Трибуна
15 мин.

Европейские клубы уже участвовали в Суперлиге. Футбольная «Формула-1»

От редакции. Привет! Вы в блоге «Нестандартный футбол», где сегодня можно насладиться необычным текстом на стыке футбола и автогонок. В начале нулевых годов Суперлига уже гремела в спортивном мире, но тогда инициировал ее не Флорентино Перес, а действо происходило не на футбольных полях. «Милан», «Ливерпуль» и «Атлетико» вышли соревноваться на гоночную трассу. Что было дальше – вы узнаете из этого текста. Такой пост точно достоин ваших плюсов, эмоций и комментариев!

Несколько лет назад очень активно обсуждался экстравагантный и неоднозначный проект европейской футбольной Суперлиги. Ту идею осудили очень многие болельщики, эксперты и клубы, но в планах больших боссов эта история до сих пор жива. Нередко, особенно в пору основного хайпа вокруг данного турнира, любители пошутить напоминали, что в Европе уже есть свои «Суперлиги» – турецкая, швейцарская, датская. Но все ли вспомнят, что в конце нулевых существовала и международная? В том турнире принимали участие многие еврогранды тех лет: «Милан», «Ливерпуль», «Порту», «Валенсия», «Атлетико», «Тоттенхэм», «Севилья» и еще целая россыпь крутых клубов. Правда, с одной большой оговоркой. Соревновались коллективы не на футбольных аренах, а на аренах гоночных. Разберемся, почему это возникло, как существовало и чем завершилось. Будет интересно!

Футбол и автоспорт – возможно ли совместить? Ответ из начала нулевых

Что мы вообще помним о связях футбольных клубов и гоночных команд? Думаю, отвечая на данный вопрос, многие вспомнят коллаборацию лондонского «Челси» и швейцарской команды «Заубер», взявшую свое начало в 2012 году. Тогда на кожухах двигателей болидов Серхио Переса и Камуи Кобаяси были размещены крупные логотипы английского клуба. Кстати, тот год стал очень успешным и для одних, и для других – «синие» выиграли Лигу Чемпионов, а команда Петера Заубера провела отличный сезон, суммарно собрав четыре попадания на подиум по итогам гонок.

Но мало кто знает, что еще раньше, в далеком 1996 году английский же «Ньюкасл» был титульным спонсором британской команды Lister Storm GTS в рамках суточного марафона в Ле-Мане. Успехом это партнерство не увенчалось, экипаж занял на финише гонки лишь девятнадцатую строчку и об этом довольно скоро все благополучно забыли. Впрочем, конечно, фото автомобиля с мотором «Ягуар», на котором ехал «Ньюкасл» мы Вам покажем.

«Ньюкасл» на трассе в Ле-Мане

Но это все тяжело назвать серьезной коллаборацией двух миров – речь здесь только о классическом спонсорстве.

Перенесемся в самый конец двадцатого века – прямиком в 2000 год. Итак, в том самом году инвестиционная компания SMC Capital Investments, ныне известная просто как SMC Capitals, во главе с операционным директором Робином Уэббом и бывший глава Футбольной Ассоциации Англии Грэм Келли предложили грандиозную по своему размаху идею – объединить футбол и «Формулу-1». Все это выглядело несколько безумно, но амбициозные инициаторы проекта утверждали, что все будет реализовано и реализовано успешно.

Так, Роб Уэбб говорил, что болельщикам будет очень интересно наблюдать за противостоянием любимых клубов в абсолютно иной плоскости – не на травяных полях, а на асфальтовых трассах. Причем, был, по мнению учредителей, еще один весомый плюс для аудитории – если то же самое миланское дерби в футболе можно увидеть в лучшем случае пять раз за сезон, то на автодроме борьбу «Милана» и «Интера» фанаты получили бы возможность лицезреть едва ли не по два раза за месяц. Эти тезисы подкреплялись словами Келли: «Среди владельцев сезонных абонементов на матчи АПЛ четверо из десяти являются фанатами «Формулы-1».

Концепция турнира была очень любопытной, но сырой

Все весьма привлекательно преподносилось и для возможных участников соревнований – футбольных коллективов (преимущественно европейских). С клубов не планировалось брать взносы для участия, на болиды разрешалось наносить имена всех спонсоров, а еще у каждого этапа предполагался внушительный по тем временам призовой фонд – 1 миллион долларов, восьмая часть из которого уходила победителю. Постепенно процесс запуска серии сдвигался с мертвой точки. Проект получил название «Премьер 1 Гран-При», а старт намечался на 2002 год. Организаторы договаривались с автодромами о проведении гонок и собирали участников. И именно с этим случились первые трудности. Изначально участвовать решились лишь два клуба – «Лидс» и «Бенфика».

Старт откладывался и мог не состояться вовсе

В первом розыгрыше гоночно-футбольной Суперлиги планировалось десять этапов – Португалия, Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Чехия, Италия, Испания, Бразилия и Аргентина. По набору стран вопросов практически не возникает – здесь представлены все основные бойцы европейских футбольных полей, а также две сильнейший страны южноамериканского континента. Проблема набора участников постепенно решалась, но, все же, что-то пошло не так. Что же?

Вплоть до этого момента ничего не звучало о технике, а ведь статья о гоночной серии без этого обойтись попросту не может. Разумеется, ни о каких болидах «Формулы-1» речи здесь не велось – это все раздувалось для привлечения как аудитории, так и спонсоров. Подготовкой автомобилей для Суперлиги предстояло заняться британской компании Reynard Motorsport, хорошо известной по «Индикару», «Формуле-3000» и даже «Формуле-1», где они в начале девяностых конструировали болиды для команды «Пасифик». Кроме того, выпущенные этой компанией машины выступали на уровне «Формулы-3». Итак, для участия в новой серии британцы должны были подготовить автомобили с двигателями V10 мощностью порядка 750 л.с. (для примера, тогдашние болиды «Формулы-1» были только на сотню «лошадей» мощнее). Но на трек они так и не выехали. Все дело в том, что весной 2002 года компания Reynard Motorsport была объявлена банкротом.

Болиды Reynard Motorsport в гонках «Индикар»

Старт перенесли на 2003 год, состав участников дополнился многими серьезными клубами («Челси», «Лион», «Фейеноорд» и другие), но проблемы усиливались. Без болидов проводить гонки, понятное дело, возможным не представлялось, да и главный спонсор Суперлиги – Конор Салливан, активно финансировавший проект, решил больше не вливать миллионы долларов в пустоту и отошел в сторону. Энтузиазм Уэбба не сходил на нет. Он нашел нового партнера, коим стал испанец Алекс Андреу, приведший французских спонсоров из Havas Media. Это имя, по итогу, сыграет огромную роль в дальнейшей истории. Но пока был еще один перенос начала соревнований, теперь уже на 2004 год. А в конце 2003 года Робб Уэбб сдался и вывесил белый флаг, объявив о сворачивании проекта.

Вторая жизнь состоялась. Стартовые огни погасли и матч начался!

Алекс Андреу – человек в футбольном мире не последний. Он в 2001 году пытался провести клубный чемпионат мира по футболу в Испании (да-да, еще одно очень популярное в 2025 году первенство), но не срослось. Впрочем, думаю, понятно, что для функционера участие в авантюрных проектах – своего рода жизненное кредо. В 2005 году Андреу объявил о создании «Суперлиги Формулы». По сути, это был все тот же «Премьер 1», но уже с продуманным до мелочей менеджментом и крупным спонсором – нефтяной компанией Sonangol Group (правда, пришедшей уже после дебютного сезона). Испанец не форсировал события, наметив дебют серии на 2008 год. И он не обманул.

Болиды по-прежнему были «идентичными» (слово выделено кавычками, так как мы все прекрасно осознаем, что создать две абсолютно одинаковые машины невозможно, но общая концепция действительно была схожей). Футбольным клубам были предоставлены автомобили производства французской компании Panoz DP09B, оснащенных 12-цилиндровым двигателем объемом 4,2 л фирмы Menard Competition Technologies. Мощность этих движков все также составляла около 750 л.с. Все выглядело очень привлекательно, но только со стороны обывателей.

«Ливерпуль» на гоночной трассе

Концепция до сих пор оставалась весьма непонятной, да и состав участников хоть и был весьма представительным, главных грандов еврофутбола в себя не включал – «Реал», «Барселона», «МЮ», «Бавария», «Интер», «Арсенал» и «Ювентус» на гоночной трассе так и не появились. Но зато на старт сезона-2008 вышли мадридский «Атлетико», «Севилья», «Милан», «Рома», «Глазго Рейнждерс», ПСВ, «Галатасарай», дортмундская «Боруссия», «Андерлехт», «Базель», «Порту», «Олимпиакос», «Ливерпуль», «Тоттенхэм», «Фламенго», «Коринтианс», «Аль-Айн» и «Бэйцзинь Гоань». Коллективов из России в списке не оказалось, но известно, что «Локомотив» точно получал приглашение, но ответил на него отказом. Есть байка, что московский «Спартак» был очень заинтересован в участии, но, видимо, организаторы решили, что «красно-белые» Суперлиге не нужны. Многие клубы презентовали свои гоночные команды прямо на футбольных аренах, что тоже должно было помочь популярности серии. И, вероятно, помогло.

Презентация «Севильи»

Немного поговорим и о формате гоночных уик-эндов. Здесь и правда есть на что обратить пристальное внимание. Так, во втором заезде пилоты стартовали в полностью обратном порядке относительно позиций, занятых в первой гонке уик-энда. Таким образом, победитель первого заезда вынужден был начинать последним во втором. Также серьезно отличался от принятого в других сериях формат квалификации. Сначала гонщики путем жеребьевки делились на две группы. Затем четыре лучших пилота из каждой группы проходили в следующую стадию, состоящую из четвертьфинала, полуфинала и, наконец, однокруговой финальной схватки за поул между двумя быстрейшими гонщиками. И, нужно признать, подобное очень понравилось зрителям – отзывы были сплошь положительными.

Итак, первый сезон. Шесть этапов (английский «Донингтон», немецкий «Нюрбургринг», бельгийский «Золдер», португальский «Эшторил», итальянская «Валлелунга» и испанский «Херес»), двенадцать гонок и трансляции в шестидесяти двух странах (пока что без России). Кстати, старт в гонках давался как в «Индикаре» – с хода, то есть без выстраивания болидов на решетке, как в той же «Формуле-1». Думаю, что отчасти это было еще и связано с не самой высокой надежностью болидов – риск того, что условный «Милан» заглохнет на старте заезда организаторам был не нужен (впрочем, отказ двигателя на машине итальянского клуба случился на первом же круге первой же гонки). Сами заезды же были по тридцать девять минут – наподобие таймов в футбольных матчах (видимо, первые попытки ввести популярное ныне «чистое» время, не иначе).

Первую в истории гонку «Суперлиги Формулы» выиграл «Бэйцзинь Гоань» (под управлением Давиде Ригона), второе место заняла «Рома» (Энрико Токкачело), а третье – «Тоттенхэм» (Дункан Тэппи). Во втором заезде первенствовала «Севилья» (Борха Гарсия), а компанию андалусийцам на подиуме составили «Фламенго» (Тука Роча) и «Ливерпуль» (Адриан Валлес). Честно говоря, пишу это и ощущаю, что пытаюсь состыковать то, что состыковать априори нереально. Кстати, были трудности и у англоязычных комментаторов серии – они по привычке называли не клуб, а гонщика, пилотировавшего, по сути, брендированный болид. Но со временем все адаптировались.

По ходу первого сезона победы одерживали еще «Милан», ПСВ, «Ливерпуль», «Аль-Айн», «Порту» и «Боруссия», ну а титул же достался китайскому клубу «Бэйцзинь Гоань». Очки, кстати, начислялись весьма нестандартным образом – победитель каждой гонки получал 50 очков, второе место 45, третье – 40. Кстати, со второго этапа заезды уже продолжались сорок четыре минуты и один круг – вот вам и классический тайм.

«Бэйцзинь Гоань» стал чемпионом первого сезона Суперлиги

Что еще можно отметить? Промоутеры активно заигрывали с аудиторией, например, сделав свободным посещение гоночного паддока по ходу уик-энда (нечто невиданное для мира автоспорта). Но ощущение общей ненужности у серии присутствовало. Фанатов на трибунах было не так и много, да и трассы выбраны были не самые для аншлагов подходящие – всем нам прекрасно известно, что собрать толпу на трибунах в Монце или на «Хунгароринге» куда проще, чем в отдаленных от крупных городов «Нюрбургринге» или «Донингтоне». Машинки, хоть они и получились компактными и способными обгонять, ломались чаще, чем от них того ожидали. Это больше вносило хаос и сумятицу, нежели создавало интригу.

Второй сезон стал лучшим в истории Суперлиги

В 2009 году Суперлига перетерпела несколько серьезных изменений. Для начала скажу, что в первенстве слегка поменялся состав участников – турнир покинули действующие чемпионы из Китая, а также дортмундская «Боруссия». Дебютировать же решились французский доминатор нулевых годов «Лион», датский «Мидтьюлланд» и лиссабонский «Спортинг». Но куда большие изменения произошли в спортивной части регламента. К двум воскресным гонкам добавили третью – суперфинал, где по итогам пяти кругов разыгрывались дополнительные 100 000 евро призовых. Это была бонусная гонка для нескольких лучших пилотов первых двух заездов. Календарь тоже перетерпел серьезные изменения – вместо «Хереса», «Валлелунги» и «Нюрбургринга» футбольно-гоночные команды теперь приезжали во французский «Маньи-Кур», испанскую «Хараму» и, что особенно важно, итальянскую «Монцу».

Куда же без «Лиона»

Чемпионом 2009 года стал «Ливерпуль», рулем которого все также управлял испанец Адриан Валлес – это, кстати, весьма символично, ведь в конце нулевых местная диаспора была ключевым фактором успехов «мерсисайдцев» в Европе. Вторую строчку по итогам сезона занял «Тоттенхэм», болидом которого теперь управлял Крейг Дольби, ну а с бронзой остался швейцарский «Базель» (Макс Виссель). Стоит отметить, что состав пилотов уже был куда любопытнее – на стартовой решетке присутствовали Себастьен Бурде, Джорджо Пантано, Антонио Пиццония и Энрике Бернольди, каждый из которых имел опыт выступлений в «Формуле-1». А еще трансляции добрались до российского телевидения – вещателем стал «Евроспорт».

Алекс Андреу продолжал заниматься развитием своего детища. В конце 2009 года испанец заявил, что намерен расширить календарь серии до двенадцати этапов, добавив выезды за пределы Европы. И они состоялись! Осенью Суперлига посетила Китай. Правда, один из двух этапов в Поднебесной был внезачетным, так как трасса не удовлетворяла требованиям по безопасности. Победу одержал «Андерлехт», чьим болидом управлял тот же Давиде Ригон. Таким образом, молодой итальянец стал уже двукратным чемпионом Суперлиги. Снилось ли Вам такое, господин Флорентино Перес?

Состав участников перетерпел еще некоторые изменения, но первый тревожный звоночек уже прозвучал – под конец сезона на гонки заявилась сборная Китая. Связано это было с тем, что в том же 2010 году была официально закрыта серия «A1 Гран-При», где соревновались страны, а не клубы. Концепция постепенно прижилась, пилоты получали удовольствие и зарабатывали неплохие деньги (так, Крейг Дольби, в 2010 году ставший серебряным призером с «Тоттенхэмом» за сезон заработал 1,8 миллиона евро), а болельщики футбольных клубов, наконец, узнали об их участии в гонках. Так, во время этапа в Зольдере фанаты «Андерлехта» атаковали механиков клуба, выпрашивая автографы. Но чуда не случилось и серия начала угасать. Очень быстро.

Уход титульного спонсора и большей части участников. Суперлига такое не перенесла

Мы уже упомянули «А1 Гран-При», в котором соревновались пилоты, выступавшие под цветами флагов стран. После закрытия этой серии «сборные» получили свои приглашения в «Суперлигу Формулу». Причиной тому послужил массовый отток клубов, произошедший из-за ухода нефтяного титульного спонсора соревнований. К слову, остались лишь пражская «Спарта», ПСВ, «Атлетико», «Бордо», «Андерлехт» и «Галатасарай». Дополнили же решетку страны, среди которых была и Россия (рулил Михаил Алешин). Планировался даже этап в Смоленске, но не срослось. Последний сезон в истории футбольных гонок завершен не был – денег у промоутеров уже не было, поэтому состоялось лишь два этапа. Таким образом, спустя всего три с небольшим года после начала истории она завершилась. Завершилась, безусловно, оставив весьма яркий и очень необычный след в истории.

Команда России в Суперлиге

Подводя итоги существования подобного турнира, можно выдвинуть следующие мысли. Во-первых, изначальная концепция, заключавшаяся в соревновании сильнейших футбольных клубов на гоночной трассе, хоть и соблюдалась, но не на полную. Согласитесь, смотреть на борьбу «Барсы» и «Баварии» было бы куда интереснее, нежели на бои «Базеля» и «Андерлехта». Но это – меньшая из причин, ведь состав участников в первые пару сезонов был очень внушительным. Вторая причина – отсутствие заинтересованности со стороны футбольных фанатов. Да, разок посмотреть на болиды они, конечно, могли, но чтобы на постоянной основе ходить на трибуны или смотреть заезды по ТВ – такого не было.

По сути, автомобили были лишь раскрашены в цвета команд, а пилоты на подиуме надевали джерси своих коллективов. На деле же, Суперлига была обычным соревнованием известных лишь гоночным гикам команд и не слишком топовых пилотов. Третья и, пожалуй, главная причина провала – деньги. «Суперлига Формула» не окупалась от слова совсем, от богатых клубов бедные команды не получали ни гроша, все зависело лишь от титульного спонсора серии, который уже спустя пару лет понял, что вкладываться сюда – убыточно. Без этих средств же чемпионат не просуществовал и года.

Но это было ярко. Признаюсь, в те годы, когда футбольные клубы гоняли по европейским трассам, я об этом практически ничего не слышал, хотя знал о существовании некой «Суперлиги Формулы» (возможно, из-за ежегодных опросов на f1news.ru, где она фигурировала в вопросе о том, за какими же сериями, помимо «Ф-1», следит аудитория). История вышла короткой, сумбурной из-за постоянно меняющихся правил и состава участников, но любопытной.

В процессе подготовки данного материала я посмотрел от старта до финиша порядка шести гонок и скажу следующее: это было ни чуть не хуже нынешней, скажем, «Формулы-3». Активная борьба на трассе, известные имена, логотипы футбольных клубов. Вполне себе хорошие гонки, просто не нашедшие своей фан-базы за столь короткий временной промежуток своего существования.

Даже грустно, что продлилось это совсем недолго. Но, как говорится, не стоит плакать из-за того, что что-то завершилось. Нужно лишь улыбнуться, ведь это что-то было.