5 мин.

История русского футбола. «Локомотив»

В 90-х на восточной окраине Москвы на деньги РЖД делают футбольный клуб по европейской системе. Тренер Семин и президент Филатов поднимают «Локомотив» из первой лиги, тюнингуют своих воспитанников до уровня сборной России, завоевывают расположение нейтральных болельщиков, строят первый чисто футбольный стадион в столице – и им воздается: два чемпионства, четыре Кубка России, выход в плей-офф Лиги чемпионов и навсегда забытая фраза «пятое колесо в телеге московского футбола». Одна из самых трогательных историй местного футбола.

Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

Юрий Семин, главный тренер «Локомотива» в 1986-1990, 1992-2005 и 2009-2010 годах

«Локомотив» нашей эпохи почему-то часто называют семейным клубом. Но мне это кажется неправильным: просто на каждом месте, которое влияло на развитие команды, стояли в высшей степени профессиональные люди. Все знали свои обязанности, и это отличает тот «Локомотив» от сегодняшнего, который как раз и можно назвать семейным. Плохо, когда в структуре клуба работают родственники президента.

Мы строили «Локомотив» с самого нуля, но не надо переоценивать мою работу: все-таки тренер не может создать всю необходимую структуру. Моей заслугой в стратегическом плане можно считать то, что в свое время я повлиял на решение о назначении Валерия Филатова на пост президента клуба. Это было в 1992 году, в клуб мог прийти председатель городского совета общества «Локомотив» Коршунов. В начале девяностых у нас были серьезные финансовые трудности, и нам нужно было срочно находить деньги. Филатов для этого подходил лучше всех кандидатов, и в итоге начальник Московской железной дороги Иван Паристый прислушался к моему совету. Он любил нашу команду, поэтому дорожил мнением профессионалов.

Глупо отрицать, что на первом этапе были колоссальные финансовые трудности. Но у нас с Валерием было много друзей, которые всегда были готовы нам помочь и выделяли деньги. Да и мы с Валерием вкладывали свои сбережения, потому что «Локомотив» для нас – не просто место работы. В том «Локомотиве» во главе всего стояло имя клуба. Не было никакой зависимости от игроков и всяких внешних обстоятельств. На развитие влияли только президент и главный тренер. В команде всегда было огромное уважение к главному тренеру, потому что все понимали: он играет главенствующую роль, стоит за них горой, не обманет.

В финансовом плане мы не были слишком зависимы от главных спонсоров – МЖД и РЖД. «Локомотив» моей эпохи зарабатывал своими силами около 80 процентов всего бюджета, это очень много. Благодаря чему? У президента был свой бизнес, мы были успешны в спортивном плане и зарабатывали в Лиге чемпионов, мы построили собственный стадион, к нам потянулись болельщики. Все просто.

Когда-то у нас было совсем мало болельщиков, на стадион приходили человек 500. Потом пошли хорошие результаты, поклонников становилось все больше, а в Лиге чемпионов за нас вообще болели фанаты самых разных команд – от «Спартака» до «Динамо». А самое главное, благодаря чему нам удалось сколотить большую армию болельщиков, – собственный стадион. Тут нужно поблагодарить бывшего министра путей сообщения Николая Аксененко. Он предугадал, что клубу потребуется своя арена, договорился с РЖД о выделении денег, и у нас появился великолепный дом.

Наш «Локомотив» никогда никуда не спешил, мы всегда работали поэтапно: выйти из первой лиги в высшую, перестать быть аутсайдерами, пробиться в европейские турниры, выиграть чемпионат России. Конечной целью были золотые медали, и мы дважды добились этого результата – в 2002 и 2004 годах. Потом я ушел из «Локомотива» в сборную России, и клуб начал меняться. Сейчас он совершенно другой.

У нас были интересные негласные правила: если в дождливую погоду приходишь в раздевалку в белой футболке, без брызг грязи, получаешь нагоняй. Еще говорили, что мяч должен долетать до наших ворот только рваным. Это абсолютно верные правила, потому что игроки должны работать на поле. Иначе ничего не добьешься. «Локомотив» всегда был рабочей командой, у нас все было от души, а не от денег, все дорожили своим имиджем.

Мы никогда не сталкивались с тем, чтобы кто-то пытался разлагать атмосферу в команде. Был один показательный случай, когда у нас не очень хорошо шла игра и уже появлялось недовольство результатом. Иван Леонтьевич Паристый собрал всех сотрудников клуба и сказал: «Игроков мы всегда найдем, а тренера оставим. Семин всегда прав». И когда он сказал такую вещь, мы прошли смутный период и двинулись дальше.

К своим болельщикам мы всегда относились с огромным уважением. Все помнили момент, когда у нас их было совсем мало, поэтому ценили каждого человека. У нас было полное единство, и это не пустые слова. Как-то раз, когда у нас был непростой период, группа болельщиков преодолела все барьеры охраны и попала на нашу базу в Баковке. У ребят были претензии ко всей команде. Мы никого выгонять не стали, поговорили и поняли, что они были абсолютно правы.

Мы шли к чемпионству очень долго, для кого-то даже нестерпимо долго, это правда. Но я готов тысячу раз повторять, что успех достигается не только благодаря хорошему подбору игроков и тренеров – все зависит от тех, кто готовит еду, следит за состоянием газона и стирает игровую форму. Мы тщательно занимались каждой мелочью. Мы со всеми здоровались, всем улыбались, все были частью «Локомотива». Это было потрясающее единство.

Меня никогда не посещали мысли об уходе из команды. Что значит – «устал»? Тренер никогда не должен уставать, особенно если его команда побеждает. А мы каждый год одерживали значимые победы – обыграли «Ювентус», вышли в полуфинал Кубка кубков, выиграли Кубок России и так далее. Эмоциональный фон всегда был что надо. А что сейчас? Больно смотреть, как команда скатывается по турнирной таблице…

«История русского футбола» – совместный проект Sports.ru и «Афиши».

История русского футбола. Футбольный криминал

Андрей Тихонов: «Мы просто хорошо зарабатывали, а нынешние футболисты получают сумасшедшие деньги»

История русского футбола. Первые бразильцы