«Немцы говорят: «для игры нужны две вещи – соперник и судья». Русский арбитр судит в Германии
Мой знакомый Евгений из Берлина уже много лет по выходным судит в низших лигах Германии. Из этого интервью вы узнаете:
Как пройти курсы судьи за неделю и что нужно, чтобы дорасти до Бундеслиги.
Какие льготы положены членам немецкого футбольного союза
Кого сложнее судить, мужчин, женщин или детей
Что самое тяжелое в работе арбитра
Я знаю, ты только что приехал с игры, давай с места в карьер – что это был за матч, кого ты судил?
Играла вторая команда лиги с десятой. Там все так плотненько и закончилось со счетом 5:5. Причем одна команда вела 2 мяча, потом ничья, опять она снова вела 2 мяча, потом проигрывала и конце сравняли благодаря автоголу. В общем, сегодня было горячо, гости были недовольны результатом, хотели два пенальти. Вообще интерес игры в этих лигах можно измерять количеством болельщиков. Сегодня их было 20.
Двадцать? Подожди, это что за лига?
Вообще есть официальная табличка этого всего и в Википедии. Грубо говоря, это седьмая лига. То есть первая бундеслига, потом вторая бундеслига, потом третья – это профессиональные дивизионы. А дальше идут региональные лиги, и это уже полупрофессиональные – кому-то там платят, кому-то нет. Вот я судил в шестой – это пока максимальный уровень, который достигал и потом немножко спустился до седьмой. Это все любители, конечно.
Не сказать чтобы очень много.
Ну да, то есть это настолько местечковые игры, что даже 20 болельщиков для нее – это круто. А игра была горячая. У немцев все документируется и вообще все очень структурировано и качественно сделано, несмотря на уровень лиг.
Давай немножко вернемся назад, как ты вообще в это попал? Ты в Германии лет 20?
Девятнадцать, если быть точным. Когда это началось? Это мой 13-й сезон. Я начал в сентябре 2013, мне 30 было. А вышло это так. Случайно позвал один знакомый – говорит, у нас тут выставочный матч. Причем, что интересно, играли католики против мусульман. Они как бы дружат на уровне религиозных общин, тут в Берлине все дружат, и это был какой-то союз мусульман Берлина против футбольной команды какой-то церкви. Такой вот межконфессиональный футбол.
Интересно.
У них есть своя футбольная команда – так же, как у каких-нибудь то сантехников, например. В общем, обычная такая любительская команда, и такая же нашлась у христиан. И вот они решили играть каждый год представительский матч, позвали судить моего знакомого. Что самое смешное, он оказался иудеем, евреем. И ему нужен был линейный арбитр. Я пришел, получилось очень смешно: христиане играли против мусульман, а евреи их судили. И мой знакомый спрашивает: «А тебе вообще понравилось стоять просто флажок поднимать?». Я думаю: «Я сам играю в футбол, но уже возраст, и понятно, что перспектив особо нет, а в футболе хочется остаться». В общем, он сказал, что судьи везде нужны и дал мне ссылку. Я заполнил онлайн форму, и меня пригласили на курсы. Обучение длилось, кажется, неделю, я вечерами после работы ходил.
Подожди. За неделю можно правила футбола выучить?
Ну с нуля – нет. Но туда приходят люди, знающие уже основы. Ну и ты же сам понимаешь, футбол не такая сложная игра, и все уже давно придумано.
Не, ну если кто-то придет и скажет, что понятия не имеет, что такое офсайд, то просто он через неделю не сдаст экзамен, и будет еще ходить, если захочет, конечно. Но в целом там все очень лояльно и дружелюбно. Я сдал этот экзамен через неделю – радость была как в школе давным-давно.
И сразу пошел судить?
Да, я начал судить детей, лет девять – но это было недолго. Когда тебя официально делают арбитром, ты попадаешь сразу автоматически в списки, и появляется человек, который назначает тебя на игры. Он решает, какую игру ты в следующие выходные будешь судить. И он понимает, что тебе там 30 лет, тебе самому будет скучно с детьми, тут ему даже смотреть на твое судейство особо не нужно. Он уже через 2-3 месяца мне ребят постарше дал. Потом 1-2 сезона с молодежными командами, и потом уже все – взрослые (от 18 лет).

Кого сложнее судить – детей или взрослых?
Детей легче. Они еще не умеют симулировать; что тренер кричит, то они и делают, слушают его и арбитра вообще беспрекословно. И это приятно. Ведут дети себя более открыто, без скажем так, ножа за пазухой. У взрослых уже начинаются дискуссии с арбитром, какие-то там штучки-дрючки, все эти хитрости маленькие футбольные — это все не очень приятно порой.
Я знаю, ты и женские команды судил. Что про них скажешь?
Женщин судить мне нравится с той точки зрения, что они полностью отдаются игре. Там минус в том, что качество футбола не очень. В основном там никаких тактик, чисто „бей, беги“. Но с точки зрения их отдачи игре, того, как они эмоциональны, как они вообще все бьются и никто не лежит там по 5 минут после какой-то травмы, они – молодцы. То есть вся в крови, но встала и побежала – за девчонок, за подруг, за команду. Но сам футбол там, конечно, скучноватый.
А тебе важно, чтоб матч был интересным, то есть ты как бы на это смотришь как болельщик?
Ну да, я считаю себя болельщиком, который находится прямо в пекле этого всего. И я, собственно, ради этого в первую очередь в основном хожу и продолжаю это хобби, потому что это пипец как кайфово. Только что ничего не происходило, и вот выходят 2 команды, 22 человека – и начинается магия. Ну я стараюсь на это сильно не влиять, я смотрю на этот так, что я просто придаю какой-то порядок. Практически, как официант в ресторане.
Как вас вообще держат в курсе последних изменений в правилах? У вас какие-то семинары проводят?
Конечно. Регулярно проходят семинары и дополнительное обучение. Раз в месяц мы обязаны присутствовать на них. Точнее, из 10 раз в году ты обязан участвовать в шести или семи для того, чтобы в следующем году имел шансы и вообще право на переход в более высокую лигу. Мою группу курирует действующий арбитр ФИФА Феликс Цвайер. Почти каждый месяц три часа он с нами.

И как это проходит? Тебе куда-то надо ехать?
Все арбитры у нас распределены по географическим зонам, то есть даже в рамках Берлина меня не отправляют свистеть на восток – я принадлежу к западному Берлину. На семинарах мы рассматриваем 10-20 вопросов тестовых, которые будут в конце года в мае на официальной аттестации. То есть помимо того, что ты за год обязан посетить вот эти семь встреч, ты должен сдать хорошо тот годовой тест. Это теория, а есть еще практика.
Тест Купера?
Ага, он самый. Его сдают все, начиная от арбитров ФИФА и заканчивая нами любителями. В общем в конце сезона ты его сдаешь плюс теория, руководство всю эту инфу собирает и делает по тебе вывод – остаешься ли, идешь на повышение, или, если совсем плохо, в лигу ниже.
Кстати, есть один критерий. Так называемое активное участие в жизни футбольного сообщества. То есть, что ты можешь предложить в плане развития футбола как арбитр. Обычно, это так называемое шефство. То есть каждый год набирают молодых арбитров, совсем детей иногда по 12-13 лет, и ты вроде как берешь над одним из них шефство, ты как старший брат ему, рассказываешь, объясняешь. Это необязательно, но если ты хочешь сделать карьеру, то без этого никак. Получается четыре вещи важны для карьеры: регулярное посещение семинаров, экзамен по теории и физике и вот это участие в жизни футбольного сообщества.

Было такое, что ты завалил тест? Физику или теорию?
Теорию – бывало. Физика для меня вообще не проблема. А теорию невозможно на 100 процентов хорошо сдать. Там бывают иногда такие мутные задания – моменты, которые ты должен объяснить. И тут, конечно, те, кто говорят на родном немецком, сдают гораздо лучше, чем те, даже у кого немецкий очень хороший, но не родной. И поэтому, к сожалению, дорасти до какой-то суперзвезды судейства такому парню, как я не получится.
Можешь пример такого мутного задания привести?
Конечно. Там часто используется жаргонные выражения условно. Например, «после удара одного из страйкеров круглый, слегка коснулся алюминия, по касательной пролетев до кипера...» Очень много сленга.
Ужас какой. Это они проверяют знания языка таким образом?
Они проверяет твою адекватность. Вот ты, исходя из каких-то ключевых слов ключевых фраз, которые ты там услышал, должен сделать вывод. И вот не носителю языка это сдать на «отлично» практически невозможно. Видишь ли, они допускают до определенного уровня, а дальше, мол, притормози – дальше уже наши. Если посмотришь на текущих немецких арбитров ФИФА – это такие классические арийцы, которые родились в Германии, провели тут всю жизнь, выглядят как типичные немцы, ведут и говорят себя как типичные немцы. И у какого-то выскочки типа меня шансов маловато.

Вопрос, который наверняка интересует многих читателей, ты за это получаешь деньги?
Деньги – да, но вообще, зачем я вообще этим занимаюсь? Во-первых, это реально приносит удовольствие. Это большое удовольствие, когда ты видишь эти горящие глаза, причем у мужчин и что у женщин, что у детей – это все это прямо очень мотивирует. Футбол здесь любят, никто не приходит отбывать номер. Второе, это спортивный элемент, то есть за полтора часа я проделываю дистанцию 9-10 км. Еще я лично веду свою персональную статистику. Мне вот интересно, сколько я там даю карточек, сколько даю пенальти, то есть это завлекает и развивает меня самого. Развивает навыки в обыденной жизни. Ну и третий пункт — это небольшой финансовый аспект.
Насколько небольшой, если не секрет?
Это тоже зависит от лиги, но в среднем это получается примерно 22 евро за игру, что на самом деле ниже минимальной оплаты труда в Германии, потому что ты должен появиться за час до игры, и после матча заполнить еще всякие отчеты – с дорогой все это часа четыре занимает.
А то, что ты официально состоишь в судейском корпусе, дает тебе какие-то льготы? Я знаю, ты на «Герту» так бесплатно ходил.
Да как, как только ты становишься официальным арбитром, то тебе полагаются определенные льготы, и на все, что организует немецкий футбольный союз, теоретически и практически можно попасть бесплатно.
Что, на любой матч?
Есть исключения, где это сложнее. Например, финал Кубка Германии. Там все арбитры, которые спали весь сезон, вдруг оживляются и все хотят сходить на игру, и тогда устраивают лотерею. Но в принципе да, на все, что устраивает немецкий футбольный союз, можно попасть. Когда «Герта» была в Бундеслиге, я на все матчи ходил совершенно бесплатно.
Я предлагаю перейти к большому футболу. Ты вот смотришь матч, скажем, Лиги чемпионов или Примеры (я знаю, ты за «Барселону» болеешь), ты его смотришь как судья, оцениваешь действия судьи, думаешь, почему он так сделал, или может мотаешь что-то на ус? Есть вот такая перспектива судейская?
Да, конечно. Только с этой перспективы и смотрю, конечно. И если вижу, что в пользу Барселоны той же какое-то решение принимается несправедливо, мне как-то даже и неловко становится. Вообще, я бы сказал, что в принципе любой арбитр, который физически готов, мог бы отсудить любую игру, включая Лигу чемпионов. Да, необходим опыт, да, психологическая устойчивость, но не все это так супер сложно, как мне уже с высоты своего опыта кажется.

Ну вот и заголовок готов: «я бы смог осудить матч Лиги чемпионов».
И я мог бы, и многие могли бы, потому что технически там мало что отличается от наших лиг. А дальше только твоя психологическая устойчивость, как ты реагируешь, когда на тебя давят трибуны, игроки. Как по мне, то это мелочь.
Как ты относишься к ВАР? Есть ощущение, что далеко еще от идеала. Иногда очень долго проверяются решения, и при этом все равно остаются ошибки.
Я считаю, что ВАР нужен только на высшем уровне, когда вовлечены букмекерские конторы, когда вовлечены миллионы зрителей и так далее. Все мы любим справедливость. Все мы хотим, чтобы было по правилам. ВАР решает эту проблему. Неидеально пока, но, я думаю, это будет только совершенствоваться. Поэтому, когда речь идет о ЛЧ, ЧМ/ЧЕ или национальных чемпионатам, он 100% необходим. В каком виде, это вопрос дискуссионный, но я вспоминаю те времена, когда люди ругались просто друг с другом из-за спорного решения арбитра.
Представь, ВАР ввели на твоем уровне. Хотел бы?
Не, не, не. Это вообще тут не надо. Это дорого, и вообще все прекрасно все понимают и согласны уже заранее с твоей потенциальной ошибкой. И ты как бы говоришь, ребята, теоретически там офсайда, возможно, не было, а мне показалось, что он был, я свистнул, поэтому прошу прощения, если я не прав, но тогда это просто моя ошибка. Ну вот так оно все, уже ничего не поделаешь. И все принимают такое решение.
А у тебя были скандалы? Чтоб во время или после матча нападали, или писали жалобы на тебя потом?
Были, были. Немцы при всем их внешнем спокойствии очень эмоциональные. Когда речь заходит о футболе, в немецком языке даже есть выражение, которое там используют по отношению к судье: «Я знаю, где стоит твой велосипед». Как бы с юмором, но на самом деле оно несет в себе смысл. Все начинают с любительских лиг. Все приезжают на футбол на великах, машины – это реже гораздо. Все – местные, и в том числе арбитр. И когда арбитр принимает какое-то неправильное решение, ему кричат: „Эй, рэф! я знаю, где стоит твой велик“ – вроде как я тебе колеса за такое судейство потом проткну.
Турки самые горячие наверное?
Вообще это Берлин, это мультикультурный город, есть команды балканские, есть русские, есть украинские команды. Ну, немцы самые спокойные. А вот когда турки против каких-нибудь курдов, там вообще начинается черти что, и все друг друга ненавидят, и тебя тоже. Сегодняшняя игра вот была, я свистнул пару раз прямо на грани штрафной, игроки подходят: «ты просто не уверен в себе, боишься свистнуть пенальти?!».

Было такое, что прям страшно, когда нападали, угрожали, толкали, может?
Не, не. Ну один раз там, кто-то толкнул меня сильно, за что его, по-моему, забанили.
Но ты это задокументировал там, где надо?
Конечно, я это сразу же после игры докладывать должен, плюс там свидетели, все это сразу фиксируется. Футбольный союз вводит проводит постоянно акции типа «футбол без насилия» и, не дай бог, что-то произойдет, это обязательно должно документироваться. Сразу же виновные несут наказание.
Сколько у тебя игр за сезон выходит?
У меня все записано, сейчас проверю. В прошлом 50 игр, из них 16 линейным. Ну а рекорд был 60 – то есть больше, чем игра в неделю.
Кого-нибудь известного встречал за все это время в Германии, футболиста или тренера?
Да. Томаса Хесслер, чемпион мира. Знаешь такого?

Конечно. Маленький такой
Ты не представляешь насколько он маленький. Он 166 см, а я был тогда именно линейным в этой игре как раз там, где он стоял. Ну вот он закончил карьеру работал , и до сих пор возглавляет команду «Шпандау 06» в Берлине. Это значит, что она была основана в 1906 году. И вот чемпион мира стоял рядом со мной, руководил командой. А я вот реально смотрю и понимаю, что этот человек, который, лучше всех в мире в футбол в 1990-м году, с изображением которого у меня был вкладыш из жвачки, стоит рядом с тобой и занимается с тобой. Круто.
Фото нет?
Фотки не сохранилось, но могу сказать, что очень спокойный и интеллигентный человек. Такой маленький голубоглазый дядька…
Ну и напоследок. Бывает такое, что стыдно после какого-то матча – понял, что ошибся и переживаешь?
Было, было. Я бы отдельно хотел выделить, что саморефлексия – это вообще самое тяжелое, что во всем этом есть. Ну, в зависимости матча, конечно. Бывает, что гладко прошло и быстро забылось. Но когда ты вот что-то не так делаешь и чувствуешь, что оно вот что-то неправильно было мной сделано в игре, то ты потом себя грызешь. Ну как минимум целый день точно, заходишь в таблицу, думаешь, блин, ну как там вот их соперники? Может, они там, я надеюсь, тоже проиграли или хотя бы там ничья, чтоб ситуация в таблице особо не изменилась. И я уверен, что это есть практически у каждого арбитра. Когда я только начинал и судил детей, мне один тренер сказал, что он своим игрокам говорит так: нормальный футбол не может состояться, пока нет двух вещей: соперника и арбитра.
Я думал, мяча.
Ок. Тогда скажем, трех вещей: мяча, соперника и арбитра. Просто в моем детстве арбитр это вообще как-то на втором или третьем плане было. А Германии к этому очень серьезно относятся, поэтому тут свистеть, честно говоря, приятно, но я хотел бы попробовать теперь и на российских полях. Там, где с игроками и тренерами на родном языке общаешься.