9 мин.

Очень средняя школа. Почему в серии А перевелись итальянские вратари?

Богатая талантами всех мастей Италия ежегодно рождает огромное количество перспективных футболистов. Защитники, хавбеки, форварды, и, конечно, голкиперы – в апеннинских закромах томятся будущие звезды всех возможных игровых амплуа. Однако, вопреки стереотипу, инкубаторы, в которых развиваются вратари, работают с серьезными сбоями. Многие из юных голкиперов тратят свои таланты попусту и довольно редко вырастают в серьезных профессионалов. В чем же проблема?

***

Фабио Капелло объявил, что в тренерский штаб сборной России не будет входить местный специалист по работе с голкиперами, но этого, кажется, никто и не заметил. Тем не менее, некоторые болельщики такому решению возрадовались, в качестве аргумента выдвигая громкую гипотезу о том, что «в Италии самая сильная тренерская школа в мире».

Однако на деле все обстоит несколько сложнее. Вспомним, что на протяжении уже довольно длительного временного отрезка в Италии успешно играет только один голкипер топ-класса – Джанлуиджи Буффон. Можно упомянуть Моргана Де Санктиса, Федерико Маркетти, Эмилиано Вивиано, в конце концов. Но ни один из них не является серьезным конкурентом Буффону.

В последние годы в Италии наблюдается если не засилье, то как минимум активный и стабильный приток иностранных вратарей. Жулио Сезар, Дида, Себастьян Фрей, Дони, Самир Ханданович, Мариано Андухар, Фернандо Муслера, Жан-Франсуа Жийе, Артур Боруц, Богдан Лобонц, Мартен Стекеленбург, Желько Бркич, Самир Уйкани, Александрос Цорвас и многие-многие другие оставили в кальчо свои заметные (и не очень) следы. А вот их коллеги-итальянцы не могут похвастать ни звучностью имен, ни какими-то фантастическими достижениями.

Ну, кто такие в сравнении с Буффоном Кристиан Аббьяти, Стефано Соррентино, Джанлука Курчи, Эмилиано Вивиано, Марко Сторари, Сальваторе Сиригу, те же Морган де Санктис и Федерико Маркетти? Это очень крепкие профессионалы, которые все же весьма далеки от того, что бы присовокупить к своему игровому амплуа приставку «топ». Когда в 2009 году Буффона спросили, кого из вратарей серии А он считает наиболее сильным (разумеется, помимо себя), он назвал имена Биззарри, Фрея и Жулио Сезара. Ни одного соотечественника.

Сами итальянцы считают, что их тренерская школа не то что слаба, а до недавнего времени вообще отсутствовала как отдельный тренировочный институт. Развитие одного конкретного голкипера зависело от объемов его таланта и от мастерства того человека, в чьи руки он попадал будучи мальчишкой. Италия – очень плодородная футбольная почва, которая готова постоянно дарить миру талантливых игроков для абсолютно любых линий, но именно с голкиперами дело обстоит непросто (что очень странно, учитывая хотя бы фирменную итальянскую тягу к построению надежной обороны).

Сильные итальянские тренеры вратарей – довольно-таки штучный товар. Поэтому превращение талантливого юноши-истерика в мощного и хладнокровного хранителя ворот порой подвержено лотерейному принципу – может, парень спрогрессирует, а может, и нет. Так, итальянцы справедливо сетуют на то, что в свое время не нашлось достойного учителя для Карло Кудичини, в итоге уехавшего в Англию, остался без профессиональной огранки бриллиант Марко Амелия, а Морган Де Санктис, сейчас играющий на вполне высоком уровне, по своему потенциалу когда-то был вполне сопоставим с Буффоном, но так и не раскрылся в полной мере.

И вот какая важная деталь: в свое время молодого голкипера «Пармы» Джиджи Буффона натаскивал Вильям Векки – бывший портьере «Милана», «Кальяри», «Комо» и СПАЛ. Нескладный Векки провел довольно невзрачную карьеру, зато стал очень неплохим тренером, причем учился преподавательскому ремеслу едва ли не вслепую – методическая база для эффективных вратарских тренировок в Италии то ли не существовала вовсе, то ли была недостаточно аккумулирована и доступна. По сути, каждый новый тренер разрабатывал собственные методики на основе своего опыта, что подтверждают слова Де Санктиса: «Каждый тренер имеет собственные убеждения и собственные уникальные тренировки, основанные на его личном опыте».

И в этом Векки добился определенных успехов, хотя кто-то скажет, что ему просто повезло: в «Парме» ему посчастливилось раскрыть талант Буффона, в «Ювентусе» он за полгода сумел вдолбить азы в голову Де Санктиса (не дав тому сгинуть в бездне кальчо), а еще чуть погодя в «Милане» умудрился существенно улучшить игру Диды, который прибыл в «Милан» «с катастрофической техникой и напоминал волейболиста».

Однако подход, основанный лишь на личном опыте, имеет множество недостатков. Это вполне объяснимо – например, человек, которого природа наградила врожденной грамотностью, вряд ли сможет хорошо обучить языку другого, не зная элементарных грамматических и пунктуационных правил. Так, некоторые специалисты усматривают в игре Буффона некоторые огрехи сугубо технического характера, которые, к счастью, нивелируются масштабами его таланта и харизмы.

Векки передавал собственные знания, которые, конечно, со временем накапливались и обрастали деталями. Сейчас их вполне достаточно для того, чтобы обучать вратарей в молодежной команде «Милана».

В последние годы база теоретических знаний существенно пополнилась – итальянские тренеры усиленно работают над ее обогащением. Достаточно вспомнить, что в 2002 году написал книгу Лоренцо Ди Иорио – верный спутник Франческо Гвидолина, и по сей день работающий с ним в «Удинезе». Книга называется «Goalkeeper Training Manual: fundamental drills to improve goalkeeping skills» и рассказывает о множестве интересных деталей от мелочей и азов (развитие силы удара и скорости реакции) до чего-то более продвинутого (техника выполнения сложных акробатических сейвов). Этот труд – тот же опыт Ди Иорио, который теперь уже стал сконцентрированной на бумаге теорией, которой смогут воспользоваться молодые специалисты через 10-20-30 лет.

Конечно, существуют и другие, даже более фундаментальные труды (должны же быть в Коверчано, который сейчас дает возможность официально обучиться ремеслу вратарского тренера, какие-то научные работы), но когда-то итальянским тренерам приходилось действовать на ощупь, а должность «тренер вратарей» и вовсе была факультативной. Итальянцы помнят о том, что когда-то у СССР были Яшин и Дасаев, у Англии – Шилтон и Бэнкс, у Германии – Майер и Шумахер, и даже Бельгия могла похвастаться Пфаффом и Прюдоммом. Ни в коем случае нельзя преуменьшать заслуги Дзоффа, Перуцци, Дзенги, Тольдо, Маркеджани, Пальюки и других итальянцев, но в мировом масштабе их фигуры не так выделяются на фоне звезд из других стран.

Главный вопрос заключается в следующем – существует ли знаменитая «итальянская вратарская школа» или же это миф? Создан ли условный Буффон «техническим прогрессом», или это исключительно божий дар? Однозначного ответа нет и никогда не будет, но сторонники теории о незначительности роли тренеров в становлении Джанлуиджи всегда напоминают, что вплоть до 13 лет Буффон (по его собственным словам) играл в полузащите, и переместился в ворота только тогда, когда его истинное футбольное предназначение стало очевидно всем окружающим без исключения.

Сейчас в Италии пошел новый цикл – понемногу начинают появляться новые талантливые голкиперы. Но определенные опасения возникают, когда начинаешь вспоминать тех, кому когда-то точно так же выдавались щедрые авансы. Некогда до ужаса перспективные Антонио Миранте, Федерико Альярди, Кристиано Лупателли и многие другие так и не добились ничего существенного – им просто не находится места в серьезных клубах. По какой-то причине доверить место в основе большого клуба итальянскому голкиперу считается если не риском, то очень ответственным шагом, и зачастую выходит так, что он дорастает до свитера с первым номером к солидному возрасту – к 29 годам впервые на уровне серии А замелькала фамилия голкипера Агацци, всю карьеру проболтался на задворках 33-летний Соррентино, уже стукнул 31 год недооцененному лучшими командами Пеголо.

Возьмем их поименно:

Стефано Соррентино, 33 года – воспитанник школы «Ювентуса». В 19-летнем возрасте угодил третьим вратарем под Перуцци и Рампуллу, поэтому был вынужден покинуть клуб и вплоть до перехода в «Кьево» в 2008 набирать опыт в низших сериях и слабых клубах.

Микаэль Агацци, 29 лет – воспитанник «Аталанты». Клубу не пригодился и обучался вратарскому искусству в клубах вроде «Сассуоло», «Фоджи» и «Триестины», пока, наконец, не дорос до уровня «Кальяри».

Джанлука Пеголо, 31 год – проходил детскую подготовку в «Парме» и «Вероне». В итоге хорошо проявил себя в «Вероне», заслужил переход в «Дженоа», но с тех пор практически постоянно сидит на лавке. На уровне серии А сумел продемонстрировать свое мастерство в прошлом году в «Сиене» после травмы основного вратаря – серба Бркича.

Антонио Миранте, 29 лет – продукт академии «Сорренто». Довольно рано оказался в «Ювентусе», но из-за спин Буффона и Кименти практически не показывался, отыграв всего лишь 7 матчей. Побывал в нескольких арендах, пробовался в «Сампдории», а ближе к 30 годам уверенно охраняет ворота «Пармы».

Это только те, кто в итоге сумел-таки выбраться на достойный уровень. Есть и другие – кто-то сгинул в безвестности (Кончетти («Лацио»), Нуццо («Интер»), Кассано («Фиорентина»), Берни («Лацио»)), кто-то стал патологическим запасным (Маццантини, Фреццолини, Беларди, Пуджони и другие). В группе риска – Манфредини («Фиорентина»), Фиорилло («Сампдория»), Альярди («Болонья»).

Так что однозначно говорить о том, что итальянская вратарская школа – лучшая в мире, нельзя. Очень важно понимать, что Италия богата талантами, но в суперзвезд из них вырастают, в общем-то, единицы. В этом же кроется отличие от ситуации с английскими вратарями – их вроде бы есть кому тренировать, однако постоянный неурожай заставляет ставить первым номером сборной тех, кто не выглядит непробиваемой стеной.

Итальянцам нужно больше верить в своих воспитанников, и не слишком увлекаться ставками на иностранцев, которые, зачастую, не представляют из себя ничего особенного и явно занимают чье-то место. Уйкани, Шведкаускас, Нето, Павловски, Байза, Стоянович, Габриэл – бесспорно, талантливые футболисты, но они вряд ли на голову сильнее тех, кто просиживает штаны в роли третьего вратаря, катается по арендам или лезет вон из кожи в Примавере.

Напрашивается простой вывод – итальянцы предпочитают брать обученных голкиперов из других стран, потому как собственные вратарские выводки не получают качественных тренировочных нагрузок еще в детстве. И, в итоге, дорастают до игры на серьезном уровне в основном благодаря заложенному природой и усвоенному на скудном опыте в уже довольно солидном возрасте. В этой ситуации хорошо лишь то, что местные тренеры и руководители сами понимают и признают наличие проблемы, а значит, ее решение рано или поздно будет найдено. В Италии есть сильные вратари, но сильной школы как таковой – нет. Пока еще нет.