5 мин.

Россия-Греция: реквием по игре...или по нашей иллюзии?

    Чем больше желания, тем сильнее страдания, - буддийская мудрость. Суть не в восточной философии. Реальные ожидания не позволяют впасть в эйфорию, зато спасают от слишком эмоционального и упаднического восприятия вещей. Например, от океана говна, которое российские болельщики готовы вылить (или уже выливают) на футболистов сборной. Отечественному футболу крайне необходим взвешенный поход к подведению итогов Евро. И руководству, и фанатам с их иллюзиями.

    Первый тайм вчерашнего матча ничем не отличался от предыдущих: слишком размеренный контроль мяча, невыразительная игра на стандартах, пассивность и недостаток цепкости в отборе мяча, неточные удары, большой брак Аршавина. И где-то между двумя таймами (наши-то точно уже были в раздевалке) греки забивают гол - несогласованность действий на левом фланге обороны, и капитан противника Карагунис мощно пробивает с метров 10. Многие обвинят Малафеева, ведь мяч летел не в угол, и ошибутся: коварный и опытный Карагунис послал снаряд под опорную ногу вратаря, где руками особо не сыграешь, а при расстоянии и силе удара задача усложнялась в несколько раз. Не гол Малафеева.

    Это справедливость для сборной России. Мы все слишком непринужденно воспринимали результаты первых двух игр. Если быть честным, то в обоих матчах россияне не имели подавляющего преимущества - начало матча чехи провели лучше, а поляки ни в чем не уступали. Тем не менее, в этих играх мы забивали первыми, получая прекрасные возможности для развития перевеса. Снаряд не мог упасть в ту же воронку и в третий раз - это противоречит логике, да и духу игры. В перерыве матча у меня возникло только одно чувство - интереса: посмотреть, как сборная России будет отыгрываться у неуступчивого соперника, прекрасно умеющего играть в обороне, когда на кону стоит выход в плэй-офф или вылет из турнира. Ведь команда проверяется в стрессовых ситуациях, которых у нас давненько не случалось.

    Сборная России не справилась - от легкости и уверенности в своих силах не осталось и следа. Даже характер не нашелся, и это осознавать грустнее прочего. Команда свалилась на дерганый примитивный футбол, где торжествует сумбур. Об ударах было сказано выше - сложно вспомнить из более 20 нанесенных опасные в створ.   Наши стреляли по трибунам, то ли мячи легкие в комплекте с плохими полями, то ли гири на ногах мешали. Это еще полбеды: удары наших не были подготовлены, обусловлены игровой ситуацией, а совершались издалека и выглядели как жесты беспомощности в атаке. Лучшим проявлением этого стала активность Игоря Денисова, который по моим впечатлениям нанес 7-8 ударов. Почему опорный полузащитник бьет больше всех? Почему никто не заберет у него мяч поблизости от штрафной и не начнет разводить атаки, растягивая оборону греков и делая игру более разнообразной? Наверное, только Денисов нашел силы для борьбы, для перелома, но не нашел отклика у партнеров. Где были во втором тайме Широков, Аршавин? К Глушакову меньше претензий, это был его первый матч на турнире, и здесь мы почувствовали нехватку приболевшего Зырянова - его опыт, умение сырать в пас и обострить могло улучшить положение, но не исправить. О передачах с флангов можно сказать те же слова. Запомнилась только передача Аршавина в конце игры на Дзагоева, удар которого головой облизнул штангу. Почему Алан не забил? Справедливость, друзья, вспомните его гол Польше. В нескольких ситуациях навесы выполнял Павлюченко, скорее всего, на себя. 

    Реакция Адвокаата на неудачную игру своих подопечных не убедила и была похожа на агонию. Зачем выпускать двух однотипных высоких форвардов, если один из них все равно смещается на фланг? Логичнее было оставить Кержакова в подыгрыше или выпустить Семшова для организации игры в пас. Выход Измайлова не принес ничего, кроме одного заработанного углового, ведь настоящих прорывов флангового игрока не последовало, он двигался или поперек поля, или назад.

    Теперь же встает вопрос: какой истинный уровень сборной России, если она показала такой посредственный уровень футбола в ситуации "все или ничего", когда решалась ее судьба на турнире, то есть при самой сильной мотивации? Может просто дело не в уровне, а в нас, ожидающих заоблачных высот?

    На самом деле положение нашей команды трагично, без доли сарказма. Проблема проста: мы знаем, как нужно играть, но не можем. Игроки восприняли идеал игры, вложенный в их головы голландскими специалистами, в первую очередь Гусом Хиддинком. Можно предположить, что вдохновение от нового обретенного знания вылилось в эпический матч против Голландии в четвертьфинале Евро-2008, который стал прыжком выше головы в этих обстоятелсьтвах. Жить с знанием намного тяжелее, тем более от него не избавишься: однажды поселившись в голове, оно не будет давать покоя.

    По послематчевым комментариям наших футболистов я увидел удивительно понимающих игру и самокритичных по отношению к себе людей без тени пижонства. Однако, от знания до реализации идей на футбольном поле ведет длинный путь, который не ограничивается революционными изменениями в сознании и в самоощущении. Любому этапу развития соответствует определенный уровень подготовки, материальной основы. Футбольная сборная России в сегодняшнем виде не способна воплотить в жизнь желаемую концепцию игры. Нам все время не хватает мастерства в последнем пасе, в точном ударе по воротам, то есть в самых сложных элементах игры, требующих основательной и длительной подготовки начиная с детства. Мы стремимся к футболу Испании и Германии, не достигнув их уровня функционирвоания детских школ, разработки тактических схем, централизованной системы чемпионатов по всем возрастам, умения подготовить молодого талантливого игрока к наименее болезненному и наиболее плавному переходу во взрослый футбол. Поэтому в решающих матчах мы целим в девятки, а бьем по воробьям, допускаем ошибки в обороне - нам не хватает футбольной образования, благодаря которому нервы, травмы, плохие поля меньше влияют на игру команды.

    Безусловно, для адекватного принятия неприятной действительности необходима большая стойкость, готовность к изменениям и терпение в их проведении. Теперь мы знаем, как хотим играть - осталось заложить фундамент будущих побед, потому что без прочной основы наши успехи могут быть только эпизодическими, спорадическими, как на прошлом Евро.

    К сожалению, способность нынешнего руководства РФС и его президента увидеть положение дел в таком виде вызывает большие сомнения. Нужен фундаментальный проект реформ, касающихся детского футбола, создающих ясную и эффективную систему функционирования. Это как ситуация с вопросом об отмене крепостного права в России в начале 19 века: сначала просветить, потом освододить. Толчок к футбольному просвещению состоялся благодаря иностранным специалистам - теперь дело за нами: подготовить систему управления, которая сможет вывести российский футбол на передовые позиции, по-настоящему встать в один ряд с лучшими сборными мира. Тогда наши ожидания от команды будут равны ее возможностям, а накал переживаний спадет - намного проще принимать поражение, когда есть уверенность в будущем, когда видишь преемственность поколений и верность свой игре.