Как ФИФА обманула тех, кто покупал NFT-токен в надежде на билет
Только дорогие места.
Билеты на матчи ЧМ-2026 продаются так активно, что даже высокие цены не отпугивают людей.
Но есть те, чьи претензии к ФИФА не очень заметны: это пользователи цифровой платформы FIFA Collect. Еще за год до начала продаж им предложили купить специальный токен с первоочередным «правом на покупку».
Естественно, в итоге все оказалось не так просто.

У FIFA Collect только дорогие билеты. Нет, никого не предупредили
Начнем с простого: что вообще такое платформа FIFA Collect?
В 2024-м ФИФА c криптокомпанией Modex основали цифровую площадку, там продавали токены со слотом для покупки билетов на старте продаж. Речь шла о том, что владельцы токена вставали в очередь первыми – с возможностью купить один или два билета на турнир. Стоил токен около ста долларов. По информации The Athletic, в итоге распродали токенов аж на 35 млн долларов.
В итоге ФИФА сдержала слово, но есть нюанс. Здесь нужен еще один шаг в сторону. Билеты стандартно делятся на четыре категории.
● Первая – самая дорогая. Это места около поля, с хорошим обзором.
● Вторая – места на верхних ярусах преимущественно центральных трибун.
● Третья – верхний ярус за воротами.
● Четвертая – самая дешевая и самая дефицитная. Чаще всего это самый верхний ярус угловых трибун. Плюс всегда есть социальные билеты для людей с ограниченной мобильностью.

ФИФА осознала: ажиотаж вокруг более доступных мест и так слишком высок, продавать их владельцам токенам невыгодно, потом можно выручить больше за счет спроса. В итоге пользователям платформы предлагают места первой и второй категории: например, на матч открытия за $1940 или $2735. Билеты четвертой категории – мимо, но потом добавят около тысячи мест из третьей.
Болельщиков, конечно, не предупредили о том, что продавать самые дешевые билеты никто им не планировал. При этом FIFA Collect выдает не сам билет, а NFT-версию – в реальный билета она превратится в мае или июне, за несколько недель или даже дней до старта чемпионата мира. Дата до сих пор неизвестна.

До последнего ФИФА молчала, даже когда открыли первый этап продаж. В итоге администратор платформы ответил вместо чиновников: «Билеты продает ФИФА. К сожалению, мы просто продаем то, что нам предоставили. Билеты мы получили со стороны организатора. Уверен, что в будущем все пользователи останутся довольны».
The Athletic связался с представителем ФИФА – там ответили текстом: «В соответствии со стандартной практикой мы не раскрываем финансовые или коммерческие стратегии. Тем не менее, компания постоянно анализирует и оценивает эти стратегии. И они работают в интересах фанатов. Распределение категорий варьируется в зависимости от этапов продаж и мест проведения. ФИФА пытается балансировать спрос, вместимость стадиона и главное – доступ для болельщиков».
По версии The Athletic, криптокомпания Modex почти никак не замешана: там покрывают расходы и зарабатывают на комиссии с операций. Именно несколько отделов ФИФА отвечают за платформу, но раскрывать планы они отказываются. В итоге пользовали распродали несколько тысяч токенов. Сейчас их можно приобрести дешевле, чем на старте продаж год назад, но ФИФА не отчаивается: «FIFA Collect предоставляет возможности, меняющие жизнь для фанатов, новые цифровые экосистемы, а также дополнительные доходы для развития игры во всем мире».
Билеты разлетаются. ФИФА легализовала перепродажу

Несмотря на космические цены, билеты на ЧМ-2026 расходятся очень быстро. Уже было три окна покупок для трех групп победителей лотереи ФИФА: 1 октября, 3-го и 6-го. И те, кто покупал позже, заметили, что цены на отдельные матчи за этот короткий промежуток уже выросли.
Очевидно, что основные изменения цен начнутся в декабре, когда пройдет жеребьевка. Тогда станут известны главные афиши, спрос на них увеличится. Но даже сейчас стоимость билетов на девять встреч ЧМ-2026 выросла – после первого же полного дня продаж. Например, подорожали билеты на второй тур группового этапа с участием сборной США: категория 1 вместо $535 теперь стоит $565, а категория 3 подросла со $185 до $205.
И тут ФИФА даже сложно упрекнуть, потому что спрос решает. The Athletic подсчитал, что ФИФА уже продала около миллиона билетов. И это лишь первая порция – примерно 15% от общего количества. За три дня продаж раскупили все доступное четвертой категории, к вечеру понедельника остались редкие места третьей. С 1/8 финала на решающие стадии выкуплены все поступившие в продажу билеты.
Вероятно, ФИФА действительно при ценообразовании ориентировалась на финал Кубка Америка-2024, когда билеты реализовывали через платформы Ticketmaster и SeatGeek. Тогда на игру Аргентины и Колумбии в Майами цена начиналась от тысячи долларов – все из-за динамического ценообразования на этих платформах и последующих перепродаж. Теперь ФИФА решила оседлать тренд.

В четверг, 2 октября, ФИФА запустила платформу для перепродажи билетов на чемпионат мира – и при этом из-за законодательства США не ограничила потолок цен для выставляемых туда билетов (потому что их все равно можно было бы перепродать на других агрегаторах в США, где нет потолка цен – том же SeatGeek). Цены на некоторые билеты на платформе уже улетели за десятки тысяч долларов, в разы перекрыли первоначальную стоимость.
Причем при перепродаже берут 15-процентный налог и с продавца билета, и с покупателя. То есть человек может выставить билет за $1000, но получит после продажи только 850 – остальное заберет ФИФА. А покупатель заплатит $1150 – надбавка, конечно, тоже идет в карман ФИФА. Но SeatGeek и StubHub – сайты, занимающиеся перепродажами билетов в США – заряжают такой же процент. Это распространенный метод регулирования рынка.
Вторая волна предпродажи билетов стартует 27 октября, жеребьевка ЧМ-2026 – 5 декабря.
ФИФА начала продажу билетов на ЧМ-2026. Цены – 🤯🤯🤯
👉 Создавайте свою команду в Фэнтези Лиги чемпионов. Включиться можно в любом туре!

Фото: Gettyimages/Chris Tanouye – FIFA / Contributor, David Ramos / Staff, Megan Briggs / Stringer, Michael M. Santiago / Staff
Во-первых, справедливость системы с лотереей билетов. Её нет)) Дают людям шанс поднять денег на перепродаже и сами получают 15% в карман сверх уже вырученной стоимости билеты. Если бы хотели всем дать равные шансы, то перепродажу надо запускать строго по изначальной цене и в порядке очереди лотереи. Но это ж не прибыльно.
Второе вытекает из первого: соревнования уровня ЧМ по футболу, Олимпиады (я офигел с цен в Милане), Ф1 (не менее офигел с цен на европейские этапы), главные марафоны для любителей -- это золотая антилопа для хозяев бизнеса, и посещение такого мероприятия искусственно переоценивают. В абсолютном большинстве это не "раз-в-жизни" опыт, не считая ценника и хайповых фоток в соц сети (ради чего, кстати?). Вокруг существует много спортивных мероприятий поскромнее, на которые куда проще и дешевле попасть или поучаствовать, но тем не менее впечатления останутся хорошие.