6 мин.

Сказ о том, как я Дмитрия Сычева повстречал

Текст о том, как детские мечты хотя бы отчасти становятся явью.

Живу я в глубочайшей глубинке. «Глубочайшей глубинке» - это, конечно, то сочетание слов, после которого филологу нужно оторвать руки. Но суть не в этом.

Из командного спорта у нас - сильно любительские футбольные команды, такие же любительские хоккейные. Плюс профессионалы - команда по хоккею с мячом «Саяны». Её в Абакане любят, да вот только поддерживать любимую команду в «минус 30» на открытом стадионе - сомнительное удовольствие.

Если есть желание увидеть профессионалов, то нужно ехать в Красноярск. Там профи есть и в футболе, и в хоккее, и в регби. И, конечно, в хоккее с мячом. Прям профи-профи.

Не знаю, зачем такое длинное предисловие. Но суть следующая: крутых футболистов в Абакане встретить сложно. Таких прям, чтоб всенародно известных.

От длинного предисловия - к длинному лирическому отступлению. В мою жизнь футбол пришёл в 2002 году. Вместе с чемпионатом мира по футболу. Не помню уже, почему решил глянуть матч Россия - Тунис. Но глянул. И затянуло. Помню, как счёт открыл какой-то долговязый чувак. А спустя несколько минут другой чувак - с длинными волосами - сделал счёт окончательным - 2:0.

«Какой-то долговязый чувак» - это Егор Титов. До сих пор - мой любимый футболист. Чувак с длинными волосами - Валерий Карпин. Но речь сейчас не о них, а о другом пареньке, который то и дело напрягал оборону сборной Туниса, принял непосредственное участие в обоих голах российской команды.

Речь о Дмитрии Сычёве.

Он был чудесно хорош против африканцев. Был активен и в матче с японцами. Матч, который наша сборная проиграла 0:1 - это моё первое большое футбольное разочарование. По детской наивности мне казалось, что одних из хозяев турнира мы легко разберём на атомы. Но нет, не случилось. Да ещё и Володя Бесчастных поразил - не попал в пустые ворота...

А Сычёв забил бельгийцам. Наши проиграли 2:3. Сычёв плакал, его успокаивал Кержаков. Наша в плей-офф не прошла, вылетела из турнира. Но у меня (да и не только у меня) началась форменная «сычёвомания». Казалось, что он - олицетворение будущего российского футбола.

Ещё я узнал, что Сычёв играет за «Спартак».

Вот такая моя история начала боления за красно-белых. Которая продолжается до сих пор - уже 23 года. Сычёв вскоре из команды ушёл, поиграл за «Олимпик» из Марселя, сделал хорошую карьеру в «Локомотиве», позабивал за сборную. И регулярно огорчал своими голами «Спартак».

Но для меня он всегда оставался тем человеком, благодаря которому я полюбил футбол. И иногда мелькала мысль - вот бы сказать ему «спасибо». Да как? В Черногорске и Абакане ведь Сычёва не встретишь! Но жизнь порой совершает неожиданные пируэты.

В Шира (есть такое село в республике Хакасия, очень популярное место среди туристов) зимой проводится хоккейный турнир. Играют прямо на льду озера. Пару лет то был турнир с местным уклоном, играли местные спортсмены, приезжали команды из соседних регионов. Но этой зимой решили бахнуть по-крупному - организаторы пригласили «Роспрессу». Команду, состоящую из звездных футболистов, хоккеистов, журналистов. И в Хакасию приехали Роман Широков, Денис Казанский, Андрей Николишин, Роман Скворцов. И другие звёзды, которых видели в телевизоре. Или слышали из телевизора.

Но главное - приехал Сычёв...

В Абакане есть музей. Хакасский национальный краеведческий музей имени Л.Р. Кызласова, если совсем точно. Величественное, просторное здание. Как правило, гостей республики ведут туда, чтобы познакомить с историей Хакасии, рассказать множество всяких историй, мифов и легенд.

Автограф-сессия в музее. Фото С. Власова

Вот там-то я и поймал Дмитрия Евгеньевича! Фото на память.

- Спасибо, - говорю. - Благодаря вам футболом заболел.

- Ну вот! Значит, не зря играл, - ответил футболист.

Мечта сбылась.

Вместе с болельщиками. Фото С. Власова

«Роспресса» отыграла в Шира. Сычёв провёл мастер-классы для молодых ребят. Всегда и всюду был открыт для общения. Совсем не был мегазвездой, гламурным парнем, каким казался. А оказался он простым в общении пацаном. Который, к тому же, обещал вернуться в Хакасию. И обещание своё сдержал!

Сычёв оставляет автограф на шайбе. Фото С. Власова

В конце июня в Абазе (маленький и симпатичный промышленный городок в таёжной местности) стартовало первенство Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в рамках зонального этапа первенства России по футболу среди команд спортивных школ среди юношей до 18 лет. Участвовали команды из Абазы, Барнаула и Рубцовска. Под это дело пригласили и Сычёва!

Но вторая наша встреча состоялась не в Абазе, а в Черёмушках. Футболисту организовали экскурсию на Саяно-Шушенскую ГЭС - крупнейшую плотину нашей страны, одну из самых больших в мире.

Мастер-класс. Фото С. Власова

Попутно он заехал в местный лицей - дать мастер-класс для местных ребят. И тут забавная история. Многим ребятам, которым Сычёв показывал трюки с мячом, было по 10-11 лет. Когда Дмитрий заканчивал с футболом, пацаны только родились. Годы карьеры Сычёва они не застали. Потому и сыпали максимально общими вопросами:

- Дмитрий, а кто выиграет «Золотой мяч»?

- Дмитрий, а вы играли за сборную России?

- Дмитрий, а вы знаете того?

- Дмитрий, а вы знаете этого?

Автографы для юных футболистов из Хакасии. Фото С. Власова

Но ответ на один из вопросов прям впечатлил ребят, заставил довольно загалдеть.

- Дмитрий, а вы играли против Роналдо?

- Да, играл.

А ведь Сычёв играл против двух крутейших Роналдо - и против бразильского Зубастика, и против португальской голевой машины!

Дмитрий Евгеньевич Сычёв. Фото С. Власова

...Это удивительное дело - когда мечты детства сбываются. Но важнее всего - не разочароваться, когда желание исполнилось. Этого и не произошло. После нашей встречи Сычёв так и остался для меня тем искренним пацаном, который тащил нашу сборную в 2002 году. Который плакал после поражений на чемпионате мира.

Пенальти! Фото С. Власова

И тем пацаном, который от радости срывал спартаковскую футболку после гола «Зениту». И показывал всем надпись, такую родную для всех спартаковских болельщиков: «Кто мы? Мясо!»

Спасибо, Дмитрий Евгеньевич! Спасибо, Дима!