12 мин.

Защитник ЦСКА Лукин высказался о конкуренции с Жоао Виктором

В интервью клубной пресс-службе защитник вспомнил сборы национальной команды, рассказал о рабочем процессе с Фабио Челестини, объяснил важность семьи, а также поделился интересом к психологическим книгам.

Прошла неделя после твоего возвращения из сборной. Как оценишь этот опыт?

— Мне очень понравилось — абсолютно новые ощущения. Очень высокий уровень, квалификация всех футболистов, среди которых было приятно себя проверить. Классно находиться в такой атмосфере, я наслаждался каждым днем. Получил много полезного опыта, который могу применять и в игре за клуб. А день дебюта, конечно, был для меня незабываемым.

За клуб ты играешь под номером 90, который для тебя очень важен. Почему в сборной взял номер 25?

— Да меня, если честно, никто не спрашивал о предпочтениях (смеется). Такой номер дали. Мы с ребятами уже обсуждали этот момент: когда приезжаешь в первый раз в сборную, тебе дают определенный номер, и ты на это никак не влияешь. Поэтому вместе гадали, кому какой достанется. Но на самом деле нет особо сильной разницы, под каким номером играть за главную команду страны.  Когда ты видишь герб на груди и чувствуешь поддержку всей страны, ты не обращаешь внимание на номер. 

Сразу после сборной был сложный выезд в Ростов. На 76 минуте ты заменил Матвея Кисляка, а Джамал Абдулкадыров – Алеррандро. Какую установку вам дал Фабио?

— Да, был очень непростой выезд и тяжелый путь до Ростова-на-Дону. Матч был сложным, команда показала себя не лучшим образом. Фабио сказал нам стараться обострять игру, переходить в более атакующий футбол с помощью подач и навесов. Думаю, это сыграло свою роль — хоть команда и не забила, голевые моменты у нас были.  Для меня это был полезный опыт. Надеюсь, дальше мы будем спокойно играть в свой футбол и такие изменения нам больше не понадобятся.  

Какое сейчас настроение у команды?

— Боевое. Конечно, мы понимаем, что должны выигрывать каждый матч и подниматься на самый верх таблицы. Сделаем все возможное, чтобы порадовать болельщиков и оказаться там, где мы заслуживаем.

Какие сильные стороны у ПФК ЦСКА при Челестини?

— Мы играем в атакующий, смелый футбол, который вынуждает соперников чаще подстраиваться под нас, обороняться и отбиваться. Мне очень нравится наша игра первым номером. В любой фазе, будь то оборона или атака, мы диктуем свой футбол, и нас боятся. Если охарактеризовать стиль одним словом, то это «смелость». 

Часто ли главный тренер отдельно общается с кем-то из игроков?

— Да, Фабио постоянно индивидуально разговаривает со всеми футболистами. Со мной это бывает часто и на тренировках, и вне рабочего процесса.  У нас постоянный диалог, контакт, и очень приятно, когда тренер так коммуницирует. Во-первых, так ты лучше понимаешь, что он от тебя требует. Во-вторых — просто приятно, когда тренер подходит и спрашивает, как ты себя чувствуешь и как твои дела. 

Надеюсь, Фабио не против, что я это рассказываю: во время паузы на сборные он лично писал всем ребятам, уехавшим в свои национальные команды, и спрашивал, как мы себя чувствуем и как проходят тренировочные дни. Желал удачи на сборах, говорил, что ждет нашего возвращения в хорошем расположении духа. Очень важно слышать такие слова от главного тренера, это мотивирует биться за него. 

Недавно к команде присоединился защитник Жоао Виктор. Многие болельщики с интересом следят за развитием вашей конкуренции.

— Конечно, когда ты получаешь шанс и игровое время, чувствуешь себя окрыленным и ощущаешь доверие. Когда ты проводишь матч, команда выигрывает, и тебя вызывают в сборную — это, думаю, мечта любого мальчика. Конкуренция — путь, который ведет к развитию и делает тебя сильнее. Особенно когда в команде есть такие качественные защитники. 

Но я никогда не боялся, не боюсь и не буду бояться конкуренции. Всегда готов биться за команду, за фанатов и за тренера. Знаю, на что способен, что отдаю всего себя на поле, за полем и делаю все возможное, чтобы появляться на зеленом газоне и проявлять себя. Так будет и дальше. А решать, кто получит игровое время, будет уже тренер. 

С кем из команды ты больше всего общаешься?

— Не хочется никого обидеть, хорошо общаюсь со всеми — с бразильцами, с аргентинцами, с нашими русскими ребятами. Но, наверное, больше всего с Мишей Рядно, Матвеем Кисляком, Кириллом Глебовым и Тамиком Мусаевым. 

Тамерлан несколько раз рассказывал о ваших совместных походах в зал. Продолжаете вместе заниматься?

— Конечно, с его приходом в команду многое поменялось. Мы действительно очень сдружились, и он дал мне много советов. Тамик — хороший парень, поэтому с ним приятно проводить время. Когда получается выбираться, мы куда-то вместе ходим или пересекаемся в зале. Он всегда остается большим профессионалом. 

Много ли ты тренируешься индивидуально?

— Если говорить объективно — каждый день. В рамках тренировочного цикла есть дни для ног, дни для рук, но помимо этого есть очень много разной работы, так как нужно прибавлять в нескольких аспектах. Поэтому работаю ежедневно, в том числе и в выходные. Могу прийти в зал покрутить велосипед, подтянуться, сходить в холодные бочки, посидеть в сауне. Кажется, это мелочи, но на самом деле именно из таких деталей и формируется футболист — они делают тебя сильнее и помогают расти.

Это уже часть рутины или ты ежедневно мотивируешь себя?

— На самом деле иногда не очень хочется куда-то идти, а вместо этого есть желание просто отдохнуть после игры. Но ты понимаешь: если пропустишь работу, в следующем матче не сможешь показать себя на все сто и почувствуешь себя только хуже, будешь переживать. Поэтому лучше выделить пару часов на восстановительные процедуры или тренажерный зал, чтобы потом показать уровень и минимизировать риск получить какую-то глупую травму из-за недостаточной готовности. 

А еще в последнее время мне стало просто приятно проводить время в зале наедине с собой. Надеваю наушники, погружаюсь в свой мир, ловлю какой-то дзен. В такие моменты я одновременно и делаю какую-то программу, тренируюсь, и немного перезагружаюсь. 

Расскажи, как проходит твой обычный день.

— Утром встаю, перекусываю и еду на базу. Там полноценно завтракаю, после чего иду на разминку в тренажерный зал. Затем у нас командная тренировка на поле. Если после нее можно остаться и сделать какие-то упражнения, то не упускаю эту возможность. Потом у нас может быть общая работа в зале. Если нет, сразу иду на восстановительные процедуры, затем на обед. 

После базы еду домой. Немного выдыхаю, собираю вещи и еду в тренажерный зал. Затем снова домой — занимаюсь английским или что-то читаю. Вечером могу успеть что-то посмотреть и потом ложусь спать. Примерно так проходит каждый день. Конечно, вариативность есть, особенно в вечернее время. Могу пойти прогуляться в хорошей компании: это действительно расслабляет и освежает голову, поэтому очень важно. 

Что делаешь в свободное время?

— В последнее время стал больше времени проводить на улице. Гуляю, дышу свежим воздухом, тем более сейчас еще теплая погода. Во время прогулок нравится наблюдать за людьми: у каждого своя жизнь, все куда-то бегут, спешат. В такие моменты думаю о том, что тоже счастлив заниматься любимым делом, и это дает силы. Да, бывают сложные моменты, тяжелые тренировки, моральная усталость. Но всегда понимаю, что многие мечтают оказаться на нашем месте, и это дополнительно мотивирует. 

В одном из интервью ты рассказывал, что в школе любил литературу. Сейчас читаешь?

— Моя бабушка — учитель литературы, и она с детства нас всех приучала к чтению. Приходилось всегда быть с книжкой. Не сказать, что мы делали это все свободное время, но нам было интересно. 

Сейчас продолжаю читать. Обычно беру в руки русскую литературу или книги о психологии. Не знаю почему, но меня это увлекает. Бывает, прочитаю какую-то психологическую книгу, а потом начинаю дополнительно смотреть ролики по этой теме. Интересно, как действует человек в разных ситуациях, как он мыслит. Мир очень разносторонний, меня много что интересует, но сейчас больше всего читаю и смотрю что-то психологическое. 

А что именно?

— Раньше это была психология спортсменов — как они живут, что чувствуют и о чем думают после поражений, как справляются со стрессом. К примеру, после неудачных матчей или тренировок мне было сложно переключиться на что-то другое. В голове постоянно крутилось: «Я сыграл не так, как хотел. Болельщики, тренер, родители тоже хотели большего». Думал об этом и просто не мог заниматься ничем другим. 

Но сейчас я понимаю, что помимо футбола есть и другая жизнь: семья, отношения, команда. И не очень хорошо перекладывать на других свои переживания. Стараюсь брать пример с больших профессионалов, у которых, конечно, много побед, но и поражения случались — и они выходили из них с высоко поднятой головой, становились только сильнее. Поэтому мне это и интересно, применяю их опыт и в своей жизни.

Твою семью нередко можно увидеть на матчах. Когда они на трибунах, ты больше волнуешься или только сильнее веришь в свои силы?

— К присутствию семьи на играх я давно привык — они на моих матчах с самого детства. Это скорее двойная мотивация, ответственность не только перед командой и болельщиками, но и перед теми, кто меня растил и кому я многим обязан. Видеть на трибунах родителей, братьев, сестренку, осознавать, что они смотрят на мою игру и гордятся мной – лучшее чувство, которое только может быть. Стараюсь выкладываться по полной, чтобы они были счастливы и гордились мной. И когда они не на трибунах, я знаю, что они все вместе смотрят матч у экрана. Это очень приятно. После игры мы всегда стараемся списаться или увидеться и обсудить футбол. Семья – большая часть моей жизни, и я очень рад, что мы вместе идем к нашим целям.

Твоя история развития и становления в родной команде вдохновляет многих юных футболистов. Что помогает тебе не сходить со своего пути?

— Наверное, нет ситуации, в которой я бы поник и думал, что все потеряно. Внутри меня всегда есть чувство, что я смогу выбраться из любого положения, во что бы то ни стало достичь цели. Если надо, в день буду тренироваться не два, а три-четыре раза, в общем, сделаю все, чтобы оказаться там, куда стремлюсь.  

И я готов к давлению, к критике, к хейту. Считаю, что уметь справляться с давлением прессы и болельщиков, это важно для любого футболиста, особенно молодого. Нужно знать, что ты выкладываешься по максимуму, понимать, насколько это непростой и тернистый путь, и на какие жертвы ты пошел, чтобы быть здесь. Важно упорно трудиться и окружать себя людьми, которые в тебя верят и поддерживают.

Ты в ЦСКА с 5 лет. Какие самые яркие и счастливые воспоминания связаны с клубом?

— Если говорить про Академию, то это тот день, когда меня взяли в старший возраст. С того времени все началось, этот момент стал для меня очень важным. 

А воспоминаний с основным составом назову три: мой первый официальный матч за ЦСКА — кубковая игра против «Торпедо», где я отдал первую голевую передачу. Победный дебют в РПЛ против «Локомотива», где я получил приз лучшему игроку матча. А еще выделю тяжелую игру с «Рубином», где мне посчастливилось оформить дубль, — к сожалению, нам тогда не удалось выиграть, но я был рад помочь команде сравнять счет. Назову эти три дня, но уверен, что самое интересное еще впереди. 

Теперь блиц. С кем ты сидишь в клубном автобусе и с кем в самолете?

— В автобусе сижу с Мишей Рядно, много с ним разговариваем, всегда что-то обсуждаем. Наши соседи — Матвей Кисляк и Тамерлан Мусаев. Часто общаемся между собой, но бывает, что просто не остается сил, и тогда едем молча. Но соседями я доволен, не жалуюсь (улыбается). 

В самолете лечу один, но рядом со мной Матвей Кисляк, Слава Тороп и Андрей Маган (руководитель СSKA TV — прим. ред.). С Андреем всегда весело — он супер позитивный человек с шикарными шутками. Про него не так часто говорят, но я бы хотел его выделить. Андрей очень качественно делает свою работу, и кроме этого он хороший человек, с которым всегда приятно общаться и работать. У него очень крутое чувство юмора, мы с ним на одной волне, поэтому рад, что он сидит за мной. Не жалуюсь, чтоб его от меня не отсадили (улыбается). 

Любимый футболист в детстве и сейчас?

— Из детства назову Алексея и Василия Березуцких. Легенды клуба и, думаю, лучшие защитники в истории нашего футбола. Из европейских звезд мне очень нравился Мальдини — смотрел нарезки с его игрой, впечатлило то, как он вел себя на поле.

А сейчас мне очень нравится Вирджил ван Дейк. Он показывает просто отличный футбол. Хочу стремиться к подобному уровню.

Если бы можно было перенять любое качество у другого игрока, что бы это было?

— Забрал бы все голы Криштиану Роналду (смеется). Если серьезно, то позаимствовал бы лидерские качества как раз Вирджила ван Дейка.

Любимое место в Москве?

— Ватутинки (улыбается). Это был правильный ответ, а настоящий… Самое любимое, наверное, дом. Мне там очень уютно, особенно когда получается провести время с семьей или с друзьями. Разжечь камин, поиграть в настольные игры, посидеть и обо всем поговорить. Очень успокаивает. Понимаешь, насколько ценно иметь рядом дорогих для тебя людей. 

Есть ли у тебя мечта вне футбола?

— Быть хорошим человеком и другом, как бы пафосно это ни звучало. Мне важно в первую очередь быть тем, на кого можно положиться, на кого можно равняться. Хочу быть достойным сыном, братом, мужем и делать для этого все возможное. Быть тем, с кем комфортно и приятно находиться в любой обстановке.

Главная цель в карьере?

— Провести как можно больше качественных матчей на высоком уровне — желательно, без травм. Всегда полностью отдаваться делу. Быть на лидерских позициях, чтобы фанаты гордились и верили в меня. 

Можешь передать что-то нашим болельщикам.

— Благодарю за тепло и невероятную поддержку, которые они дают мне и команде. Некоторые люди считают, что мы не просматриваем соцсети и не видим то, что они пишут, но это далеко не так. И после удачных, и после неудачных матчей ты ощущаешь, что фанаты рядом с тобой. Это очень важно и помогает в моменты, когда чувствуешь себя опустошенным. В этой ситуации люди одним сообщением или добрым словом могут тебе помочь. 

А я в ответ открыт для болельщиков: всегда готов сфотографироваться, передать привет или разыграть футболку. Сделать все возможное, потому что очень их ценю. Хочу попросить их и дальше поддерживать нас, приходить на стадион и гнать вперед, как они это умеют. 

Бонусный вопрос, который для тебя сгенерировала нейросеть: «Матвей, какой самый важный урок вы вынесли из своих трудностей в футболе, и как этот урок помогает вам двигаться вперед?»

— Хороший вопрос. Пару лет я назад по-другому воспринимал неудачи и неприятные моменты. Теперь понимаю, что нельзя сосредотачиваться на обстоятельствах или на случайностях, искать виноватых, жаловаться на что-либо. Стараюсь смотреть на себя, опираться на свои силы и делать все возможное. Как бы ни было сложно, если ты все делаешь правильно и выкладываешься по максимуму, то в какой-то момент точно окажешься там, где заслуживаешь быть.

АВТОР СТАТЬИ

  • Милана Асеф