4 мин.

Футбольные лотереи

Небольшой обзор о широко используемом английскими футбольными клубами инструменте привлечения средств. Речь о лотереях, актуальность которых для России на фоне многочисленных «Джек-потов» и «Золотых арбузов» преуменьшать не стоит.

Лотерея – инструмент фандрайзинга, который позволяет клубам не только привлекать целевые средства, но и генерировать дополнительные эмоции для суппортеров, увеличивать их заинтересованность в жизни клуба, а порой, и обогащать их, как материально, так и призами, «которые не купишь за деньги».

Как правило, каждая лотерея имеет свою цель – обозначается статья затрат или какая-либо программа клуба, на финансирование которой будет направлена доходная часть сборов от проводимой лотереи. Так, запущенная в 1961г. лотерея «Ассоциации развития МЮ» основной целью ставила сбор денег на строительство нового стадиона для клуба, та лотерея была инициирована суппортерами, а в настоящее время она проводится под эгидой клуба и направляет сборы на развитие детского футбола.

Не вызывает сомнений тот факт, что участие в лотерее генерирует дополнительные эмоции для суппортеров. Лотерея, в отличие от простого перечисления денег в пользу клуба, имеет обратную связь. Приобретая билет, суппортер, во-первых – убежден, что его деньги пойдут на развитие клуба, во-вторых – в нем, волей не волей, зарождается ожидание развязки лотереи, возможное предвкушение выигрыша, что еще в большей степени повышает его интерес к жизнедеятельности клуба. На азарт от непосредственных игр клуба накладывается еще и азарт от лотереи, проводимой клубом, получается эдакий азарт в квадрате – гремучая смесь, повышающая лояльность суппортеров и дающая им дополнительные ценности от процесса суппорта команды.

Формула успеха лотерей английских клубов проста. Вот ее ингредиенты:

1. Ценность призов для суппортеров

2. Регулярность проведения

3. Ценность целей лотереи для ее участников

4. Прозрачности розыгрыша

5. Наличии эффективных каналов сборов взносов

Ценность призов для суппортеров. Призы, наравне с целями лотереи – вот главные отличия футбольных лотерей от обычных. В качестве призов лотерей английские клубы предлагают те ценности, которые нельзя купить за деньги. У «Манчестер Юнайтед» – это выход на поле «Олд Траффорд» в перерыве матча и фотографирование со своими звездами на фоне денежного чека или же получение футболки с автографами. Некоторые команды предлагают в качестве приза день с менеджером команды на дату матча, а некоторые разыгрывают полет на вертолете (есть мнение – что его можно купить). В общем – кто на что горазд, главное – чтобы это было что-то уникальное, и имело ценность для участника именно как для суппортера.

Вместе с тем важно отметить, что все-таки большая часть призов в лотереях – это денежные призы. В конце концов – ценность денег еще никто не отменял. Размер выигрыша, естественно, зависит от количества участников лотереи (количества суппортеров клуба), так, призы лотереи «Лутон Тауна» (3-я лига) составляют 50-75 фунтов победителю, при этом количество участников лотереи, скидывающихся по 5 фунтов – около 200 суппортеров еженедельно.

Призы в лотереях «Манчестер Юнайтед» куда более существенны. В среднем, победитель проводимой на матчах лотереи получает около 3.000 фунтов при количестве участников более чем 10.000 человек.

Регулярность проведения. Розыгрыш призов лотерей, кроме моментальных и «матч-дэй» лотерей, проводится на еженедельной основе. Неделя – именно тот срок, за который участник, с одной стороны не успевает «перегореть» лотереей, а с другой – имеет возможность насладиться томительным ожиданием вестей от клуба, который, быть может, обратиться прямо к нему: «товарищ Джон Смит – ты лузер»!

Ценность целей лотереи для участников. Ну тут все просто. Даже в случае проигрыша (не выигрыша) участник будет доволен тем, что его деньги не уйдут непонятно кому, а будут направлены на развитие детского футбола в его любимом клубе. Уверенность эта будет еще выше, если клуб отображает счетчик поступлений от лотереи у себя на сайте.

Прозрачность розыгрыша. Как правило, выбор номеров победителей проводится в перерыве матчей команды, а выход победителя на поле во время матча является еще одной ценностью для участника. В межсезонье для розыгрыша призов устраиваются специальные «эвенты». Информация о всех розыгрышах вывешивается на сайте команд, при этом формат анонса примерно одинаков для всех клубов, что позволяет говорить о единых стандартах проведения лотерей в английском футболе.

Наличие эффективных каналов сбора взносов. «Манчестер Юнайтед» использует подходы сетевого маркетинга в распространении, создавая сеть агентов по дистрибуции билетов. Также желающие имеют возможность приобрести билеты в официальных точках продаж, а на «матч-дэй» лотереи билеты продаются прямо у турникетов и стоят всего 1 фунт.

В таблице ниже приведена информация по лотереям некоторых английских клубов:

Не имея официальных данных можно предположить, что «Манчестер Юнайтед» за счет проведения лотерей за сезон собирает около 1 млн. фунтов. Рассмотренные клубы из 2-х и 3-х лиг – от 50.000 до 300.000 фунтов в год. Получаются не плохие цифры не в пользу различных аналитиков, считающих, что вся экономическая сила английских клубов кроется исключительно в поступлениях от ТВ-контрактов.

Российская практика.

В российской практике удалось найти только информацию о проведении мгновенной лотереи «Зенитом» в 2003г. для сбора средств на поддержку детской школы «Смена».

Хочется надеяться, что в ближайшее время российские клубы и другие субъекты российского футбола осознают потенциальные выгоды использования лотерей и также подключатся к их проведению.