Когда вернется "Спартак"?
Итоги чемпионата России (Блог Василия Уткина)
Я обещал цикл и открываю его. Тема - российский чемпионат и российский сезон. Ведь они, как ни крути, завершены. Осталось сыграть два матча в Лиге чемпионов, и это я, конечно, помню, но пока пишется - как раз и сыграется. Дело ведь это недолгое. Вот только название для цикла я так и не придумал. Не страшно. И так понятно, о чем пойдет речь. Для начала - о "Спартаке".
Почему о "Спартаке" сначала? Казалось бы, стоило начать с чемпиона... Но о чемпионе я, во-первых, уже много писал. И итоговым мыслям неплохо бы отстояться от кипежа событий (и обещания событий; в суд ведь пока никто не подал, ну, да куда спешить да волноваться - и подают-то не на меня). О "Спартаке" давно обещал, все сроки вышли. Эта тема да "Локо" - два главных должка. С них и начнем.
НАЙДЕНЫШ КАВЕНАГИ
Для начала - два простых вопроса. Почему "Спартаку" легче других добиться успеха? Потому, что это самый популярный клуб в стране. Болельщики, конечно, народ многоголосый и нервный, но все-таки любую удачу они готовы встретить поддержкой. А почему "Спартаку" труднее всех? Почти по той же причине. Потому что все слишком хорошо знают, каким должен быть этот клуб, его игра и его лидеры, чтобы счесть успех - действительно успехом. Это взвинчивает ожидания. Это накаляет обстановку. С одной стороны, миллионная поддержка. С другой - практически без права на ошибку.
Икающий без остановки третий год (разговоров-то о нем!) Фернандо Кавенаги - символ команды в этом смысле. До сих пор люди задаются вопросом, что мешает ему заиграть или же когда его продадут. А это на самом деле один вопрос, просто один формулирует оптимист, а другой - скептик. Одни ждут, когда он начнет, наконец, кавенажить соперников, другие кричат - провались, постылый. Ик. Ик.
Упрекать "Спартак" за результат в нынешнем сезоне не приходится. Блестящее, надо отдать ему должное, наблюдение сделал давеча некоторый журналист Рабинер: лишь раз за много лет первой в нашем чемпионате, считая еще СССР, стала команда, в которой по ходу менялся тренер. Причем смена была очень специфической: уехавшего в 1990 году за границу Лобановского в Киеве подменил его многолетний помощник Пузач. Впрочем, это только кажется легким: в прошлом, например, году Эштреков подменял Семина, и ничего не вышло. Хотя, казалось, и отрыв очковый даже был в казавшийся решающим момент... Не судьба была.
В смене Александра Старкова на Владимира Федотова нет и тени подобного эволюционного наследования. Наоборот: если сравнить не столько даже по игре, сколько по базовым, так сказать, ценностям этой игры старковский "Спартак" и федотовский, получатся радикально разные команды. Настолько разные, что диву даешься, как же была организована работа в клубе, если с таким тренером работал такой спортивный директор. Практикующие настолько разные взгляды на футбол, концепцию игры и значимость игроков.
Стоит ли грустить о Старкове? Нет. Не потому, что он плохой тренер. Потому, что у него были все условия для работы, ему никто не мешал, ему везли тех игроков, которых он хотел. Ну, может быть, за исключением... ик... Кавенаги. С этим найденышем Старкову пришлось смириться. Кстати, важное отличие практики Старкова от практики Федотова - он регулярно напрямую общался с хозяином клуба Леонидом Федуном. У Федотова такой связи, насколько мне известно, нет. Не то чтобы они никогда не встречаются и не разговаривают, а просто разговоры эти сугубо случайны и не являются частью регулярной клубной жизни.
О Старкове не стоит грустить, потому что причина ситуации, которая выкинула его из "Спартака", - он сам. Не исключено даже, что по сути спора прав был он, а не восставший Аленичев. Ошибка тренера в другом: он выпустил ситуацию из-под контроля. Он так и не понял, видимо, до конца, куда он попал, в частности - какую роль в управлении "Спартаком" играет общественное мнение. А ведь это объективное обстоятельство. Это, так сказать, входило в стоимость купленного билета.
ХВОСТ ВИЛЯЕТ СОБАКОЙ
Пришел Федотов. Пришел в общем-то на той же волне общественного мнения. Веселый умный человек, родственник Бескова (что почти то же самое, что родственник Спартака. Даже без кавычек оставлю здесь имя это). После каждого матча весной болельщики провожали Федотова овацией, они скандировали его имя... Сейчас-то все по-другому. Где были тогда теперешние неприятели Федотова, интересно?
К чему сейчас это стоит вспомнить? А вот к чему. Общественное мнение, тем более в такой темпераментной отрасли, как спорт и футбол, - важнейший, тяжеленный, как удар шпалой, фактор жизни большого клуба. Его необходимо учитывать. Но следовать ему бессмысленно. Собака виляет хвостом, и никогда не бывает наоборот. Общественное мнение, выраженное скандированием с трибуны, не может определять вектор развития клуба. Для этого необходима разумная воля футбольного менеджера. Проявляется она в "Спартаке" исключительно в вопросах стратегического свойства. Стадион вот будут строить, хозяин клуба в ежегодных интервью "СЭ" выказывает весьма глубокое понимание стратегических футбольных процессов. Я это без иронии, между прочим. Леонид Федун со знанием дела рассказывает о работе школы, знает имена дублеров, если отрешиться от клубных дел - Федун же предложил способ решения судейской проблемы по аналогии с американскими полицейскими...
Но управление клубом не может осуществляться со столь общих позиций. Управление клубом подразумевает десятки вопросов оперативного свойства. Взаимодействия клубных подразделений, тактика закупок игроков, молодежные команды не сами по себе, а во взаимодействии с первой... Все это мало понимать. Всем этим надо управлять постоянно, ежечасно, ежесекундно. Ночью, если понадобиться.
Я не знаю ежедневных подробностей спартаковской клубной жизни, но вот, например, странный парадокс соотношения главного тренера и спортивного директора в клубе сохраняется. Станислав Черчесов, очень может быть, делает для клуба массу полезных вещей, но, в частности, даже сидя на матчах, совершенно не скрывает от соседей по ложе (а она тесная, это многие слышат) негативного отношения к игре команды под руководством Федотова. Не будем выражаться здесь категоричнее - негативного отношения. Люди, близкие к руководству клуба, говорят, что Станислав Саламович сам бы очень хотел тренировать "Спартак". Между прочим, вполне законное желание амбициозного человека, плоть от плоти спортивной жизни... Очень может быть, что со временем у него и получится. Вопрос в другом. Как уживались на соседних должностях, работая с разных сторон над одним и тем же, спортдиректор Федотов и тренер Старков? Как уживаются сейчас спортдиректор Черчесов и тренер Федотов?
И какие задачи они могут решать сообща?
Я так думаю, что напрашивается вот какая мысль. Раз они не единомышленники, значит, один - альтернатива другому. Но ведь есть и следующее предположение: если это так, то, значит, очередная смена тренера (которая ведь всегда возможна) будет означать новый разворот? Такие методы оперативного управления априори не могут служить решению стратегических задач, пусть и верно понятых, пусть и прозорливо поставленных. Потому, что нет преемственности. Какая тут стратегия?
Впрочем, пример этот абстрактен. Ведь никто не подтвердил, что Черчесов непременно станет новым тренером. Наоборот, подтверждены полномочия Владимира Федотова. Кстати, почему?
ОСТАВИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМЕНЯТЬ
Мне это решение, не скрою, кажется верным. По двум взаимосвязанным причинам. Во-первых, напрашивающейся кандидатуры другого главного тренера "Спартака" не существует в природе. Человека, который бы уже жизнью доказал, что практикует (ненавижу дурацкое слово "исповедует") те игровые приоритеты, которые мы считаем исторически спартаковскими, и при этом был радикально сильнее Владимира Федотова - нет. Да, пробовать можно разных. Нет такой команды, которая не могла бы заиграть лучше от прихода в неё нового тренера. Плохо лишь то, что смена тренера - крайне рискованный процесс, в котором не бывает гарантий. Поэтому прибегать к нему стоит только когда очень уверен в своем решении. Сейчас такой уверенности быть не может.
Это причина, по которой Федотова не следует менять.
А во-вторых, деятельность Федотова на самом деле идет на пользу клубу. И её плоды могут быть использованы на эту самую пользу как самим Владимиром Григорьевичем, так и его преемником, который, конечно же, рано или поздно в команду придет (может быть, через год, а может, и через сто). Именно при Федотове наладилась связь между первой командой клуба и молодежными. Роман Шишкин - это пароль проблемы. Конечно, в том, что Шишкин - это Шишкин, в том, что ему хватает таланта и наглости, а также физических сил, уже сейчас играть, как он играет, - его личная заслуа в первую очередь. Но ведь со слов Романа же (интервью "Proспорту") мы знаем, что Старков во всеуслышание объявлял, что игроки моложе 21 года в первой команде играть не будут. И Шишкин бы просто ушел весной, и не ушел благодаря Федотову, который игр дубля не пропускал.
Есть в "Спартаке" и другие молодые, которые находятся сейчас на разном расстоянии от первого состава - Ребко, Торбинский, Дзюба... Они получают игровое время, они совершенствуются. Может быть, они так и не подойдут "Спартаку" - что за дело, обычная футбольная жизнь. Но если и случится так, то будет полная ясность - не те.
А если подойдут?
А в этом случае это будет означать, что "Спартак" обзаведется своими воспитанниками на долгие и, видимо, счастливые годы. И это будет так или иначе делом федотовских рук.
ЧТО ЗА ТРЕНЕР ФЕДОТОВ?
Это на самом деле не важно. Путь Федотова-тренера противоречив - в нем есть и Кубок России, выигранный в финале у "Спартака" когда-то, и неудачи в сравнительно небольших командах. И перерывы есть в деятельности, и возраст уже, казалось бы, не тот, в котором раскрываются таланты. Я не ломаю голову над этой проблемой. Но я хорошо знаю, что работа тренера в гораздо даже большей степени, чем работа футболиста, зависит от шанса. И работа в большой команде - это шанс. Прежде у Федотова такого шанса просто не бывало. И понятно, почему: другое было время, раньше тренеры в командах работали по пять-семь лет, а то и больше, вакансии предоставлялись крайне редко. Да и воспринимался он консервативным футбольным миром как папин сын, как Бескова зять. То есть - как фигура второго ряда.
Но те времена прошли. И сегодня в этом найти можно одни только плюсы. В этом - преемственность. Та, о которой по-разному, кто оптимистично, а кто скептически, мечтают болельщики "Спартака". И главное - деятельность Федотова объективно полезна клубу. И результат он показал лучший, чем Старков. Тот в последнем туре выцарапал серебро - достойно. Этот до предпоследнего боролся за золото.
В чем отличие? Поясню простой метафорой. "Спартак" Старкова - это крокодильчики из анекдота. Помните, как дрессировщица на арене цирка говорит - ап! - и крокодильчики начинают летать, а потом один из них садится на плечо к зрителю и говорит на ухо: "Если б вы знали, как нас здесь п...ят!" "Спартак" Старкова - это "равняйсь!" под абстрактную схему. Нет слов, бывает, что и так строятся команды. Маленькие в основном, где не слишком талантливые игроки под рукой опытного наставника готовы стать чем угодно, лишь бы играть. Собственно, в послушании их единственный шанс куда-то пробиться. Так было в Латвии, и это был огромный тренерский успех.
"Спартак" Федотова - это творчество. Это эксперимент. Игроки у Федотова растут и развиваются. Это пригодится клубу в любом случае, уйдет он или останется.
А самое главная проблема - Федотов работает с командой, которую он не создавал. Он принял ее от своего идеологического антагониста, приял с чрезвычайно разномастной компанией - с дедурами, но и с квинсями. Он не получил возможности усиления состава. Жедера купили? Да, было дело. Но вот ведь загвоздка: выбор был не между Жедером и кем-то, а между тем, чтобы Жедера купить - или Жедера не покупать. И здесь, думается, решение было единственно возможным.
Поскольку ясно, что Федотов совершенно спартаковский человек идеологически и методически. Ему необходимо дать возможность а) избавить команду от балласта, от игроков, которые не в состоянии играть в спартаковский футбол, и б) пригласить на несколько ключевых позиций тех, кто способен команду усилить. Вкус на игроков у ВГФ не отнять. И не вздумайте ставить ему в вину Квинси. Квинси, во-первых, ликвиден, а во-вторых, он слишком своеобразный игрок и слишком молодой человек, чтобы его адаптация проходила безболезненно. Квинси необходимо дать второй год и верить в него. Уж если верили... ик... в Кавенаги...
Между прочим, к вопросу об избавлении от балласта. В команде, практикующей спартаковский стиль, никогда не было (в реальном "Спартаке") и не бывает вообще много запасных. Это потому, что принцип игры - во взаимопонимании, в синхронности взаимодействий. В том, что игроки одинаково понимают каждый эпизод на поле и готовы импровизировать. Такой принцип исключает широкую ротацию. Кстати, вплоть до самого последнего времени мы видели то же самое в "Барселоне", которая практикует те же ценности, но на более высоком - планетарном уровне.
Кстати, вот совершенно стопроцентно черчесовское дело в этом вопросе. Найти "Спартаку" вратаря. Никто лучше Станислава не сможет этого сделать. Кстати, это будет прекрасным способом всем нам, сторонним наблюдателям, оценить его деятельность на посту спортивного директора по делам, а не по слухам. И не по слуху - не по словам, долетающим до всякого близкого к ложе уха.
ЕЖЕДНЕВНИК СЕРГЕЯ ШАВЛО
Но что придется покупать и продавать - это и так понятно. Главная проблема "Спартака", кажется, остается в другом. В оперативном управлении клубом.
Создается впечатление, что Сергей Шавло не столько мощный управляющий, сколько устраивающий хозяина своим непротивлением его воле человек. Декоративная фигура. Нужно ли противиться воле управляющего? Да. Когда она противоречит собственному мнению. Гендиректор при хозяине - фигура, от которой требуется диалог, а не послушание. Послушание же - только иногда.
Какую проблему на самом деле мы ни возьмем даже из описанных - она упирается в либо не высказанную, либо не сформулированную позицию Шавло. Скандал с Аленичевым? Деятельный гендиректор разрулил бы ее задолго до взрыва. Коммуникация между главой клуба и тренером? Да без этого вообще работать нельзя. Скрытые противоречия между тренером и спортивным директором? Вызываются оба. Прочищаются мозги. Только так функционируют крупные предприятия, а "Спартак" как большой российский футбольный клуб - крупное предприятие.
Возможно, моя оценка деятельности Сергея Дмитриевича и ошибочна. Но по информации, которая является открытой, составить себе иного мнения невозможно. А закрытая только подтверждает эти информационные лакуны - значит, неспроста они пусты. Не раз доводилось слышать, что мягкосердечному Шавло затыкают рот на заседаниях Совета премьер-лиги. Причем настолько явно, что за него приходится вступаться из корпоративных соображений - ведь лига является сообществом равных партнеров - представителям других клубов.
Откуда это известно? Да там ведь редко бывает в комнате меньше 25 человек. Многие с удовольствием рассказывают подробности.
А напоследок расскажу совершенно доподлинный случай, пересказанный мне одним знакомым, который в какой-то момент был приглашен в "Спартак" на вновь создаваемый пост. Назовем этот пост "воображаемым директором" - чтобы не раскрывать естественное в таких случаях инкогнито.
Моего знакомого поразили две детали. Первая: я, говорит, по роду деятельности постоянно встречаюсь с руководителями разных компаний - крупных, мелких, средних. Но только у Шавло на столе царила настолько девственная чистота. На столе не было вообще ничего, ни бумажки - он буквально блестел. И вторая: на столе лежал раскрытый ежедневник Сергея Дмитриевича Шавло, руководителя предприятия с многомиллионным бюджетом, в котором на столь же девственно чистом двухдневном развороте была заполнена одна строчка: "13.00. Встреча с воображаемым директором".
Назначение, конечно, не состоялось.