореть» лотереей, а с другой – имеет возможность насладиться томительным ожиданием вестей от клуба, который, быть может, обратиться прямо к нему: «товарищ Джон Смит – ты лузер»!
Ценность целей лотереи для участников. Ну тут все просто. Даже в случае проигрыша (не выигрыша) участник будет доволен тем, что его деньги не уйдут непонятно кому, а будут направлены на развитие детского футбола в его любимом клубе. Уверенность эта будет еще выше, если клуб отображает счетчик поступлений от лотереи у себя на сайте.
![](http://img125.ex-imageshack.us/img125/9534/face1xp2.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Прозрачность розыгрыша. Как правило, выбор номеров победителей проводится в перерыве матчей команды, а выход победителя на поле во время матча является еще одной ценностью для участника. В межсезонье для розыгрыша призов устраиваются специальные «эвенты». Информация о всех розыгрышах вывешивается на сайте команд, при этом формат анонса примерно одинаков для всех клубов, что позволяет говорить о единых стандартах проведения лотерей в английском футболе.
Наличие эффективных каналов сбора взносов. «Манчестер Юнайтед» использует подходы сетевого маркетинга в распространении, создавая сеть агентов по дистрибуции билетов. Также желающие имеют возможность приобрести билеты в официальных точках продаж, а на «матч-дэй» лотереи билеты продаются прямо у турникетов и стоят всего 1 фунт.
В таблице ниже приведена информация по лотереям некоторых английских клубов:
![](http://img160.ex-imageshack.us/img160/1433/table1tf1.jpg?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Не имея официальных данных можно предположить, что «Манчестер Юнайтед» за счет проведения лотерей за сезон собирает около 1 млн. фунтов. Рассмотренные клубы из 2-х и 3-х лиг – от 50.000 до 300.000 фунтов в год. Получаются не плохие цифры не в пользу различных аналитиков, считающих, что вся экономическая сила английских клубов кроется исключительно в поступлениях от ТВ-контрактов.
Российская практика.
В российской практике удалось найти только информацию о проведении мгновенной лотереи «Зенитом» в 2003г. для сбора средств на поддержку детской школы «Смена».
Хочется надеяться, что в ближайшее время российские клубы и другие субъекты российского футбола осознают потенциальные выгоды использования лотерей и также подключатся к их проведению.
Было: при покупке билета предлагалось приобрести лотерейный билет. В перерыве номера выигрышных объявлял диктор. Но разыгрывались какие-то призы от спонсоров. А ведь и вправду действенно было б шарфики и другую не нужную «ерунду» «нормальным»людям разыгрывать.
Про «поиск денег» - не катит, как-то «по-нищенски». К тому же - к «фандрайзингу» надо привыкать, слово актуальное и паразитирует в родном языке стремительными темпами, ну а я, будь я не ладен, не могу противостоять в одного этой химере.
«эмоциональная связь» - хорошо, взял на вооружение. Спасибо. Готов даже заплатить, а пока - буду должен)
всем спасибо за проявленный (потухший) интерес
то им язык слишком сложен, то раньше автора упрекали в слишком простом языке.
А чтобы появилась экономическая модель деятельности футбольного клуба, нужен язык описания. И это язык должен отличатся от обывательского языка, психологического, технического, медицинского, юридического и пр.