11 мин.

Что детские футбольные тренеры могут взять из методологии Монтессори?

Это перевод статьи Марка Картера, которую можно прочитать в оригинале. Марк – директор одной из английских детских футбольных школ под названием Ministry of Football.

Моим любимым уроком в школе был урок рисования только потому, что разрешалось вставать и прогуливаться по классу. У меня не так уж и хорошо получалось, но уроки не были зацикленными на поиске единственно правильного ответа, о котором думал учитель. На других уроках я очень не любил сидеть смирно и слушать, как мне монотонно и скучно втирают учебный материал. В итоге я ненавидел школу и не мог дождаться, когда же она закончится. Наверное, именно поэтому меня захватили другие способы преподавания.

Сейчас я руковожу своей собственной учебной программой по футболу. У меня есть возможность создавать другую учебную среду - веселую, разнообразную, построенную вокруг детей. Меня уже давно интересовали учения Монтессори, и чем больше я о них узнаю нового, тем больше я думаю, что мы можем многое из них взять и применить, когда учим детей спорту. 

Я далеко не эксперт в методах образования Монтессори. Но вот, что я знаю на данный момент, и как это, по-моему, может помочь футбольным тренерам и функционерам, ответственным по футбольным программам. 

Разновозрастная среда

В школах Монтессори обычно использую трехлетние возрастные диапазоны (от 3 до 6 лет, от 7 до 10 лет). В таких классах дети постепенно проходят от этапа, когда они самые младшие в группе к этапу, когда они становятся самыми старшими. Из этого следует, что старшие дети часто принимают роль лидеров и наставников, кода они играют и учат младших одноклассников. Младшие же в свою очередь получают навык работы со старшими, учатся у более опытных одноклассников. 

В наших же футбольных программах и академиях, а также и в обычных школах, мы ограничиваем детей игрой и учебой только с одногодками. Мы используем дату рождения как главный показатель учебных способностей. Старшие дети, таким образом, остаются всегда старшими, а младшие - младшими. Для многих детей этот искусственный принцип окажется одним из важных факторов их успеваимости. Многими исследованиями показано, что дети, рожденные в начале учебного года, преуспевают в учебе лучше своих младших одноклассников. 

В футболе, как и в школе, нам известно, что успех (например, отбор игроков в элитные академии и команды) напрямую зависит от месяца рождения. Неужели дети, рожденные в январе-феврале действительно наиболее одаренные? Нет, конечно. Просто они оказались наиболее эффективными игроками, выросшими в такой среде. И среда эта имеет очевидный недостаток: младшим детям никогда не доводится возможности побыть лидерами, а старшим - поучиться у более опытных. В любом занятии будут те, кому оно дается легко, те, кому тяжело и много тех, кто примерно посередине. Ребенку же для оптимального развития полезно побывать во всех этих ситуациях. Но существующие учебные системы лишают детей такой возможности. Я убежден, что такая модель ущербна не только для младших детей, она ущербна для абсолютно всех. Футбольное, как и общее, образование были бы лучшего качества, если бы дети учились в разновозрастной среде. 

Возраст - не показатель учебных способностей. Я недавно видел, как один тренер спросил в Твиттере: "С какого возраста надо начинать упражнения 1-на-1?" Мы все знаем, что шестилетние дети могут очень существенно отличаться друг от друга в умениях. Нам надо разработать системы и программы, группирующие детей не по возрасту, а по умениям. И хорошо бы, если бы при этом дети проходили через разные учебные среды - от перенятия опыта у старших к уверенным лидерам, передающим свой опыт младшим. 

На некоторых тренировках в нашей футбольной школе ма группируем детей в Красныеи Желтые группы. Желтые группы как правило состоят из более уверенных игроков, с лучшим владением мячем и с лучшей концентрацией, чем игроки из Красных групп. Или же игроки из Желтых групп могут быть старше, быстрее или сильнее.

Смысл этих групп в том, что мы можем учить детей с примерно одинаковыми характеристиками (отношение к делу, возможности, возраст, атлетизм) вместе. Мы находим такую практику наиболее эффективной для развития навыков детей в обоих группах. Кроме того, в такой обстановке тренеру легче вести занятия. Состав групп может изменяться каждую неделю. Причем, не всегда переход из Желтой группы в Красную – это переход «вниз». Это может быть связано с приходом новых игроков или другими внешними причинами. Ни родители, ни дети не должны воспринимать принадлежность ребенка к одной из групп как индикатор мастерства или таланта.

Мотивация, свобода, чувство собственности

В школах Монтнссори верят, что дети изначально обладают естесственной тягой к познаниям. Там нет никаких искусственных стимулов учиться, как и нет наказаний за «неучебу». Нет оценок, контрольных, домашних заданий. В таких школах дети естесственным образом играют в разные игры и учатся в процессе этих игр.  Дети бурут на себя ответственность за учебу сами, так как им предоставляется свободный выбор из набора возможных учебных занятий. Детям, заинтересованным в определенной области, предоставляется свобода исследовать эту область столько, сколько им захочется.

Когда я начинал тренировать футбол, я планировал свои занятия заранее настолько, что я знал точно, сколько минут должно уходить на каждое упражнение, какие вопросы я буду задавать и т.д. И это неплохо работало, я приобрел уверенность на тренировках и знал как поступать в ситуациях отсутствия должной дисциплины. Такие ситуации были неизбежны, так как я пытался «протащить» группу детей через тренировку, которую сам спланировал заранее без их участия.

Через несколько месяцев таких тренировок я начал понимать, что это не то, чего хочется самим детям.  Я раздражался от постоянных вопросов вроде «Когда уже мы начнем играть в футбол?» Я стал задаваться вопросом, не будут ли мои занятия больше нравится детям и, самое главное, не будут ли они более эффективными в плане учебы, если я разрешу детям самим выбирать, что делать на тренировках.

Этот опыт вместе с моим собственным опытом учебы подтвердили мое убеждение, что дети учатся лучше всего тогда, когда они полностью и искренне погружены в занятия. Если очевидно, что ребенку очень нравится стучать мячем по стенке отрабатывая технику паса в касание, то не следует его прерывать только потому, что по плану тренировки надо переходить к следующему упражнению. Сейчас, если дети меня просят начать поскорее игру, то я так и делаю – мы начинаем играть в футбол.

Сколько из нас, тренеров, по-настоящему понимают мотивацию детей, которых мы учим? Без этого понимания мы предполагаем, что все дети хотят стать профессиональными футболистами. Надо сказать, что многие дети действительно были бы не против стать футболистами в будущем, но это ли заставляет их докучать родителям просьбами поскорее их отвести на футбол? Может они просто хотят играть с мячем, видеть друзей, забивать голы и просто веселиться? Одна из проблем профессиональных футбольных академий – это то, что они используют перспективу стать профессиональным футболистом, как главный мотиватор занятий футболом.  Такой «пряник» утихомиривает детей, делает их покладистыми. Если его забрать, т.к. сильно засомневаться в шансах ребенка стать футболистом, то такому ребенку вскоре надоест ходить на такие занятия, базированные на мотивах взрослых. Мне жаль, что многие наши лучшие молодые таланты воспитываются в таких условиях, когда детям не предоставляется возможность самим направлять свою учебу.

Класс Монтессори: Познавание обстановки

В классах Монтессори большое внимание уделяют материалам, с помощью которых дети учатся. Эти материалы - интересны, разнообразны, практичны, нетривиальны и подобраны к умениям детей. Важно, что дети могут сами выбирать с чем, как и когда играть/учиться.

Философия заключается в том, что дети, которым предоставляется свобода выбора в специально для них сконструированной обстановке, будут действовать спонтанно, что способствует оптимальному развитию. Это следует из предположения, что дети сами знают, что им надо для того, чтобы учиться. У них есть естесственный инстинкт к познаниям. Этот инстинкт дает им нужное направление, когда они окружены правильным набором потенциальных занятий с предоставленными материалами.

Представьте себе двор перед домом. Разве детям нужны взрослые надсмотрищики, когда они играют, а заодно и учатся? Я помню как мы играли в футбол в парке и сами придумавали, в какие игры играть, в зависимости от настроения и от того, кто пришел и сколько людей собралось.

В нашей футбольной программе, которую я помог разработать несколько лет назад, есть много маленьких площадок для различных футбольных мини-игр с небольшим числов игроков. На некоторых из них  расположено по 2 ворот с каждой стороны, на других ворот вообще нет,  и т.д. Для каждой площадки были разработаны несколько вариантов правил игры, записанные в форме меню. Дети могли сами выбирать в какую игру из меню играть. Если, например, на этой неделе мы учим технику паса и приема мяча, то умный и креативный тренер должен уметь придумать (или найти в интернете) меню из таких мини-игр, чтобы детям естесственным образом приходилось часто пасовать и принимать в ходе этих игр. В результате получаются не только мастеровитые футболисты, но и уверенные в себе, креативные, независимые ученики и лидеры.

Методы Монтессори и материалы просты. Учебная обстановка максимально приближена к натуральной природе, школы используют природу, чтобы помочь детям ценить окружающий мир. Я считаю эти принципы напрямую применимы к футболу:

Вещи, которые вам НЕ НУЖНЫ для того, чтобы играть и учиться футболу: идеальное поле, судья, ворота, на сборку которых уходит по 20 минут, сложный план тренировки с конусами по всему полю, все дети в фирменных футболках Челси.

Вещи, которые НУЖНЫ, чтобы играть и учиться футболу: мяч.

Как мы учимся?

В школы Монтессори придерживаются мнения, что дети учатся лучше всего тогда, когда из задаются нетривиальные задания сделать что-нибудь практичное. Учеба наиболее эффективна, когда она проходит в темпе восприятия ученика, с использованием сложных, но исполнимых заданий, а также при открытом активном участии других учеников. 

Будучи взрослыми в мире детей, мы зачастую виновны в возведении пределов того, что по нашему мнению дети способны понять и выучить. Мы даем задания, которые слишком фиксированны, и иногда не позволяем детям придумывать решения, которые лежат за границами нашего понимания правильного решения. Это опасная практика, так как она основана на том, что мы знаем абсолютно все. Это, конечно же, не так.

Мир футбола изменится через 10-20 лет. Сейчас мы можем только догадываться, как он будет выглядеть, и, следовательно, чему следует учить детей сегодня, чтобы они были успешными в будущем. Но мы не знаем наверняка, какие нюансы, навыки, знания и идеи выйдут на первый план через года. Когда-нибудь придет такой день, когда кто-то исполнит что-то такое с мячем, что мы даже не подозревали, что это возможно. И, естесственно, даже и не мечтали такому научить. Так что мы должны оставить детям дверь открытой, чтобы они находили свои собственные решения, какими бы нелепыми они нам не казались. Помните: эта нелепость может помочь им преуспеть в будущем - будь то футбол или что-то другое, чем они решат заняться.

В школах Монтессори поощряются нестандартное мышление и инновации. Любой, кто видел игру сборной Англии в последние лет 20 знает, что нестандартное мышление и инновации, мягко говоря, не являются самыми сильными сторонами английских футболистов. Может быть, эти качества отучиваются у них в молодости тренерами, желающими им лучшего? На нас лежит ответственность не сооружать потолки над способностями детей в учебе.

Роль учителя

Прочитав все вышесказанное у вас могло сложиться впечатление, что футбол на улице или в парке без присмотра взрослых – это идеальное образование по Монтессори. И в какой-то мере это так. Но все же в такой обстановке отсутствует ключевой элемент методов Монтессори – учитель.

Учителя в школаз Монтессори не стоят перед классом и не являются центром внимания всех учеников. Они ходят по классу и периодически работают с маленькими группами учеников или даже один-на-один. Они предоставляют возможность самому занятию быть учителем нежели учить путем прямых указаний. Они стимулируют учебу и развитие путем взаимодействия с окружающей обстановкой, которую они специально тщательно создали. Детям предоставляются непрерывные блоки времени, когда их никто не отвлекает и не перебивает и они с головой погружаются в свое занятие.

Недавно мы провели исследование в нашей футбольной школе, чтобы узнать сколько минут в часовой тренировке уходит на Активную Учебу. Мы опредилили Активную Учебу как занятия, в которых есть возможность футбольного движения и или игры напрямую связанной с футбольными матчами.  Мы попросили родителей засечь, сколько времени учодит у их детей на Активную Учебу во время тренировок. Они останавливали свои секундомеры, когда дети брали перерывчики для отдыха, стояли в очереди, слушали директивы тренера и все остальное, что мешало им играть. Результаты такого исследования показали, что главным барьером Активной Учебы был тренер, когда он говорил с детьми.

Будучи учителями мы должны давать директивы и инструкции и иногда мы должны демонстрировать упражнения. Но всегда ли эти инструкции необходимо слышать всей группе целиком? Как часто нам приходится останавливать всю группу в течении часовой тренировки и как долго длится каждая из этих остановок? После нашего исследования Активной Учебы я попросил наших тренеров попытаться провести тренировки, останавливая всю группу не более одного-двух раз за час. Попробуйте сами – это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вам придеться придумывать новые способы ведения тренировки, такие как разговоры онин-наодин и с небольшими группами игроков. Таким образом, вы будете учить более эффективно, так как ваши слова будут адресованы тоолько тем, кто в них больше всего нуждается.

Какждый год я выставляю объявления о приеме на работу для детских тренеров и обычно получаю более 100 резюме.  Некоторые из них приглашаются посмотреть на наши занятия, ассистировать на них и в конце концов проводить занятия самостоятельно. Оценивая этих новых тренеров и решая подойдут ли они в нашу команду тренеров, я задаю себе такой вопрос: Что именно привнес этот тренер в занятие, чего дети не выучили бы сами, если бы их оставали играть одних? Я ищу прежде всего тренеров, которые могут умело наблюдать за занятием и видеть ситуации, когда игрокам следует усложнить занятие, либо же заметить, что чего-то  не хватает в учебном процессе, так как некоторые дети принимают мало участия. Именно в такие моменты хороший тренер должен действовать, причем как првило им не следует останавливать всю группу целиком на несколько минут.  Индивидуальные указания гораздо более важны, так как они оседают в голове глубже, чем широкие общие обсуждения для всех.

 

Вывод

Потенциал принципов Монтессори в футбольном образовании впечатляет: дети, которым привиты пожизненная любовь к новым знаниям, независимость, способность работать как в группе, так и в одиночку, принимать ответственность и брать на себя инициативу. Нам нужны такие молодые люди. И, если мы хотим поспевать за всем миром, такие футболисты нам тоже нужны.