3 мин.

Есть контакт!

Диего Армандо Марадона провел второй матч на посту главного тренера сборной Аргентины. Блеклая победа над французами вряд ли принесла эстетическое наслаждение поклонникам двукратных чемпионов мира, однако вселила надежду на то, что футбольный бог, временно спустившийся на землю, не только осознает конечную цель своей миссии, но и видит единственно верное направление, способное привести его к успеху.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что существуют тренеры, которые стремятся выигрывать матчи за письменным столом. Диего Марадона точно не принадлежит и вряд ли когда-либо будет принадлежать к этой категории специалистов. Поэтому те из нас, кто ждут от матчей «альбиселесте» интересных тактических находок или виртуозных схематических перестроений, занимаются самообманом. Самый лучший вариант – забыть обо всем об этом на ближайшие 16 месяцев и принять как данность, что сборная Аргентины будет в первую очередь командой, собранием небезразличных друг другу людей, делающих одно общее дело и уже потом – набором центрфорвардов, плеймекеров или опорных полузащитников, которые получили определенное игровое задание на конкретный матч.

В связи с этим нет никакого резона разбирать тактические построения аргентинской команды, которые, к слову, не претерпели абсолютно никаких изменений со времени осеннего товарищеского матча против шотландцев. Классические 4-4-2 с Месси в качестве одного из нападающих (в прошлый раз его место в основе было отдано Тевесу) и парой центральных полузащитников, действующих вне рамок жесткого разделения на игроков атаки и обороны. Главному тренеру нет необходимости проверять новые тактические варианты: он старается использовать игроков строго на тех позициях, на которых они играют или играли в своих клубах, а о их совместимости на поле судить из личного общения или предматчевых тренировок. Нерациональный подход? Нужна проверка боем? Необходимо искать более оптимальные варианты? Вполне вероятно, на эти вопросы можно было бы ответить утвердительно, если бы речь шла о тренерской работе вообще, а не о конкретном человеке по имени Диего Марадона.

Поясню на примере из повседневной жизни. Теоретически для сдачи устных экзаменов необходимо прежде всего хорошо знать предмет, на тему которого вам придется рассуждать. Предварительно для этого стоит как минимум проштудировать определенный объем литературы. Такой подход является оптимальным для среднестатистического человека. Однако есть люди, и большинству из нас они должны были хорошо запомниться, которые практически не готовясь к экзамену, приходят на него за пять минут до начала с букетом цветов или (в зависимости об обстоятельств) чего-нибудь покрепче и, вручая все это экзаменационной комиссии, потрясают всех окружающих своим внешним видом и белоснежной улыбкой. Контакт установлен. Дальше все зависит от ораторских способностей. Если человек обладает ими хоть в какой-то мере, экзамен не будет завален по определению.

Так и в случае Диего Марадоны. Для сдачи экзамена на тренерскую профпригодность, ему нет необходимости выдумывать сложносочиненные схематические конструкции и до автоматизма отрабатывать на тренировках взаимодействия игроков. Его козыри в другом. В том, чтобы установив близкий, можно даже сказать, интимный контакт с футболистами, сделать их своими единомышленниками, позволить им импровизировать, не загоняя их в жесткие рамки. Не думаю, что мы были частыми свидетелями того, чтобы тренер благодарил футболистов за проделанную работу отеческим поцелуем в щеку. Также, думаю, наивно полагать, что многочисленные хвалебные интервью в адрес игроков аргентинской сборной, а также исключительно положительные отзывы обо всех вероятных кандидатах – это следствие непонятно откуда взявшегося природного добродушия Диего. Марадона не так сильно постарел, чтобы объяснять все эти проявления исключительного человеколюбия и сервильной политкорректности чем либо иным, кроме желания сделать ставку на свои сильные качества: умение сплачивать и вдохновлять. Естественно вокруг себя.

Мы пока еще не знаем ответа на вопрос, будет ли этого достаточно для достижения главной цели, однако у меня нет ни малейшего сомнения в том, что небожитель выбрал единственно приемлемое для самого себя направления развития сборной Аргентины и уже сумел добиться определенного прогресса. Судя по игре самой тонкой и чувствительной части «альбиселесте» – центру ее обороны, допустившей лишь один сбой за все 90 минут матча против серьезного соперника, контакт между тренером и игроками успешно установлен!